ТИНА АРСЕНЬЕВА

 

ГОЛОС ЗАБЫТЫЙ — И НЕЗАБЫВАЕМЫЙ

 

Наше знакомство с Станиславом Артуровичем Айдиняном началось с реплики художника Сергея Ильина: «Да знаешь ли ты, кто был его отец?! Певец, которым заслушивался Советский Союз, а вслед за Союзом и весь мир…»

Певец Артур Айдинян оставил много удивительных по проникновенности и таланту записей. Но откуда нашему поколению было узнать о кумире 50-х, знаменитом певце, Народном артисте Армянской ССР Артуре Айдиняне (1923-1997)?!

На Французском бульваре в Одессе на пересечении его с Кирпичным переулком, стоит «мавриатанский» особняк с башней. Принадлежал он семейству Петросян. Елена Аркадьевна Петросян (ныне покойная), ветеран Великой Отечественной, военврач, была, на протяжении 20 лет бессменной ассистенткой самого академика В. П. Филатова. А ее «городская усадьба» считалась в Одессе «домом армянской культуры». Брат Елены Аркадьевны, Михаил Петросян, — довольно известный в свое время одесский скульптор; оставался в оккупации, потом был за это репрессирован… В «мавританском доме» и случилось знакомство молодой женщины-архитектора, (окончившей архитектурный факультет Одесского строительного института и уже работавшей), Лилии Гладковой с ее будущим супругом, молодым, начинающим карьеру певцом – уроженцем греческого города Салоники, армянином-репатриантом Артуром Михайловичем Айдиняном. Певец имел чудный голос, тенор, для друзей пел под гитару, и был красив. И еще – он был почти незряч…

Зрение Артур Айдинян начал терять после того, как во время захвата немецкими войсками Греции «погостил» в оккупационной жандармерии. Он, юноша города Салоники, был бойцом подпольной молодежной демократической организации Сопротивления во вторую мировую. В гитаре носил листовки.. Был он сыном владельца мебельной мастерской в Салониках и хлопковых плантаций в окрестностях города, но в войну семья разорилась. Пел – с детства: в хоре армянской церкви, в любительских концертах, по городскому радио… Первым оценил дарование мальчика его дядя и взялся оплачивать уроки бельканто у итальянца по фамилии Росси. До войны Артур учился также на юридическом отделении итальянского колледжа в родном городе.

А после войны советская пропаганда расстаралась: — армяне , присоединяйтесь к своему народу в семье братских народов СССР! Агитация проходила успешно, ведь у армян сложилось вековое благодарное отношение к русским, когда-то спасавшим армянский народ от турецкой резни…

Для многих армян репатриация обернулась ссылкой в Сибирь, но семье Айдинянов посчастливилось осесть в Ереване. А голос Артура до того очаровывал, что даже приставленные к иммигрантам агенты спецслужб доносили о певце положительную информацию… А вскоре, в 1948 году, Минздрав республики (Артур в Армению приехал уже почти слепым) дал направление молодому певцу в Одессу, в клинику Филитова. На пароходе «Грузия», по дороге в Одессу, Артур Айдинян пел под гитару пассажирам. Его стали просить спеть по внутренней трансляции корабля, — все были в восхищении. Он был представлен капитану, Элизбару Савановичу Гогитидзе, который оказался хорошим знакомым В. П. Филатова! Так что по приезде капитан представил Айдиняна Владимиру Питровичу. Професор торопился на конференцию, но Гогитидзе уговорил: пусть-ка парень споет!.. Артур Айдинян запел под гитару, академик Филатов про конференцию забыл…

Две операции перенес Артур Михайлович в Одессе, обе делал гениальный Филатов. Зрение певцу удалось частично вернуть, хотя было оно до конца жизни слабым, — увы, чудеса бывают, преимущественно, в кино. Вдова певца, Лилия Трофимовна вспоминает: «Он был очень гордым, считал что эстрада несовместима с жалостью к артисту, что в искусстве определяет все талант, а инвалидность здесь не при чем. Он всегда приходил задолго до концерта и следил, чтобы удобно выставили свет на сцене, чтобы публика даже не заподозрила, что артист плохо видит!..»

