В Александрове, в старннном городе, где некогда из Александровской слободы, своей резиденции, правил Русью Иван Грозный, была развернута выставка, посвященная семье Айдинян.
С благодарной памятью и живой любовью создана выставка, развернутая в Литературно — художественном музее М. и А. Цветаевых в Александрове.
Автором экспозиции удалось создать изобразительный портрет семьи, оставившей знаменитый след в культурной истории.
Старшему поколению хорошо известна имя знаменитого в 50 -70-ые годы певца, народного артиста Армении, Артура Михайловича Айдиняна. Непростой была судьба обладателя чарующего лирико-драматического тенора, ученика итальянского маэстро Росси. Путь его жизни начинается от рождения в 1923 году в Салониках, в Греции, где он жил до первой мировой войны во время правления короля Георга II.
Детство и юность певца были овеяны музыкальными впечатлениями: отец вечерами играл на скрипке. Особенно любил отец произведения Комитаса, в хоре которого пел в молодости. Да и мать его пела в хоре армянской церкви. Она умерла совсем молодой, двадцати лет, оставив маленького сына. Артур рос в романтической атмосфере греческого приморского города, в те времена, когда влюбленные пели под окнами девушкам серенады, когда были популярны итальянские музыкальные фильмы, а в кабачках гремели музыкальные автоматы с народной музыкой — “латерны”…
Певец часто становился центром молодежной компании, его любили сверстники, уважали за явственно проявлявшийся талант, определивший еще скромную, но уже начинающуюся известность — он выступал на городской радиостанции, участвовал в благотворительных вечерах. Один из друзей отца обратил внимание на редкий голос юноши, посоветовал брать уроки и он стал посещать жившего в Салониках старого итальянского певца, некогда певшего в Ла Скала, маэстро Росси.
После окончания армянской средней школы, где ученикам давались основы древней и новой армянской культуры, греческий, западноармянский литературные языки и общеобразовательные предметы, Артур Айдинян по совету отца поступил в итальянский колледж, бывший в Салониках, на юридический факультет. Но звучный итальянский язык, язык итальянских песен, оперных арий привлекал его больше, чем строгие каноны классического римского права.
Занятия прервала война. В Грецию вторглись сначала в 1940 году итальянские, затем, в 1941-ом оккупационные немецкие фашистские войска. Король бежал за границу. Артур Айдинян вступает в ряды молодежной демократической организации “Эпон”, затем в Народную освободительную армию “Элас”. Однажды при облаве он был схвачен, в застенке потерял зрение.
В 1947 году разоренная войной семья Айдиняна принуждена была продать дом, небольшую мебельную фабрику-мастерскую, расстаться с земельными участками над городом, на которых разводили хлопок, и решиться на репатриацию в Армению.
Совсем нелегко было репатриантам привыкнуть к “социалистическому” укладу жизни, к слежке, к политическому сыску, несвободе сталинского времени. Не сразу, но все же они обрели в Ереване и кров и дом… Здесь он окончил Музыкальное училище им. Р. Меликяна, позже Консерваторию.
. Благодаря стараниям крупного армянского ученого, профессора Мелик — Мусяна в Ереване и благодаря академику Филатову, который осмотрел его в Ереване и затем в Одессе в своей знаменитой клинике, сделал операцию, певцу частично было возвращено зрение.
Артур Айдинян рано начал гастролировать, уже его первые концерты имели широкий общественный резонанс Он стал часто звучать по радио, им были записаны грампластинки. Слава его стала поистине громовой к тому времени, как с постепенным обретением мастерства он стал сложившимся певцом — программы год от года становились все сложнее.
С первой половины 50 ых годов концерты А. М. Айдиняна проходили в ведущих залах страны, таких как Большой зал Консерватории, Концертный зал имени Чайковского в Москве. Зал академической капеллы в Ленинграде. Певец исполнял арии из опер, старинную итальянскую, испанскую музыку.
При природой данном тончайшем вкусе исполнительском вкусе А. М. Айдинян подлинно чувствовал стиль каждого произведения вне зависимости от того, брал ли он романс современного композитора или сочинение, которому уже несколько веков. Многие чтили певца как настоящего представителя “бельканто” — прекрасного пения…Это не удивительно, так как голос его обладал большой силой, одновременно удивительно естественной, светлой звенящей легкостью.
Когда на конкурсе вокалистов А. Айдинян исполнил “Марикьяре”, то сидящий в жури великий итальянский тенор Титта Скиппа встал и стоя аплодировал.
