Александра Отиева — Палитра пленительной женственности

 

Если не у каждого художника, то у каждой истинной женщины есть свой цветок, он символизирует и ее жизнь и ее красоту…

У художницы-акварелистки Александры Отиевой, которая неустанно вносит свой вклад в европейскую флористическую акваживопись, также провидится образ «своего» цветка… В обширном авторском «собрании» — ее жизненному облику, ее собственному «портрету», подходят нарисованные ею маки – яркие, насыщенные тонкими световыми переходами, оттенками, нюансами. Они у нее изящно оттенены белыми отсветами и потому не сливаются с фоном, очень растительно насыщенным, густым, по-своему гармоничным, свойственным ее акварели…

За маками следуют фиолетовые, более сдержанные, но тоже весьма «плотного письма» ирисы. Но в чем возможности художницы раскрываются особенно утонченно и женственно, это ее художественные «отражения» лилий и пионов. Бедно розовое их свечение будто источает еле уловимый цветочный аромат, — это уже работает навстречу акварельным рисункам наше воображение…

Творческая манера Александры Отиевой в ее пейзажных сериях не диссонирует с очень основательным по наполненности флористическим циклом, не противоречит ему. Тут очень убедительно предстают перед нами городские пейзажи. Как уютен акварелью воссозданный вид старинной итальянкой улочки, состоящей из двухэтажных домов, мощеной камнем, название листа – «Тоскана», — здесь дух той, давней Европы уловлен и сохранен художницей. У нее есть целая серия, посвященная итальянской Тоскане.

Совсем другой эмоцией, — строгостью, веет от акварели «Оксфорд», где изображены мост и башня и мы, — мановнием кисти, — уже перенеслись из Италии в туманный Альбион, в Англию. В акварельном альбоме Александры Отиевой оксфордский вид стройно соседствует с высокогорным видом австрийского селения, — островерхие дома, башня кирхи или ратуши… Австрия была родиной одного впоследствии известного, но так и не поступившего в Академию, «прочного» акварелиста, который до Второй мировой войны стал канцлером Германии…Он тоже был увлечен жанром городского пейзажа, в котором преуспел, возможно, больше, чем в политической карьере…

Или – летний «полевой» пейзаж «Июль в Провансе», где вновь оживают уже знакомые нам по «цветочным» акварелям и натюрмортам маки, которые композиционно разворачивают сюжет акварели, устремляя его к холмисто-туманному, светло-воздушному горизонту!.. Это динамическое, насыщенное довольно сдержанным цветом «движение» и есть своеобразный «камертон»  пейзажа. Так уверенно, и по большому счету живописно, создается своя, индивидуальная трактовка увиденного.

Зеркальной гармонией отражения нас увлекает «Мост Магдалены», он же – «Мост дьявола», что высится близ города Лукка. С ним связана мрачная средневековая тосканская легенда. Александре тут удалась поэзия соразмерности архитектурного старинного мотива и его отражения, в этой работе проявлен недюжинный художественный вкус.

Впечатляет также пейзажный «портрет» Амстердама, воплощенный одним мотивом – изображением зимующей у набережной крытой баржи, которых столько пришвартовано в столице Голландии к берегам городских каналов, многие из барж служат голландцам жильем…

Исключительно гармонична загадочная по углубленному свету работа «Камни в речной воде», это своего рода акварельная, несколько мистичная «пропись» свето-цветового решения…

Может и умеет Александра Отиева создавать традиционные по сюжету натюрморты, — с фруктами, бокалами, даже птицами…

Совсем иное впечатление производит акварельная серия – «Русская зима», напоминающая своим белесым уютом тихое дыхание уснувшей Природы, которая дремлет под снежным покровом. Но художница – или лучом солнца сквозь ветви безлистых деревьев, — или огоньком в окошке деревенского домика, — все равно оживляет цветовым пятном зимний пейзаж.

В ее серии «Впечатления» нас трогают образы детей, животных.

Особого мастерства Александра Отиева достигает в излюбленном ею жанре изобразительного искусства, – в батике. Она создает неповторимые, уникальные платки со своей цветной росписью по шелку. Каждый платок имеет авторское объяснение того, что на нем изображено, – тут и сложные орнаментации, вплетенные в сюжет, – и, конечно, цветы, виноград… Или появится старинная парковая беседка, или женственный, почти абрисный, теневой женский лик; или птицы, или бабочки в красочных амальгамах; нас ждут запечатленные в батике и Эйфелева башня, и мост в Париже, и слетающие с неба лепестки роз…

Своеобразный и многообразно выраженный, обаятельно женственный талант Александры Отиевой движется по пути мастерства колеями акварели и батика, уверенно создавая все новые художественные произведения, которые еще не раз порадуют тех, кто с ними близко познакомится, а может быть и подружится…

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, член ученого совета Литературно-художественного музея М.и А. Цветаевых.