АРТУР АЙДИНЯН: Немного о круге и жизни

Как давно это было… Пяти десятые… Начало 60-ых годов… Имя Артура Айдиняна к тому времени стало легендой. А выступать начал еще в самом конце 40-ых, после того, как приехал, репатриировался из Греции, где родился в 1923 году в городе Салоники у черного моря, где принимал участие в борьбе за освобождение Греции..

Конец войны… Семья во время оккупации была разорена и, как следствие, — решение главы семьи откликнуться на зов советских эмиссаров, призывавших к репатриации – к возвращению на земли Армении, «в стан предков». Когда певец, имевший за плечами армянскую школу, не оконченный Итальянский юридический колледж, и, что важнее всего, частные уроки у итальянца, старого певца, маэстро Росси, приехал в СССР, у него уже был свой репертуар. Это был уже сложившийся певец. В музыкальном училище имени Романоса Меликяна в Ереване ему могли дать лишь несколько штрихов к уже существующему «творческому портрету»… Консерваторию уже он закончил экстерном когда уже имел почетное звание…

Легендой он был прежде всего потому, что обладал голосом изумительной красоты, тембрально удивительно богатым. К голосу «прилагался» высокий вкус и абсолютное чувство стиля. Знатоки и музыковеды, слушая сегодня его записи не сомневаются в том, что певец обладал владением настоящим Бельканто – высоким умением особенно тонко вести звук, делая потрясающие филировки, то есть сводить высокую ноту, или целую музыкальную фразу постепенно к пьяно, переводить ее в «тихий» регистр.

Он регулярно выступал в Большом зале консерватории, в зале Чайковского. Был знаменитым на весь Союз гастролером, изъездившим страну вдоль и поперек с сольными выступлениями. Голос его звучал все время по радио, выступления транслировались по телевиденью, выпущено было не мало пластинок. О нем особенно много писали в журналах и газетах в период хрущевской оттепели. Тогда он был максимально замечен во многом благодаря фильму «Сердце поет» (1956), в этом цветном музыкальном фильме Артур Айдинян сыграл роль героя, который, фактически, был списан сценаристкой Маро Ерзикян с его собственной судьбы… Фильм пользовался огромной популярностью, обошел 70 стран мира.

У яркого лирико-драматического тенора было немало известных друзей. Они приходили к нему сначала на его первую в Москве квартиру в доме на набережной Шевченко, а потом и в большую квартиру на Смоленской улице, на противоположном берегу Москвы реки, куда он переехал в 1962 году.

У А.М.Айдиняна была дружба с Артемом Ивановичем Микояном, авиа конструктором, создателем знаменитых Мигов, он среди прочих был и на новоселье, что справили в доме на Смоленской, в тот день пришел с супругой и живописец №1 в Стране Советов – академик Дмитрий Налбандян, написавший портрет Артура Айдиняна в 1959 году, Он же писал почти одновременно и портрет другого соплеменника Артура Айдиняна, композитора-класика Арама Хачатуряна, с которым не раз выступал Артур Айдинян в больших сборных концертах. Хачатурян дирижировал оркестром, Артур Айдинян с концертмейстером исполнял классические арии, неаполитанские песни, романсы…Там, на Смоленской А.М.Айдинян репетировал новые программы с известнейшим А. А. Дедюхиным, который выступал с Мстиславом Растроповичем, ездил с ним за рубеж, и акомпанировал на ведущих концертах и гастролях Артуру Айдиняну. Из музыкантов, входивших в близкий круг Артура Айдиняна уместно вспомнить пианистку Ирму Юдину, которая гастролировала с ним еще с 50-ых. Это она познакомила его с ее знаменитым учителем, точнее учителем ее и Святослава Рихтера, Генрихом Густавовичем Нейгаузом…Важно вспомнить и Веру Подольскую, Артур Айдинян называл ее «человек оркестр», столь мощно она брала аккорды, автора книги «Нежданова и ее ученики», она когда-то акомпонировала Неждановой, была ее концертмейстером. Вера Васильевна преподавала в Консерватории по концертмейстерскому классу. Выступать с Артуром Айдиняном была такая честь, что В.Подольская ночью приходила к консерватории и вешала на тумбу афишу зала Чайковского, где имена ее и А.Айдиняна стояли радом. Хорошие отношения сложились с Иваном Семеновичем Козловским, — Умный певец, — говорил он об А.Айдиняне, приходив в директорскую ложу.С нескрываемым удовольствием он слушал его концерты. Общались они и в Крыму на даче близкий приятельницы Козловской, когда время их отдыха совпало, вместе встречались и у А.И.Микояна, участвовали, бывало, совместно в концертах.

Среди друзей А.Айдиняна были далеко не только музыканты. Мы упомянули о художнике Д.А.Налбандяне, обессмертившем «многократно» Ленина, Сталина, Хрущева, Микояна и многих членов Политбюро. Но, что касается скульптурных портретов А.Айдиняна, то два из них исполнил академик Лазарь Дубиновский, создавший большое количество торжественных официальных памятников в Кишиневе, в Молдавии, где жил все последние годы своей жизни, хотя на проучении он был во Франции, в Париже. Один из скульптурных бюстов А.Айдиняна работы Дубиновского был продан автором в США.