На концертах А. Айдиняна часто можно было встретить Г. Г. Нейгауза, учителя Рихтера. Сохранились записи Артура Айдиняна с оркестром Большого театра, — они составили лучшую пластинку артиста, на ней — арии из опер в его исполнении. Оркестр по завершении той записи устроил ему овацию не только за великолепное исполнение, но за то, что запись всех арий он сделал без единого дубля, чего почти не бывает при записи вокалистов…
В пятидесятые годы., бывало, залы где он выступал, отцеплялись конной милицией, чтобы сдержать бушующие толпы, рвущиеся попасть на концерт. В 1957 году на экраны вышел и обошел 60 стран мира цветной музыкальный фильм “Сердце поет”, где певец сыграл сам себя — ведь в основу фильма сценаристка Маро Ерзикян положила несколько романтизированную и выпрямленную “в духе времени” судьбу артиста.
Певец провел на сцене целое сорокалетие, до конца восьмидесятых годов с десятками программ он выступил в огромном количестве городов бывшего Советского Союза, о чем осталась масса свидетельств в периодической печати, Парадный его портрет создал академик Д. А. Налбандян, два выразительных скульптурных портрета исполнителя созданы били академиком Л. И. Дубиновским, Артур Айдинян не раз выступал за рубежом в социалистических странах с сольными концертами, с выступлениями в Канаде, в Монреале. Певцу не чужды были поэтические опыты : он перевел с итальянского на армянский язык целый ряд текстов музыкальных произведений из своего репертуара. Завершив карьеру жил в Москве. Непродолжительное время занимался педагогической деятельностью . Летом 1997 года он выехал в Одессу, где с пятидесятых годов часто проводил летние месяцы года. Там 2 сентября в своем доме на Французком бульваре у Черного моря, Артур Михайлович Айдинян скоропостижно скончался от инфаркта. Был отпет в Армянской церкви в Одессе и похоронен на Втором городском кладбище. Армянская община, представители интеллигенции города провожали А. Айдиняна в последний путь.
В выставочном зале музея в Александрове представлено визуальное “отражение” этой судьбы — в массе уникальных фотографий, личных вещей — артист на концерте. в телестудии, на сьемках фильма, рядом ноты с посвящениями композиторов: “Мадригал” Е. Словинского на стихи Пушкина — “благодарный за благородное и тонкое исполнение этого произведения автор”; “Любовь и правда” на стихи Шекспира в переводе Маршака А.Кос-Анатольского… Здесь же концертные программы артиста, на одной из из них имена старинных авторов-— Страделла, Бонончини, Респиги, Доницетти, Чилеа, Джордано… Концертмейстерами певца были Вера Подольская, автор книги “Ученики Неждановой” и гастролировавший с ним и с М. Растроповичем, А. А.Дедюхин… Представлен в экспозиции и дарственный автограф А. И. Цветаевой на ее книге “0 чудесах чудесном”, обращенный к А. М. Айдиняну.
Выставка, впрочем посвящена не только одному знаменитому в 50-70-ые годы певцу. В ней передан дух времени, той уже ушедший основательной элегантности, романтического изящества. Сколько романтики. например, в том, как на одной из фотографий певец поет серенаду под гитару у балкона, на котором его супруга, Лилия Трофимовна Гладкова, архитектор, здания в разработках которых она участвовала в 50-ых годах и сегодня украшают улицы Одессы. Место в экспозиции нашлось и ее отцу. Трофиму Андрониковичу Гладкову, полковнику, ученому военному, профессиональному стратегу. Родом Трофим Андроникович Артур Айдинян из станицы Романовская, с Дона. До войны был репрессирован, чудом оправдан, — в судившей невиновного “тройке” чудом оказался его соученик, повернувший дело в его пользу… Во время войны Т.А.Гладков занимал очень крупные должности: 1943 год — начальник штаба 58 армии Северокавказского фронта, потом начальник штаба 21 армии Ленинградского фронта. С 1944 года по год смерти, в 1963 году жил в Одессе. Он служил под началом маршала Г. Жукова, который цитирует его разработки в одном из тактических учебников…. И еще глубже, в даль времен. С прекрасно сохранившейся фотографии 1907 года смотрят бабушка и дед Л. Т. Гладковой по материнской линии — дед, Азарий Спиридонович Гашибаязов — Аспронфридис, грек по происхождению, он был талантливым преподавателем-математиком, до революции состоял на коронной службе; у его жены Олимпиады Александровны в роду были священники, помещики. В экспозиционном пространстве последнее поколение семьи представлено трудами и днями писателя-эссеиста, литературного критика, искусствоведа Станислава Артуровича Айдиняна. Он — сын А. М. Айдиняна и Л. Т Гладковой, внук полковника Т. А. Гладкова и правнук Гашибоязовых —Аспронфидис.