Стас показывает мне семейный альбом. Казалось бы обозримые времена, а другая эпоха: какие они были красивые Лилия Трофимовна и Артур Михайлович!.. Изысканные. Джинсовый переворот 60-х с этим изыском покончил. Она — тихая женственность (ах, эти шляпки!). Он — ну, патриархальный Голливуд 50-ых, 40-ых!

В Одессе А. Айдинян пел на сценах Оперного театра и Филармонии – давал сольные концерты. Намного раньше, еще в первые приезды, — в зале Политехнического института, пел в Доме ученых, (Филатов особенно любил посещать эти концерты). «Неофициально» пел в доме Елены Платоновны Домбровской-Богданович на Французском бульваре, да и просто, когда лечился, в клинике главных болезней, для пациентов. «В молодости любил, —  вспоминает Стас, — розыгрыши, был душой компании».

Во все времена таланту была необходима поддержка, чтобы не быть ему обреченным на «местное значение». Артур Айдинян достаточно быстро стал гастролером–солистом, это по тем, «дотелевизионным» временам немалое положение! Станислав рассказывает: отец был настолько талантлив, что его нарасхват приглашали гастрольные организации. Тем более, что певец камерного жанра, владеющий бельканто – явление исключительно нечастое, а в начале 50-х как раз в моде было все итальянское: кино, оперные арии, песни… Так что за яркого гастролера, да еще приехавшего из-за рубежа, из Греции, концертные объединения просто дрались. И вот Артура Айдиняна пригласили в Ленинград, а через полгода его перехватила Москва.

Заметил артиста сам Анастас Иванович Микоян, тогда – председатель Совета Министров СССР. Его супруга, Ашхен Лазаревна, была от певца Айдиняна в восторге, относилась к нему и его жене Лилии с огромной теплотой… А с младшим братом Микояна, Артемом Ивановичем, конструктором, чьи военные самолеты «МИК» памятны до сих пор, у Артура Айдиняна завязалась большая дружба. Семье артиста дали квартиру в правительственном доме. При Н. С. Хрущеве выступал в кремлевских концертах, был представлен и «самому»…

Двое сыновей родилось у Артура Михайловича и Лилии Трофимовны: старший – Станислав, младший – Артур. Дома, однако, младшего называли – Алик.. Лето семья проводила в Одессе: в 1966 году купили дачу на Французском бульваре – в память о Филатове, на могилу которого Артур Айдинян, приезжая в Одессу, носил цветы.

Пятидесятые годы — головокружительный взлет! Стас Айдинян, искусствовед, журналист, которому сегодня 43 года, помнит Одессу «сталинской садово-парковой культуры», какой она еще недолго оставалась в начале 60-ых — благоухающую цветами, без автомобильных заторов. И на углах, на трамвайных остановках, на пляже – громкоговорители — из них – записанные на пластинки неаполитанские песни в исполнении итальянцев, а часто —голосом Александровича или Айдиняна…

По счастью, нашлись у Стаса те записи отца. Да, скажу вам, молодые, было от чего всему СССР с ума сойти! Чистейший, кристальной прозрачности полетный голос дивной нежности, покоряющей силы. С чисто восточными обертонами – если по-русски, а по-итальянски – попробуй, догадайся, что поет не итальянец…

С блистательным «италийцем», великим Титто Скиппой наш певец познакомился на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году в Москве. .Скиппа – миллионер, один из ведущих мировых теноров, киноактер, кумир, — возглавлял жюри фестивального конкурса вокалистов. «Не вздумай петь «Марикъяре!» — заклинали Айдиняна знатоки. – Это же коронная песня Скиппы!» Но Айдинян именно эту песню на конкурсе спел! Да еще «на кураже», взял три музыкальные фразы на одном дыхании. Титто Скиппа встал и наградил певца аплодисментами. Напомним, что члены жюри не должны вообще аплодировать – это не принято. А потом – пригласил к себе в гостиничный номер: «Вы – сложившийся певец, я хочу записать вас на моей студии.» Нет, в Италию советская власть своего фаворита не пустила Не пустила потому, что втайне не доверяла, считала – «не нашим» человеком. Правда, во всех почти странах «соцлагеря» Айдинян побывал с концертами. А когда в составе советской делегации, поехал в Канаду, в Монреаль, на всемирную выставку «Экспо-67», то сразу же получил приглашение и в США. Тут уж наши чиновники быстренько отозвали артиста в Москву, американцам наврали с три короба: певцу–де не позволяют проблемы со зрением дать концерты в США…

