Нина Яхонтова — «Волошинский сентябрь» в Крыму

 

С 7-20 сентября 2020 года в Коктебеле идет 18-й  Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», посвящённый 45-летию создания Дома-музея М.А. Волошина, 20-летию создания Музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина», 100-летию «Русского исхода» и Году памяти и славы в России.

В Конференц-зале пансионата «Творческая волна» и в Доме-музее Волошина, проходят тематические конференции, замечательные художественные и фотовыставки, посвящённые Коктебелю, и творчеству М.А. Волошина, а также классические, бард и джаз концерты, сопровождаемые восторженной реакцией и приветствиями слушателей из разных городов страны.

Погода стоит прекрасная, море тёплое и ласковое. Коктебель полон гостями-отдыхающими и участниками фестивального симпозиума, выступающими на разных площадках под открытым небом.

На всех почти событиях этой коктебельской традиции, прежде всего звучали стихи Максимилиана Волошина и поэтов его круга; научные доклады перемежались разнообразными и разностильными музыкальными номерами, выступали талантливые вокалисты, звучал саксофон, не столь широко в этом году были представлены современные поэты. Многие не приехали из-за вирусной угрозы, нависшей над миром в наше время…

Тем не менее… Особенно тёплый отклик вызвало выступление Волошинского общедоступного театра с участием  актёров театра и кино — Натальи Жоголевой и Алекса Кепса, она москвичка, он – коктебелец.

В Волошинском общедоступном театре в качестве танцоров и актёров заняты штатные сотрудники Дома-музея Волошина. Они так зажигательно танцуют фламенко, так хорошо строят мизансцены, что кажется, на импровизированной сцене – профессиональные актёры.

Из наиболее значимых событий симпозиума можно выделить демонстрацию фильма «Москвадва», который представил сценарист и режиссёр Максим Гуреев (Москва). В этом фильме основной герой – Дмитрий Александрович Пригов, известнейший из поэтов-авангардистов, прославившихся в 1990-х годах.

Пригов в фильме рассказывает о старой Москве, читает не свои стихи, а лермонтовского «Сашку», он здесь прежде всего личность, воспринимающая и отражающая город. Таков был замысел режиссёра. Д.А. Пригов умер спустя два месяца после окончания съёмок. Он фильма не увидел. В поэтических кругах России Пригова прекрасно помнят, потому что он был своего рода «лицом своей эпохи».

В событийной канве фестиваля-симпозиума многочисленные зрители с интересом отнеслись и к Подношению Цветаевского фестиваля в Александрове – нынешнему крымскому фестивалю. Проходящий в Александрове (Владимирской обл.) более 30 лет старейший фестиваль страны был представлен оригинальной концертной программой. Выступал с поэтическими номерами Л.К. Готгельф , основатель и директор Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых, он представил Елену Козакову, которая исполняла номера эвритмии, — особого искусства художественного движения, которое было создано в эпоху М. Волошина известным в Европе теоретиком мировой мистики Рудольфом Штейнером, основателем антропософии совместно с Мари фон Сиверс. Ел. Козакова опытный мастер эвритмического танца, который сделан для того, чтобы сопрягать движения тела с тончайшими движениями души. В этом танце чувство ведёт к высоким духовным откровениям. Стихи М.Цветаевой в Подношении исполняла актриса и режиссер Ирина Ктитарова (Москва).

На многих волошинских фестивалях и симпозиумах последних лет гостем и участником был Станислав Артурович Айдинян, литературный секретарь и редактор старейшей писательницы России Анастасии Ивановны Цветаевой, сестры классика русской поэзии марины Цветаевой.

На этот раз Станислав Айдинян продемонстрировал собравшимся в Доме Волошина видеозапись своего интервью с А.И. Цветаевой. сделанную в 1993 году, в последний год жизни 99-летней писательницы. Речь в этом фильме шла о её друзьях – Н. Бердяеве, Л. Шестове, В. Розанове, виднейших мыслителях дореволюционной России, а также о законе ответственности в человечестве…

Зал был порясён тем, как тонко и красноречиво говорила младшая Цветаева, Цветаева последняя…

Станислав Айдинян – известный российский искусствовед, академик Российской академии художественной критики, Международной академии современных искусств. В  речи Ст. Айдиняна, в его известном красноречии слышался отзвук культуры «Серебряного века»… В открытом пространстве под звездным небом оживала эпоха М.Влошина.

Обширная программа 18-ого  Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» вместила десятки выступлений и концертных номеров, мы смогли рассказать лишь о нескольких из них. Хорошей организацией фестивальный симпозиум конечно обязан деятельной и обаятельной Наталии Мирошниченко, директору Дома-музея М.Волошина.