Девять лет Ст. Айдинян был литературным секретарем А. Ц. Цветаевой. Выставка представила документальные свидетельства их совместной работы. С его предисловиями и под совместной с А. И. Цветаевой редакцией было выпущено четыре книги прозы и один ее сборник стихов. Представлены фрагменты творческой переписки, фотографии, уникальные старинные издания из личной библиотеки, автографы, адресованные Ст. Айдиняну писателями В. Кавериным, Ю. Мамлеевым, И. Одоевцевой, П. Набоковым, А. Цветаевой, И. Роднянской. Творчество Ст. Айдиняна интересно литературоведческими открытиями. “Новый мир” в 1994 году опубликовал исследование “А. К. Виноградов в гостях у Льва Толстого”, давшее совершенно неизвестный материал о жизни и встречах Яснополянского Мыслителя. За эту публикацию Международная научно исследовательская ассоциация им. проф. В. Преснова удостоила Ст. Айдиняна почетного звания “международного профессора по кафедре литературоведения”. Ст. Айдинян как искусствовед публикуется часто в печати — регулярно выходят его искусствоведческие статьи в газете “Изограф”… Недавно обратил на себя внимание опыт его перевода 1-3 песен “Божественной комедии” Данте, опубликованный в №185 журнала “Грани”.
На выставке, конечно, представлены книги Ст. Айдиняна — “Малый жанр Агаси Айвазяна” (1988) “Подслушанный Фауст” (1993) с послесловием известного писателя русского зарубежья Ю. Мамлеева, “Атлантический перстень” (1994), с предисловием А. Цветаевой, сборник стихов “Скалы” (1995)…
Старшему поколению хорошо известна имя знаменитого в 50 -70-ые годы певца, народного артиста Армении, Артура Михайловича АЙДИНЯНА. Непростой была судьба обладателя чарующего лирико-драматического тенора, ученика итальянского маэстро Росси. Путь его жизни начинается от рождения в 1923 году в Салониках, в Греции, где он жил до первой мировой войны во время правления короля Георга II.
Детство и юность певца были овеяны музыкальными впечатлениями: отец вечерами играл на скрипке. Особенно любил отец произведения Комитаса, в хоре которого пел в молодости. Да и мать его пела в хоре армянской церкви. Она умерла совсем молодой, двадцати лет, оставив маленького сына. Артур рос в романтической атмосфере греческого приморского города, в те времена, когда влюбленные пели под окнами девушкам серенады, когда были популярны итальянские музыкальные фильмы, а в кабачках гремели музыкальные автоматы с народной музыкой — “латерны”…
Певец часто становился центром молодежной компании, его любили сверстники, уважали за явственно проявлявшийся талант, определивший еще скромную, но уже начинающуюся известность — он выступал на городской радиостанции, участвовал в благотворительных вечерах. Один из друзей отца обратил внимание на редкий голос юноши, посоветовал брать уроки и он стал посещать жившего в Салониках старого итальянского певца, некогда певшего в Ла Скала, маэстро Росси.
После окончания армянской средней школы, где ученикам давались основы древней и новой армянской культуры, греческий, западноармянский литературные языки и общеобразовательные предметы, Артур Айдинян по совету отца поступил в итальянский колледж, бывший в Салониках, на юридический факультет. Но звучный итальянский язык, язык итальянских песен, оперных арий привлекал его больше, чем строгие каноны классического римского права.
Занятия прервала война. В Грецию вторглись сначала в 1940 году итальянские, затем, в 1941-ом оккупационные немецкие фашистские войска. Король бежал за границу. Артур Айдинян вступает в ряды молодежной демократической организации “Эпон”, затем в Народную освободительную армию “Элас”. Однажды при облаве он был схвачен, в застенке потерял зрение.
В 1947 году разоренная войной семья Айдиняна принуждена была продать дом, небольшую мебельную фабрику-мастерскую, расстаться с земельными участками над городом, на которых разводили хлопок, и решиться на репатриацию в Армению.
Совсем нелегко было репатриантам привыкнуть к “социалистическому” укладу жизни, к слежке, к политическому сыску, несвободе сталинского времени. Не сразу, но все же они обрели в Ереване и кров и дом… Здесь он окончил Музыкальное училище им. Р. Меликяна, позже Консерваторию.