В те времена артисту камерного жанра звание «народного СССР» не полагалось. У Артура Айдиняна, однако было 12 дипломов Совминов республик СССР, что приравнивалось к званию Народного СССР… Благодаря грамзаписи голос этот действительно стал «народным» и «всенародным»: Артур Айдинян побеждал даже в заочных конкурсах мировых теноров, его пластинки расхватывались в миллионах экземпляров. Во Львове как-то раз студенты прорвали кордон конной милиции у концертного зала, толпой подхватили на руки… автомобиль «Победа», в котором сидел певец, — и понесли!..

В 1957 году на студии «Арменфильм» вышел цветной, художественный, музыкальный фильм, основанный на фактах биографии певца, но это была, конечно, романтическая, мифологированная версия. Режиссер — Григорий Мелик-Авакян, сценарист, точнее сценаристка – Маро Ерзикян. (Кто не помнит ее «Золушку», сценарий к которой она писала совместно с легендарным Михаилом Роммом…)

В том фильме бедный молодой певец армянин, влюбленный в богатую девушку — не ровню, возвращается «на историческую родину», в СССР, где ему, слепому, советские врачи возвращают зрение. Артур Айдинян сыграл в этом фильме главную роль – и пел. С ним вместе снимались выдающиеся актеры армянского театра и кино – Ваграм Папазян и Рачия Нерсесян. Фильм назывался «Сердце поет». Сцены греческие снимались в Одессе, и художник-постановщик Валентин Подпомогов так воссоздал атмосферу двоенных Салоник, что армяне-репатрианты на сеансах  рыдали…Тут уж и я, по рассказу Стаса, что-то такое, смутное, из детства, вспомнила, — да если бы вы услышали «Песню о гитаре» из фильма, то вспомнили бы тоже!..

«Это его здесь не все помнят, — говорит Стас, — а в Ереване он до сих пор – для старшего поколения — национальный герой». Да нет, это его на радио транслируют теперь  редко, но помнят многие. Заслуженная артистка Украины, профессор Алиса Джамагорцян помнит – с детства, с той поры как в Донецке купили ее родители радиоприемник, ловил тот приемник радиоконцерты с Айдиняном. «Лиризм, теплота, искренность! Огромная внутренняя наполненность, богатейшие интонации голоса. Да это же была фигура того же масштаба, как теперь Архипова и Образцова, как в свое время – Лемешев, — говорит Джамагорцян. Она познакомилась с Артуром Айдиняном в Одессе за год до его смерти, на собрании Армянской диаспоры…

Доктор искусствоведения, профессор Е. Н. Маркова говорит: « Артур Айдинян — знаковая фигура, поэтический символ поколения 60-х! Воплощенная идея романтического служения, призвания».

Его концерты очень любил великий педагог, пианист, учитель Рихтера, Генрих Нейгауз. Посещая концерты, удивлялся тому, как певец тонко чувствует стиль произведения. Вера Подольская, пианистка, много лет бывшая концертмейстером артиста, однажды с нотами в руках в зале слушала певца и поражалась точности, с которой он передавал в своей трактовке замысел композитора…

…Артур Айдинян не потерял голоса до конца жизни, но после инфаркта уже не концертировал. Умер 2 сентября 1997 года в Одессе, на своей даче, от второго инфаркта, успев отметить сорокалетие творческой деятельности. Были в его жизни не только поклонники, но и оголтелые завистники, даже среди людей весьма известных, но о людских кознях ли теперь речь?! Большую часть времени, когда не был на гастролях, Артур Михайлович проводил у себя дома, в Москве, но окончить дни свои хотел у моря, в Одессе. Так и случилось… Похоронен народный артист на Втором Христианском кладбище, на армянском участке…

 

Одесса, 2001г.