Друзья и помощники писательницы Анастасии Цветаевой совершили путешествие по цветаевским местам Вологодчины

Искусствовед, писатель, переводчик и литературный секретарь Анастасии Цветаевой Станислав Айдинян и ее подруга, помощница и крестница Ирина Карташевская на прошлой неделе посетили вологодские места, связанные с именем писательницы. В роли гида для них выступила доцент кафедры литературы ВоГУ, цветаевовед Елена Титова.

Первым и главным объектом для путешественников стал деревянный дом в микрорайоне Печаткино города Сокола, где с 1947 по 1949 год жила Анастасия Ивановна. Сюда она приехала после освобождения из лагеря к сыну Андрею Трухачеву, руководившему строительством цехов Сухонского бумажного комбината. Семья жила на втором этаже. Трухачевы, единственные из всех жильцов, занимали квартиру полностью, без подселения других семей, поскольку Андрей Борисович был назначен начальником стройплощадки «Печаткино».

Анастасия Цветаева провела здесь полтора года до следующего ареста. Приезжала сюда и дочь Марины Цветаевой – Аридна Эфрон.

Дому скоро исполнится 100 лет. Приблизительная дата его строительства – 1926-1928 годы. Однако жильцы вспоминали, что когда меняли окна на пластиковые, то на одной из старых деревянных рам обнаружили надпись «1916». Есть предположение, что рамы привозили из окрестных деревень.

В расселенном здании планируется создать музейный Цветаевский центр – филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Уже проведена техническая экспертиза, впереди – ремонтные работы. Уязвимые места есть на крыше, от перепадов температур осыпается штукатурка, не говоря уже о состоянии деревянных полов и лестницы. Пока дом закрыт для посещения, но для московских гостей сделали исключение, и они побывали в заветной квартире.

Когда в послевоенные годы в этой квартире появилась Анастасия Цветаева, комнаты отапливались двумя печами. Примерное расположение мебели удалось определить по плану, составленному Геннадием Зелениным, которого Анастасия Ивановна называла своим внуком. Пока скромную экспозицию дома составляют распечатки фотографий членов семьи Цветаевых и Трухачевых и вещи советской эпохи, найденные на чердаке. В большой комнате стоит круглый стол – аналог того, который был в те годы.

Станислав Айдинян в свой приезд, помимо ценных книг, передал будущему музею в Соколе машинописный текст новеллы «Родные сени» Анастасии Цветаевой, подписанный ее рукой. В произведении упоминается Вологда.

Дом, где жила Анастасия Цветаева, в Соколе

Дом, где жила Анастасия Цветаева, в Соколе

По словам литературного секретаря писательницы, создаваемый музей позволит включить Вологодчину во «всемирное цветаевское кольцо». Одновременно Сокол встанет в один ряд с Москвой, Александровым, Тарусой, Феодосией, Ново-Талицами – российскими городами, где находятся музеи, посвященные Цветаевым. Музей А. И. Цветаевой есть в Павлодаре (Казахстан), цветаевская тема поддержана и материалами музея русской поэзии и музыки в Вашингтоне.

«Соколу повезло иметь такой памятник семье Цветаевых, прозвучавших наивысшей нотой в российской литературе и в российском искусстве. Дом в Печаткино произвел на меня приблизительно то же впечатление, что когда-то и дом Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке. Жительница этого полуразрушенного здания Надежда Катаева-Лыткина решила спасти его от сноса и основать там музей после того, как узнала, что в доме жила Марина Цветаева. Надежде Ивановне оказывали поддержку Илья Эренбург, Павел Антокольский, позже помогал академик Дмитрий Лихачев. Та же миссия в вологодских местах легла на Елену Титову», – считает Станислав Айдинян.

Гости побывали и в Ильинском храме близ старинного города Кадникова, в Музее новомучеников за веру (был открыт в здании воскресной школы Ильинской Засодимской церкви в 2021 году). Связующей нитью между Печаткино и этими местами по линии семьи Анастасии Цветаевой стал настоятель храма, священник Андрей Шергин. Протоиерей крестил внучку Анастасии Цветаевой Маргариту. Для этого он приезжал в Печаткино 5 декабря 1947 года, в день празднования принятия сталинской конституции – это был единственный день в году, когда можно было официально ходить в церковь, совершать богослужения и религиозные обряды.

Ильинская Засодимская церковь

Директор Кадниковского краеведческого музея Марина Давидчук, Ирина Карташевская и Станислав Айдинян

Отца Андрея дважды арестовывали. В первый раз он был осужден за контрреволюционную агитацию на 5 лет в 1930 году и отправлен в Устьпечлаг. После освобождения священник работал на Сухонском ЦБК. В 1937 году его снова арестовали и выпустили уже в 1945 году. Тогда-то ему отдали приход Ильинской Засодимской церкви рядом с Кадниковым. Первое богослужение он провел в преддверии Дня Победы, поскольку Пасха в тот год пришлась на 6 мая – день, когда также совершается память великомученика Георгия Победоносца.

Ильинский храм, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, был построен в 1776 году. Церковь дошла до нас практически в первозданном виде, благодаря тому, что в советские годы там располагался архив НКВД. Здание не подвергалось разрушению, а внутри сохранились росписи, выполненные в академической манере с использованием гризайльных (черно-белых) орнаментов. Оценить их смогли и участники поездки, пообщавшись с нынешним настоятелем храма – отцом Георгием и директором Краеведческого музея Сокольского района Мариной Давидчук.

Ильинская церковь была закрыта последней в Кадниковском уезде – в 1937 году. Тогда же был арестован и расстрелян настоятель храма Иоанн Стенин. Та же участь постигла в Кадникове 26 ноября 1937 года еще 15 священников.

В 1948 году по дороге в Вологду был ограблен и убит протоиерей Андрей Шергин: его сбросили с поезда. Когда убийцы были найдены, матушка Надежда их простила, сказав, что отца Андрея не вернуть, но он бы простил. В одиночку ей пришлось поднимать семерых детей.

«Наша миссия – рассказать миру о подвиге пострадавших за веру. В семьях сохранились фотографии, и мы можем показать лица этих священников и мирян. Мы запрашивали данные в архивах Сыктывкара, Архангельска, Иркутска, Новосибирска, Казахстана, чтобы узнать дату и место кончины арестованных», – говорит основательница Музея новомучеников за веру Татьяна Макарова.

Музей новомучеников за веру

Музей новомучеников за веру

В Кадникове находился в ссылке в начале 1930-х годов и хорошо знакомый Анастасии Цветаевой Владимир Пяст. Будучи поэтом и другом Александра Блока, он также состоял в переписке с духовным учителем Анастасии Цветаевой Борисом Зубакиным. Узнав о пребывании Владимира Пяста в Кадникове от Елены Титовой, Станислав Айдинян высказал пожелание, чтобы этот факт был отражен в экспозициях будущего музея в Печаткино или в самом Кадникове.

Алина Махлина