. Благодаря стараниям крупного армянского ученого, профессора Мелик — Мусяна в Ереване и благодаря академику Филатову, который осмотрел его в Ереване и затем в Одессе в своей знаменитой клинике, сделал операцию, певцу частично было возвращено зрение.
Артур Айдинян рано начал гастролировать, уже его первые концерты имели широкий общественный резонанс Он стал часто звучать по радио, им были записаны грампластинки. Слава его стала поистине громовой к тому времени, как с постепенным обретением мастерства он стал сложившимся певцом — программы год от года становились все сложнее.
С первой половины 50 ых годов концерты А,М. Айдиняна проходили в ведущих залах страны, таких как Большой зал Консерватории, Концертный зал имени Чайковского в Москве. Зал академической капеллы в Ленинграде.Певец исполнял арии из опер, старинную итальянскую, испанскую музыку.
При природой данном тончайшем вкусе исполнительском вкусе А. М. Айдинян подлинно чувствовал стиль каждого произведения вне зависимости от того, брал ли он романс современного композитора или сочинение, которому уже несколько веков. Многие чтили певца как настоящего представителя “бельканто” — прекрасного пения…Это не удивительно, так как голос его обладал большой силой, одновременно удивительно естественной, светлой звенящей легкостью.
Когда на конкурсе вокалистов А. Айдинян исполнил “Марикьяре”, то сидящий в жури великий итальянский тенор Титта Скиппа встал и стоя аплодировал.
На концертах А. Айдиняна часто можно было встретить Г. Г. Нейгауза, учителя Рихтера. Сохранились записи Артура Айдиняна с оркестром Большого театра, — они составили лучшую пластинку артиста, на ней — арии из опер в его исполнении. Оркестр по завершении той записи устроил ему овацию не только за великолепное исполнение, но за то, что запись всех арий он сделал без единого дубля, чего почти не бывает при записи вокалистов…
В пятидесятые годы., бывало, залы где он выступал, отцеплялись конной милицией, чтобы сдержать бушующие толпы, рвущиеся попасть на концерт. В 1957 году на экраны вышел и обошел 60 стран мира цветной музыкальный фильм “Сердце поет”, где певец сыграл сам себя — ведь в основу фильма сценаристка Маро Ерзикян положила несколько романтизированную и выпрямленную “в духе времени” судьбу артиста.
Певец провел на сцене целое сорокалетие, до конца восьмидесятых годов с десятками программ он выступил в огромном количестве городов бывшего Советского Союза, о чем осталась масса свидетельств в периодической печати, Парадный его портрет создал академик Д. А. Налбандян, два выразительных скульптурных портрета исполнителя созданы били академиком Л. И. Дубиновским, Артур Айдинян не раз выступал за рубежом в социалистических странах с сольными концертами, с выступлениями в Канаде, в Монреале. Певцу не чужды были поэтические опыты : он перевел с итальянского на армянский язык целый ряд текстов музыкальных произведений из своего репертуара. Завершив карьеру жил в Москве. Непродолжительное время занимался педагогической деятельностью . Летом 1997 года он выехал в Одессу, где с пятидесятых годов часто проводил летние месяцы года. Там 2 сентября в своем доме на Французком бульваре у Черного моря, Артур Михайлович Айдинян скоропостижно скончался от инфаркта. Был отпет в Армянской церкви в Одессе и похоронен на Втором городском кладбище. Армянская община, представители интеллигенции города провожали А. Айдиняна в последний путь.
В выставочном зале музея в Александрове, на выставке называвшейся “А.И.Цветаева и семья Айдинян”, прошедшей в июне 1999 года, представлено было визуальное “отражение” этой судьбы — в массе уникальных фотографий, личных вещей — артист на концерте. в телестудии, на сьемках фильма, рядом ноты с посвящениями композиторов: “Мадригал” Е. Словинского на стихи Пушкина — “благодарный за благородное и тонкое исполнение этого произведения автор”; “Любовь и правда” на стихи Шекспира в переводе Маршака А.Кос-Анатольского… Здесь же концертные программы артиста, на одной из из них имена старинных авторов-— Страделла, Бонончини, Респиги, Доницетти, Чилеа, Джордано… Концертмейстерами певца были Вера Подольская, автор книги “Ученики Неждановой” и гастролировавший с ним и с М. Растроповичем, А. А.Дедюхин…Представлен был в экспозиции и дарственный автограф А. И. Цветаевой на ее книге “0 чудесах чудесном”, обращенный к А. М. Айдиняну.