С детства мечтала петь. Не просто петь, а петь в опере. Когда впервые услышала в театре оперу «Кармен», с тех пор влюбилась в это возвышенное искусство. Совокупность многих искусств: музыки, пения, танца, актёрской игры и режиссуры, а также костюмов и декораций. И всё должно быть на высоком уровне… иначе смешно и невозможно ни слушать, ни смотреть.
Голос мой был сильный и бестолковый. Неуправляемый и неповоротливый, как слон в посудной лавке. Необходимо было отточить его, направить в нужное русло, то есть поставить.
С этим меня направили к великому оперному певцу Артуру Михайловичу Айдиняну, легенде из мира классического вокала.
Я боялась до обморока. Нужно было исполнить хоть что-нибудь, любую народную песню или романс. Только показать голос. Мы подошли к дому на Смоленской набережной, где проживал Артур Михайлович Айдинян. Меня потрясывало от страха. Я по натуре диковата. Мне было известно, каким прославленным певцом был в своё время Артур Айдинян. Конная милиция разгоняла толпу тех, кому не достались билеты на его концерт. А тут я… с голосом, конечно. Но совершеноо им не владеющая. Так сказать -«голос, не поставленный от природы».
Ноги механически передвигаясь, волокли вперёд. В голове же был туман. Когда вошли в квартиру, страх сменился удивлением. Нельзя сказать, что он был просто пожилым человеком, от него исходило необычайное притягательное тепло, которое позволило и мне стать раскованнее. К моменту моего пения , я и вовсе расслабилась.
Айдинян был легендой своего времени, 50-х годов! Это было после войны, в которой он участвовал в качестве подпольщика . И был в прямом смысле героем партизанского движения Греции. Греция во время второй мировой войны была захвачена сначала итальянцами, а потом немцами, пришедшими на помощь побеждаемым итальянцам.
Эта маленькая смелая страна, с большим опытом противостояния, 500 лет греки сопротивлялись туркам, оказала сопротивление мировому агрессору! И в этой неравной борьбе учувствовал Айдинян. В гитаре переносил листовки , призывающие к освободительной борьбе. Такой свободолюбивый и смелый был юноша .
Я спела романс «Не брани меня, родная…». Ничего особенного, но он у меня получался лучше всего на тот момент. Голос понравился. Сказал: — «придётся много работать…»
Но я себе даже не представляла, как и сколько придётся работать. Певец не может и не должен петь более двух часов. Речь идёт о зрелом певце. А студент и того менее. Но…я так хотела петь..
Начали заниматься всерьёз. Артур Михайлович был почти слеп. Но обладал удивительным слухом и педагогическим чутьём. Был тактичным и одновременно требовательным педагогом . Занимались у него дома, на Смоленской набережной. Рояль -кабинетный Стейнвэй , редкого цвета и коричневой полировки, имел , как все Стенвэи, потрясающий звук. Наполнял нас музыкой до глубины души. Занимались упражненями до изнеможения, моего естественно. Артур Михайлович был неутомим и готов всегда пропеть необходимый отрывок . И как пропеть! Он свой голос не насиловал, у него всё получалось естественно, как дышать.
Необычайная врождённая музыкальность наряду с природной же постановкой голоса, таков был его талант певца. И необыкновенное богатство души и человеческой натуры. Мы часто вместе слушали его записи прошлых успешных лет. Лучшие сложные арии, в его репертуаре были самые прославленные партии для тенора.
Лирико-драматический тенор красивого тембра. Внешность стройного молодого человека. И с годами он не изменился, хоть и был тяжело болен диабетом, кроме проблем со зрением, после пыток немецких палачей. Из-за диабета вынужден был во всём себе отказывать. Что оставалось? Не видеть , ни есть , ни пить? Только музыка и воспоминания и ещё близкие любящие его люди, обожаемая жена Лиля и двое замечательных сыновей.
