«Одесса: сентябрь, богатый вернисажами…»

Ст. Айдинян

«Одесса: сентябрь, богатый вернисажами…»

Пусть кто-нибудь скажет, что Одесса не избалована большим количеством художественных событий, и я скажу про этого человека много разного…Но шутки в сторону. К центральному разряду художественной событийности относится выставка художников Одессы, посвященная 10-ой годовщине независимости Украины». Она была экспонирована в Государственном музее западного и восточного искусства.

Это официальная выставка, что чувствуется сразу – почему-то на официальных выставках до сих пор как в России, так и в Украине обязательно и охранительно присутствует тон некоторой цветовой сдержанности, хотя уровень представленных работ, как правило, достаточно высок.

…Скульптура малых форм: «Ангел» Олега Новаева, — удивительно одухотворенная, аскетически-стройная крылатая фигура ангела с тонким крестом, он стоит на шаре, будто на символе планеты. Не менее заметны и произведения супруги Олега, мастера-керамиста Ольги Новаевой, ей на выставке принадлежит гальванопластическая завораживающая пара – он и она в полете, — по признанию автора, это даже не тела людей, а их души, летящие в посмертье, «взирающие на Землю, на своих детей…». Сборная выставка в ОМЗВИ стала поводом для своеобразной «семейной» экспозиции: муж дочери О.Новаевой, Святослав Барабаш, представил холст «Скирды», — лирический сумеречный пейзаж северной Украины, области, отстоящей от Одессы на 700 километров. Там не только сохранилось древнее городище четвертого – шестого века до н.э., но население говорит на самой древней разновидности украинского языка, «пограничного» аж старославянскому – говорят не кiнь, а кънъ. Да и сама дочь Ольги (от первого брака), Яна Егорова тоже выступила — с портретом мужа Святослава, под названием «Портрет молодого человека». Портрет, помимо поразительной схожести с «моделью», – узкое лицо, проникновенный взгляд, — к тому же написан и с настоящим классическим мастерством…

Научный сотрудник музея, художник Сергей Ильин выставил фантастико-символическую графику – «Сольвейг» и «Двое под дождем», сам же на выставке указывает на «Дворик» О.Никулина, из серии «Старая Одесса», пейзаж, в котором — ярко «угаданный» луч солнца по простыне… Рядом — минималистическе по характеру полотно К.Зарицкого «Правый борт» (2001). На полотне фрагмент борта корабля, — танкера? –из которого идет спуск балластной воды – оригинальный портовой мотив.

Но были на выставке и работы, в коих «минимализм» доведен до «точки кипения»: две картины О. Спиндовской-Паламар доработаны почти до полного несуществования изображения на холсте, — два-три блеклых, но все же изящных мазка на пустом поле. Или – цветовое пятно и два слова, небрежно брошенные слева «дождь», «трава» — выражаем благодарность автору, без нее мы никогда бы не догадались, что это…Таково концептуальное современное искусство.

А вот составная композиция О. Лекомцева никак не относится к блекло-афигуративным. Тут «скульптурный барельеф» золото-зеленой камбалы-рыбы «при голубом глазу». На фоне, над которым укреплена жизнерадостная рыбина, глазообразные капли… Прямая, полнокровная работа.

На выставке много добротных, удачных произведений, посвященных морю. Например, «Чкаловский пляж» Сергея Пироженко. Правда, изображен не Чкаловский, а пляж «Старик», что за «Дельфином», — изображен в 1999 году; примерно в 1994–ом в ракушняковой ограде его была пробита грубоватая арка, через которую голые одесситы хлынули было на теперь вновь закрытую территорию пред-Чкаловского пляжа… На морскую же тему – «Берег Сычавки» и «Полдень» М. Калиновского (1995), здесь же несколько по исполнению советский импрессионизм А.Гавдзинского «Мыс Большого Фонтана» (2001), и также напоминающее соцреализм «Военная гавань» С.Скоробогатого, где от военного мотива — два маленьких рыбообразных военных катерка, на основном же плане – «Тещин мост» и немного порт…

Немало на выставке разных пейзажей, натюрмортов, мало фигуративных изображений, среди которых отметим автоироничный холст О.Стайкова «Похищение Европы». На нем художник самого себя вместе с волом впряг в ярмо. Над этой «модификацией семейной жизни» царствует сверху… нет, не жена, а юная дочь художника, с веселыми вишенками за ушком.

Составные выставки – дело трудное – здесь при сплошной развеске во много рядов и ярусов, спор разных индивидуальностей неизбежен. Может быть для того, чтобы он не дошел до крика, одесские устроители и выбрали более приглушенные по тону работы, иначе вывод прост – минорное звучание, печаль – венец десятилетнего трудного периода.

Что до «моновыставок», где представлена одна-единственная индивидуальность, то на той же Пушкинской улице № 23, с 5 сентября в арт-клубе «Диалог» — экспозиция Леры Фокиной с мало подходящим к ней ницшеанским «нордическим» названием «Абсолютная воля к искусству».Л.Фокина – одесская художница, хотя родилась в 1972 году в Герамнии, в Потсдаме.В эстетике художницы и графика  наблюдаема некоторая мультипликационность. В деформативно-вытянутых или оптически измененных фигурах есть некоторая ласковая охлажденность… Вроде и добрые, полудетские образы, а вот угловаты и лукавы они до остроты. Вот, например, «Ожидание» (2000) – сидит бледная, вроде «староодесская» дама в шляпе, голова большая, а ножки микроскопические, словно это фотокадр, сделанный широкоугольным объективом, — и все это парадоксально красиво. В той же стилевой волне длиннотелая девица, названная «Английское время» (2001). Несмотря на название эта фигура скорее напоминает, несмотря на одетый на нее цилиндр, французскую травести, но автору виднее… Можно смело отнести увиденное к дадаистическому постмодернизму в духе поп-арта, хотя, думаю, найдутся и несогласные с такой, всегда относительной по отношению к произведениям искусства, классификацией…

                                                        Станислав АЙДИНЯН

Ст. Айдинян «Сентябрь, богатый вернисажами…» // Газ. «Вечерняя Одесса» — 2001 — 20 сентября — № 141 (7480) — с.3.