Из театральных деятелей другом певца был глава Вахтанговского театра – Рубен Симонов. Он в те годы ставил свою «Филумену Мортурану» по Пиранделло, и особенно был заинтересован итальянской культурой, итальянским пением.

Домами дружила семья Айдинянов с Чемпионом Мира по шахматам – Василием Васильевичем Смысловым. Он бывал у Артура и как друг семьи, и как певец-любитель, в поздние годы своей жизни он даже осуществил свою мечту — один раз спел в Большом зале консерватории. В.В.Смыслов жил в небоскребе на площади Восстания, оттуда недалеко до Смоленской… Из военачальников, бывавших в доме у А.М.Айдиняна, назовем прежде всего, маршала бронетанковых войск Амазаспа Ахачатуровича Бабаджаняна, с ним певец общался и в Москве, да и в Одессе, где в 60-ых годах тот был главой Одесского военного округа… Был знаком А.Айдинян и с Маршалом Советского Союза И.Х.Баграмяном, общался с ним в Сухуми, и во время празднования 40-летия Советской Власти в Армении.

Из «литератуно-музыкальных» деятелей, относящихся как к литературе, так и к музыке отметим известного поэта-песенника, Горольда Регистана. Сколько пластинок с текстами на музыку разных композиторов было создано им в 50-60-ые!.. Он создал тексты песен к фильму «Сердце поет». Гарольд был близким другом, часто бывал в доме, сиживал за столом. А на столе красовался ручной работы сервиз, на 12 персон, ручной росписи, с малиновыми по тональности узорами – цветами. Тогда была эпоха, когда трудно было достать элементарные продукты, не говоря о деликатесах. Партийные верхи получали продукты из закрытых распределителей. Очереди за съестным в те годы и в провинции и в Москве были делом практически ежедневным. Несмотря на это признанные люди искусства принимали гостей, для чего через крупные столичные рестораны доставали за не малые деньги черную или красную икру, копченый балык, осетрину. Артур Айдинян любил добротную и вкусную пищу, эта слабость вообще свойственна тенорам, ведь для того что бы петь, нужен железный пресс и тренированная диафрагма. На репетиции, не говоря уже о концертах, уходило много сил… Помнится, когда уничтожили известный в Москве магазин «Грузия», куда из республики привозили продукты, то «для симметрии» вознамерились уничтожить и магазин «Армения». А магазин этот весьма помогал принять гостей, создать «национальный колорит» стола. Так вот, Народный артист Армянский ССР Артур Айдинян и Народный художник СССР Дмитрий Налбандян обратились в правительство, к Н.С.Хрущеву, чтобы им оставили этот магазин, не закрывали, разрешили пользоваться продуктами, привезенными с далекой их» исторической» родины. На просьбу, как гласит легенда, руководитель страны дал такую резолюцию – Если столь крупные деятели культуры просят – надо оставить! И магазин «Армения» остался «жив», существует он до сих пор… В нем так же продают судьжук, бастурму, сыры – чанах, лори, и, конечно, армянские вина и марочные коньяки многолетней выдержки, которые с таким удовольствием подымали в рюмках за столами у Налбандяна, у Айдиняна. Среди друзей семьи Айдинян был так же известный писатель Сергей Сергеевич Смирнов, он вел по телевиденью передачу «Подвиг», Мстислав Борисович Козьмин, директор Музея М.Горького позже – зам. Главного редактора литературного журнала «Новый мир», его жена Светлана Борисовна Козьмина, балерина Большого театра.

близко дружила с женой Артура Михайловича, Лилией Трофимовной Гладковой. Лилия Трофимовна, дочь начальника оперативных отделов фронтов и Армий во время Отечественной войны, полковника Т.А.Гладкова, которого высоко ценил и цитировал в тактическом учебнике маршал Г.К. Жуков, она была архитектором, по ее проектом при Сталине строили дома в Одессе.

У Артура Айдиняна бывало много выдающихся личностей, — сколько музыкантов! – как не упомянуть весь золотой состав всемирно известного Квартета Комитаса, с которым он выступал и записывался, также как с оркестром Большого театра под управлением А.Жюрайтиса, с оркестром Маркиза, позже уехавшего за границу, но не забытого… Сколько веселья вносила в застолья в домашнем кругу на семейных праздниках маленькая, много курившая сценаристка Маро Ерзикян, первой работой в кино которой, была созданная совместно с М.Роммом довоенная «Золушка», через них Айдиняны узнали и Янину Жеймо, и В.Басова…

В последние годы жизни в квартире на против А.М.Айдиняна, поселился известный вахтанговец, народный артист РСФСР Григорий Андреевич Абрикосов с женой актрисой театра и кино Мариной Кузнецовой, и с ними возникли добрососедские отношения…

Всех, кто знал А.Айдиняна, кто ценил его как музыканта – не перечислишь. Исключительно высоко о нем отзывались дирижер Вероника Дударова, скрипач Эдуард Грач… Он, конечно же хорошо знал Арно Бабадженяна и рекомендовал ему молодого певца для исполнения песен в фильме «Песня первой любви».

Времена меняются, память остается. Поколение, которое помнит концертные сцены и радиоэфир 50-60-ых годов, с огромным уважением вспоминает имя и творчество выдающегося певца, мастера Бельканто, Народного артиста Армении, ставшего легендой при жизни, — Артура Айдиняна.