Динара Агапи — Воспоминания о великом Артуре Айдиняне

 

С детства мечтала петь. Не просто петь, а петь в опере. Когда впервые услышала в театре оперу «Кармен»,  с тех пор влюбилась в это возвышенное искусство. Совокупность многих искусств: музыки, пения, танца, актёрской игры и режиссуры, а также костюмов и декораций. И всё должно быть на высоком уровне… иначе смешно и невозможно ни слушать, ни смотреть.

Голос мой был сильный и бестолковый. Неуправляемый и неповоротливый, как слон в посудной лавке.   Необходимо было отточить его,  направить  в нужное русло, то есть поставить.

С этим  меня направили к великому оперному певцу Артуру Михайловичу Айдиняну, легенде из мира классического вокала.

Я боялась до обморока. Нужно было  исполнить хоть что-нибудь, любую народную песню или романс. Только показать голос.  Мы подошли к дому на Смоленской набережной, где проживал Артур Михайлович Айдинян.  Меня потрясывало от страха. Я по натуре диковата.  Мне было известно, каким прославленным певцом был в своё время Артур Айдинян. Конная милиция разгоняла толпу тех, кому не достались билеты  на его концерт. А тут я… с голосом, конечно. Но совершеноо им не владеющая. Так сказать -«голос, не поставленный от природы».

Ноги механически передвигаясь, волокли  вперёд. В голове же был туман. Когда вошли в квартиру, страх сменился удивлением.  Нельзя сказать, что он был просто  пожилым человеком, от него исходило необычайное притягательное тепло, которое позволило и мне стать раскованнее.  К моменту моего пения , я и вовсе расслабилась.

Айдинян был легендой своего времени, 50-х годов! Это было после войны, в которой он участвовал в качестве подпольщика . И был в прямом смысле  героем партизанского движения Греции.  Греция во время второй мировой войны  была захвачена сначала итальянцами, а потом немцами, пришедшими  на помощь побеждаемым  итальянцам.

Эта маленькая смелая страна, с большим опытом противостояния, 500 лет греки сопротивлялись  туркам, оказала сопротивление мировому  агрессору!  И в этой неравной борьбе учувствовал Айдинян. В гитаре переносил листовки , призывающие к освободительной борьбе. Такой  свободолюбивый и смелый  был  юноша .

Я спела романс  «Не брани меня, родная…». Ничего особенного, но он у меня получался лучше всего на тот момент. Голос понравился. Сказал: — «придётся много работать…»

Но я себе даже не представляла, как и сколько придётся работать.  Певец не может и не должен петь более двух часов. Речь идёт о зрелом певце. А студент и того менее. Но…я так хотела петь..

Начали заниматься  всерьёз. Артур Михайлович был почти слеп. Но обладал удивительным слухом и  педагогическим чутьём.  Был тактичным и одновременно требовательным педагогом .  Занимались у него дома, на Смоленской набережной.  Рояль -кабинетный Стейнвэй , редкого цвета и коричневой полировки, имел , как все Стенвэи, потрясающий звук. Наполнял нас музыкой до глубины души.  Занимались упражненями  до изнеможения, моего естественно. Артур Михайлович был неутомим и готов всегда пропеть необходимый отрывок . И как пропеть! Он свой  голос не насиловал, у него всё получалось естественно, как дышать.

Необычайная врождённая  музыкальность наряду с природной же постановкой голоса, таков был его талант певца.  И необыкновенное богатство души и человеческой натуры.  Мы часто вместе слушали его записи прошлых успешных лет. Лучшие сложные арии,  в его репертуаре  были самые прославленные партии для тенора.

Лирико-драматический тенор  красивого тембра. Внешность стройного молодого человека. И с годами он не изменился, хоть и был тяжело болен диабетом, кроме  проблем со зрением, после пыток немецких палачей.  Из-за диабета вынужден был во всём себе отказывать. Что оставалось? Не видеть , ни есть , ни пить? Только музыка и воспоминания и  ещё близкие любящие его люди, обожаемая  жена Лиля и двое замечательных сыновей.

