Главная » Одесса в искусстве » А. и Н. ЛОЗА – ОДЕССА-МОСКВА, СВЕТОЗАРНАЯ ВЫСТАВКА…

А. и Н. ЛОЗА – ОДЕССА-МОСКВА, СВЕТОЗАРНАЯ ВЫСТАВКА…

Станислав Айдинян

В Москве, в большом международном отеле “Космос”, что высится панорамным полукружьем близ метро “ВДНХ”, уже несколько лет существует клуб “Екатерининская площадь”, посвященный Одессе. Название могло бы ввести в заблуждение, ведь и в Петербурге есть Екатерининская площадь. Но московский арт-клуб “Екатерининская площадь” посвящен именно Одессе. Это клуб, объединяет более сорока художников, имена которых в художественных кругах столицы России широко известны. Тут выставлялись живописцы из легендарной московской “Двадцатки” — В.Казарин, Ю.Миронов, один из вождей авангардного искусства 60-ых – Мих. Казанский, виднейший художник-диссидент Ал.Калугин, удивительнейший этносимволист Грузии Вас. Меликишвили… Из одесситов, ныне живущий в Калифорнии – Вадим Гринберг, или столь уважаемый живописец, достигший немалых колористических высот и живущий как в ближнем подмосковье так и временами в Одессе, С. Химочка. И ряд одесситов “одесских”, современных, как О.Недошитко или, например Конст. Скопцов, принявший участие в 2001 году в коллективной тематической выставке “Вижу корабль”, где более 30-и художников представили свое видение этого многоликого понятия…

Основатели и хозяева ставшего уже известным клуба “Екатерининская площадь”, одесситы Виктор и Жанна Богатыревы собирают избранных художников и друзей изящных искусств в принадлежащее им выставочное пространство зала “Sacvoyage”, ранее имевшего название “Carlsberg”. Там и происходит своеобразный праздник творчества того или иного творца, мастера кисти. Происходит то, что в Париже условно называют английским словом event – событие… Событие это призвано как в зеркале отразить творчество, личность, судьбу и легенду художника… Познакомить с результатами его трудов коллег-художников и представителей элиты…

И вот настал день представить художественному кругу Москвы плоды последнего периода творчества двух хорошо известных в Одессе художников Адольфа Лозы и его дочери Наталии, тоже завоевавшей себе заслуженную известность в последние годы рядом творчески удачных вернисажей, прошедших за рубежом и в Одессе.

Адольф Лоза, как известно, народный художник Украины. С 1993 по 2001 годы — председатель Одесской организации национального Союза художников.

Наталия Лоза ныне преподаватель художественно-графического факультета Одесского педагогического Университета.

При открытии вернисажа выступила известная поэтесса и литературный критик, чье имя особенно известно по ее работе в журнале “Литературное обозрение”, Светлана Соложенкина, которая еще и художник, член содружества “Родник”. Она сказала: “Есть здесь работы совершенно замечательные – белые цветы, это сплошное сияние просто. Или вот интересно – на уютной картине А.Лозы, где из труб дымы – зимний мотив написан по-южному… (имеется в виду холст “Мороз”) Большое значение имеют художники, способные язык старинной живописи перевести на язык живописи современной… Есть на выставке работа где опытному художнику удалось язык Куинжди перевести на современный язык…Это никоем образом не подражание, не эпигонство, это просто осмысление вечных тем особенным образом, достойным внимания искусствоведов… Не факт, что творчество Н.Лозы будет развиваться вслед за отцом в некой мажорной, радостной светоносности. Я вижу в ее работах нечто драматическое, и с годами это может развиться…”. Заметим, что, рецензируя одну из одесских выставок художницы, Тина Арсеньева напротив писала в “Вечерней Одессе”, что: “Мироощущение художницы не трагическое, а жизнеутверждающее, в ней – страстная влюбленность в жизнь, в красоту природы…” Просто, возможно, кроме разности восприятия ценителей, в Москве был представлен иной, более сдержанный подбор работ… Однако, несмотря на то, что возможно они и сдержаннее, но нам также представляется, что трагической ноты не ощущается, скорее спокойное созерцание и порой — оригинальность ракурсов, как в картине “Балаклава”… Что касается А.И.Лозы, то, по его признанию, он совершенно осознанно последнее время избегает трагических тем, которыми и так переполнена жизнь. Он хотел бы нести людям больше –солнечную радость…

Известный московский искусствовед Нонна Кристи, глава художественно-литературного салона Российского дворянского собрания поэтически-проникновенно выразила свое мнение о “родственной” выставке одесситов: “Здесь – ощущение праздника, ощущение, что ты попал в иной мир, мир радости жизни. А второе – ощущение раннего утра, зари, тающих полос серебряного тумана над зеркальными водами моря… Вся среда легко дышит в пространстве, выражая тем самым нечто симфоническое, поданное в свободной интерпретации… Эти художники как птицы, взмывшие в небо и набирающие… нет, набравшие высоту!…” И еще она прибавила – “Как говорили в старину – “от благого корня – благая поросль”, имея ввиду преемственность поколений – в творчестве отца и дочери.

Многие выступавшие, а среди них были и московские искусствоведы Галина Пикулева и Мария Козлова, отмечали близость художников к традициям “Южнорусского товарищества художников”, заслуженно восхищенно говорили об особой светоносности и светозарности представленных работ, которые наполнили зал жизнерадостным, ликующим светом…Многим пришлись по душе одесские и крымские пейзажи А.Лозы – “Серебро”, “Ночь такая лунная” и, без преувеличения, многие другие.

Пришли поздравить с вернисажем и деятели музыкальной культуры – была Лидия Глинка, потомок русского композитора-классика; выступили – композитор Борис Егиков и Ирина Воронцова, следом –певица Мария Любимова, по рождению одесситка, а в заключение торжественного открытия — ироническая, ярко и свободно талантливая Елена Дунская, поэтесса и известный в Москве самобытный бард…

Станислав АЙДИНЯН,
директор культурный программ “Спейс”,