Да ученики… Он правда официально отказался преподавать. Много раз приглашали отовсюду . Он отказывался. Его единственной ученицей была я. И он вкладывал всю душу и силы. Я так ему была благодарна за это. Он в меня верил, несмотря на то, что часто не получалось. Мы повторяли и повторяли. Он объяснял ещё и ещё.
Потом подружились семьями. Поехали в Одессу все вместе , на дачу Артура Михайлович . Моя мама, Неонила всегда помогала мне и всем, кому могла. И по хозяйству, и готовили обеды и ужины. Накрывали большой стол в саду. Как одна семья , Айдиняны и мы с мамой.
Дача – был большой каменный дом с колоннами и со всеми удобствами. Недалеко от моря, спустись с обрыва по лесенке и ты на пляже. Теперь это один из роскошных районов Одессы и сейчас квадратный метр там идёт на вес золота. Артуру Михайловичу Айдиняну этот дом подарило правительство СССР в благодарность за творчество. Ведь он и в кино сыграл роль, в фильме «Сердце поёт» сыграл почти самого себя. И получилось очень хорошо, фильм имел успех. Благодаря фильму в том числе Айдинян получил такую безумную широкую известность.
Его узнавали на улице. В гостинице женщины искали встречи. Порой просто дожидались в постели. Нелегко пришлось жене. Но зато они столько путешествовали. Останавливались в лучших гостиницах, питались в ресторанах. Когда не было банкетов , которые устраивало местное партийное руководство в каждом новом месте. Вот это была жизнь. И слава и любовь, всё вместе. Но к сожалению , такое счастье не может длиться вечно, всему своё время.
Пришло время покинуть сцену, здоровье диктовало условия, и с этим ничего не поделаешь. Для пения и гастролей нужно железное здоровье. А его почти не было. Всё отбили в застенках гестапо.
Когда Артур Михайлович узнал, что я собираюсь эмигрировать в родную маме и ему Грецию… По крови мама была чистокровной гречанкой и бредила Грецией. Сначала, после перестройки, поехали посмотреть. И решили переехать на так называемую историческую родину. Мама была активисткой греческого общества Москвы и визу репатриантов получили с лёгкостью. Артур Михайлович поправлял нас в греческом языке. Выучили греческие народные песни с ним. Было интересно, я была , как на крыльях, полна надежд. Не представляя себе с полной реальностью, что такое эмиграция. Узнала потом.
Но это отдельная история.
Так мы дошли до развала СССР. Помню, в момент осады Белого дома в Москве ехали в поезде в Одессу и не понимали полностью, что происходит. В последний раз позанимались вокалом с воодушевлением. Не понимая, что переживаем дни мирового поворота истории. Развал СССР не только положил конец холодной войне, но и нарушил равновесие мировых сил. Перевесил капитализм США, а не идеалистический социализм СССР. Странным образом, но людям происки в целях наживы больше по душе. Капитализм соответствует человеческой натуре более, чем коммунизм.
Выучили несколько арий для моего меццо-сопрано, для прослушивания в Театр и Консерваторию Афин, где я потом продолжила занятия вокалом, и всё это благодаря Артуру Михайловичу Айдиняну и его ангельскому терпению. Он умер, а я продолжаю вспоминать наши уроки. Его шутки, он часто надо мной подшучивал. Хотя русский язык был им выучен в зрелом возрасте, но он отлично на нём говорил . Талант во многих областях остаётся талантом. А это был человек незаурядный, смелый и сильный. Добрая память Вам, дорогой Артур Михайлович! И ещё раз спасибо огромное за всё.
Что остаётся от человека после смерти? Только могилка с памятником, небольшой холмик и кусок камня- памятника? Или же память в сердцах людей , близких и далёких. Память о славных делах , песнях и ариях пропетых с душой и чувством. Вот что важно. Жизнь так коротка, не успеваешь оглянуться, а её уже нет. То, что оставил на память Артур Михайлович Айдинян , непреходящие духовные ценности, любовь и память. Победа над смертью и тленом….