Да ученики… Он правда официально отказался преподавать. Много раз приглашали отовсюду . Он отказывался. Его единственной ученицей была я. И он вкладывал всю душу и силы. Я так ему была благодарна за это. Он в меня верил, несмотря на то, что часто не получалось. Мы повторяли и повторяли. Он объяснял ещё и ещё.

Потом  подружились семьями. Поехали в Одессу все вместе , на дачу Артура Михайлович . Моя мама, Неонила всегда помогала мне и всем, кому могла. И по хозяйству, и готовили обеды и ужины. Накрывали большой стол в саду. Как одна семья , Айдиняны и мы с мамой.

Дача – был большой каменный дом  с колоннами и со всеми удобствами. Недалеко от моря, спустись с обрыва по лесенке и ты на  пляже. Теперь это один из роскошных  районов Одессы и сейчас квадратный метр там идёт на вес золота.  Артуру Михайловичу Айдиняну этот дом подарило правительство СССР в благодарность за творчество. Ведь он и в кино сыграл роль, в фильме «Сердце поёт» сыграл почти  самого себя. И получилось очень хорошо, фильм имел успех.  Благодаря фильму в том числе Айдинян получил такую безумную широкую известность.

Его узнавали на улице. В гостинице  женщины искали встречи. Порой просто дожидались в постели. Нелегко пришлось жене. Но зато они столько путешествовали. Останавливались в лучших гостиницах,  питались в ресторанах. Когда не было банкетов , которые устраивало местное партийное руководство в каждом новом месте. Вот это была жизнь. И слава и любовь, всё вместе. Но к сожалению , такое счастье не может длиться вечно, всему своё время.

Пришло время покинуть сцену, здоровье диктовало условия, и с этим ничего не поделаешь.  Для пения и гастролей нужно железное здоровье. А его почти не было. Всё отбили в застенках гестапо.

Когда Артур Михайлович узнал, что я собираюсь эмигрировать в родную маме и ему Грецию… По крови мама была чистокровной гречанкой и бредила Грецией. Сначала, после перестройки, поехали посмотреть. И решили переехать на так называемую историческую родину.  Мама была активисткой греческого общества Москвы и визу репатриантов  получили с лёгкостью. Артур Михайлович поправлял нас в греческом языке. Выучили  греческие народные песни с ним. Было интересно, я была , как на крыльях, полна надежд.  Не представляя себе с полной реальностью, что такое эмиграция. Узнала потом.

Но это отдельная история.

Так мы дошли до развала СССР. Помню, в момент осады Белого дома в Москве ехали в поезде в Одессу и не понимали полностью, что происходит. В последний раз позанимались вокалом с воодушевлением. Не понимая, что переживаем дни мирового поворота истории. Развал СССР не только положил конец холодной войне, но и нарушил равновесие мировых сил. Перевесил капитализм  США, а не идеалистический социализм СССР. Странным образом, но людям происки в целях наживы больше по душе. Капитализм соответствует человеческой натуре более, чем коммунизм.

Выучили несколько арий для  моего меццо-сопрано, для прослушивания в Театр и Консерваторию Афин, где я потом продолжила занятия вокалом,  и всё это благодаря Артуру Михайловичу Айдиняну и  его  ангельскому терпению. Он умер, а я продолжаю вспоминать наши уроки.  Его  шутки, он часто надо мной подшучивал. Хотя русский язык был им выучен в зрелом возрасте, но он отлично на нём говорил . Талант во многих областях остаётся талантом. А это был человек незаурядный, смелый и сильный.  Добрая память Вам, дорогой Артур Михайлович! И ещё раз спасибо огромное за всё.

Что остаётся от человека после смерти? Только могилка с памятником, небольшой холмик и кусок  камня- памятника?  Или же память в сердцах людей , близких и далёких.  Память о славных делах , песнях и ариях  пропетых с душой и чувством. Вот что важно. Жизнь так коротка, не успеваешь оглянуться, а её уже нет. То, что оставил на память Артур Михайлович Айдинян , непреходящие духовные ценности, любовь и память. Победа над смертью и тленом….