О фильме «Серые волки и Стефания» Артура Зариковского

 

«Серые волки и Стефания» — новый фильм режиссера театра и кино Артура Зариковского носит все определяющие черты его авторского стиля. Камера, как ему свойственно, находится в непрестанном движении, она рождает все новые ракурсы, новые линии движения взгляда… Основная героиня фильма — Стефания, маленькая девочка, дочь режиссера, предстает перед зрителем в максимальной непосредственности и свободе детства. Она движется, познавая мир. Она убегает от преследования. Но даже ее бегство — это игра маленького существа, познающего мир. Зритель не скучает — стремительно появляются и гаснут образы на экране. Взволнованная женщина, и девочка с мальчишками-сверстниками…

Параллельно идет ненавязчиво введенная в фильм апологетическая линия. Дело в том, что режиссер был огульно обвинен — что он снимает ребенка не столь целомудренно, как того требовало бы воспаленное воображение мещан-моралистов. А он снимал девочку всегда и везде, во всех проявлениях. Он — отец, увлеченный режиссер и снимал он ее с любовью. Материал отснятый потом редакторски сокращал. Но ему попались люди испорченные, видящие во всем порок. Обвинили они его чуть ли не в порнографизме… Этим они уподобились деятелям печально известной ювенильной юстиции, которые готовы вырвать у отцов и матерей ребенка ни за что, просто за воспитующй шлепок по мягкому месту, и бросить этого ребенка в детский дом, или в другую семью, в которой нет детей и которая способна чиновникам заплатить… Но однако ложные обвинения А. Зариковскому были потом сняты. С ним не удалось расправиться фальшивым ревнителям морали, видящим в отцовском чувстве любви ее противоположность…

Артур Зариковский — автор многих фильмов. Есть фильм, посвященный жизни и личности Татьяны Самойловой, есть фильм о судьбе Валентины Малявиной. Есть фильм «Киноэскиз о жизни и смерти без колокольного звона», героями которого — старейшая писательница России, признанный мастер мемуарного жанра, Анастасия Цветаева и ее сын А.Б. Трухачев. Фильм этот не создан по текстам А.И.Цветаевой. Это лирико-драматическая фантазия по мотивам собственных впечатлений от личности А.И.Цветаевой, ее окружения, ее творчества, ее семьи. Лента эта имеет историко-культурное значение. Киноматериала было отснято много и его хватило бы на еще серии фильмов цветаевской тематики. Все эти ленты были сняты  в той же калейдоскопичной, динамичной, взволнованной, авангардной, спорной, и оптически дробной авторской манере режиссера. Желаем Артуру Зариковскому новых достижений на его творческом пути!..

.

Станислав Айдинян,

заместитель председателя Южнорусского союза писателей, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств, вице-президент Российско-итальянской академии Феррони.