Уютная выставка…

В Муниципальном музее личных коллекций им. А.В.Блещунова  выставка Александра Мирзина и Наталии Андрущенко. В небольшом выставочном зале – тонкой акварельной кистью – не лишенные изящества отображения листов гербариев, их художественно «заметил» Ал. Мирзин. Серия в классических ученых традициях по латыни называется «Plante in Horto Botanico Odessano cultae»…  Автор рассказывает, что он нашел материал для избранной им темы на кафедре ботаники в Одесском университете. Заведующий кафедрой был несколько удивлен, что старинными гербариями, очень редко востребованными, интересуется не ученый, а человек науке «посторонний»… Старинные, некоторые даже частично поврежденные, они манили и ароматом старины и своеобразной красотою, это была именно художественная форма. Не просто прикрепленные к пожелтевшим листам мертвые более ста лет растения… Их когда-то, до революции Новороссийскому университету целыми коллекциями жертвовали аптекари, врачи. Следы той эпохи в акварелях сохранились каллиграфическими  надписями, например – «Собиратель Миркинъ, Zegil Mirkin”. Он также использовал гербарии из коллекции директора ботанического сада Липского, погибшего в 1937 году, скорее всего в репрессиях.

И все же элемент фантастики в листах Александра Мирзина есть. Если присмотреться повнимательнее, кроме растения, выписааного со всем реалистическим мастерством и тщанием, на акварельных листах еще пририсованы к растениям и насекомые. Ход органичный, но неожиданный. На одной работе близ растения – стрекоза, на другой – бабочка, на третьем – малое сборище жучков-солдатиков…

Все увиденное можно отнести к объективированному гиперреализму, обогащенному “привнесенными” сюжетными элементами. Но это искусствоведчески, а просто по-человечески работы уютны, непритязательно-теплы, обаятельны… В них попытка отразить то время, когда даже собиратели гербариев заботились о том, чтобы расения на листах были максимально красивы, элемент эстетики вводился во все, чего касалась творческая рука нтеллигентного человека…

Надо еще отметить, что работы Ал. Мирзина, профессионального художника, еще в 1987 году ставшего чденом молодежного объединения Союза художников СССР, находятся в частных собраниях, галереях США, Швеции, Югославии, Венгрии, Польши. Совсем недавно выставка художника демонстрировалась в г. Ханау, в Германии… Большей частью Александр Миркин работал по холсту маслом, талантливо, ёмко писал натюрморты, пейзажи, но на этой выставке выступил исключительно как акварелист.

Второй участник вернисажа – Наталия Андрущенко, также профессиональная художница, закончила в свое время Одесское художественное училище им. Грекова. В 1971-77 работала в цехе оформителей художественного фонда, потом, в конце 80-ых, начале 90-ых, там же, в цехе монументального отделения. С 1999-го она – научный сотрудник музея Блещунова… Друзья-художники говорят о ней, что она беспощадна к себе в работе. В ее листах — сугубо фантазийный слой. Она часто по-своему, сказочно интерпретирует действительность. Из лучших работ выставки – “Кот-птицелов” (1997). В

ней – доминанта весьма изящной орнаментальности. “Кот-птицелов”создан  во времена работы в Худфонде и первоначально мыслилася как эскиз к настенной росписи, которая так и не была осуществлена. По цветовой гамме это бледно-лазоревые тона, — сказочные птицы, цветы…

Намного более близка к абстрактным остальная представленная графика художницы, их сюжетика менее проявлена. К ним относится “Белый цветок”, “Композиция № 2” и целый ряд оптимистических работ, повторяющийся художественный мотив которых—петухи. Все – в смешанной технике. В том же ряду “Чудо-юдо и удод” Само Чудо-юдо напоминает льва, но это не лев. Автор рассказывала, что здесь – посвящение украинской народной художнице Марии Примаченко, мастеру наивного искусства.

Общее впечателение от выставки очень камерное и уютное, оно не противоречит духу музея, малому объему его выставочного пространства.

 

Станислав АЙДИНЯН