Александр Егоров — мастер кисти и живописных сюжетов

Александр Егоров – исключительно тонкий, ёмкий художник. Он очень серьезно подходит к своему разнообразно талантливому творчеству. Можно предположить, что его картины основательно продуманы. Однако, по его словам, он редко продумывает сюжет, – обычно к нему приходит эмоциональная краска или звук, а потом в воображении возникает форма. Именно такие психологические основы восприятия дают темпераментный, сильный импульс полету фантазии, создавая и группируя композиционно художественные образы.

Александр обладает особой оригинальностью в выборе жанра. Он чуть ли не единственный, во всяком случае один из совсем немногих российских художников, который стал разрабатывать жанр фантазийно-идиллической неосимволической живописи. К произведениям этого ряда можно смело отнести многие его сложные, многофигурные живописные работы. В них подача образной системы совершенно реалистическая, и вдруг в нее вплетается фантазийно-иронический элемент… Это явственно заметно на картинах — «Большой каменный мост», «Архитектура. Три Арки» («The Archi»), «Девинация Эроса и Танатоса у фонтана в ГУМе» (2019), «Русский рококо» и др.

Вот, например, перед нами, монохромная большая картина, написанная акриловыми красками на холсте – «Русский Кремль» (2015), где весьма условно изображена кремлевская стена, совсем условно – Спасская башня, несколько более явственно видны Верхние торговые ряды… Персонажи толпы, это люди дореволюционной России. Средь площадной толпы есть и лошади, и узнаваемые типы населения – вот офицер, вот приказчик, вот мальчик в матроске с обручем, вот русский монах в черном одеянии, и среди них – два еврея, один из них с пейсами, именно он рукою прямо указывает на «булгаковскую» троицу – это босая печальная девушка в летнем простом платье ведет, взяв их под лапы, двух подгулявших… медведей.  Остальная толпа не очень то обращает на троицу внимание, люди достаточно сдержаны – ни пораженности, ни испуга. Загуляли медведи с подругой, ну и что? Обыденность абсурдно чудесного – таков проявленный здесь мотив!. Между тем один из медведей тот, что слева от девушки, играет на балалайке. И, следовательно, есть чему удивляться. Ведь жизнь в России часто граничит то ли с чудом, то ли с цирком. Художник, по большому счету, в смысловом отношении невольно для себя фантазийно-иронично противостоит  еще с семнадцатого века утвердившемуся в Европе мифу о том, что в заснеженной России по улицам городов и деревням ходят медведи, и жители пьют водку прямо из самовара. Однако сам он поясняет, что для него образ медведя это не совсем западный стереотип о русской действительности, а в большей степени все таки психологическое одиночество и персонификация всего стихийного и хтонического.

Почему созданная Александром Егоровым реальность «Русского Кремля» кажется нам недоразгаданной? Возможно потому, что смущает «квадратурная» структура недостроенной или призрачно условной Спасской башни. И тут мы догадываемся, что все происходящее происходит во сне. По крайней мере именно так все выглядит со стороны. И серый, графичный, монохромный цветосвет этой картины только увеличивает подобное впечатление… Сновиденность – непременный атрибут творчества А.Егорова.

Сходна и по технике и по теме с «Русским Кремлем» картина «Наши люди», написанная тоже акрилом по холсту.  Тут уходящая к горизонту ярмарочная толпа, вдали видны карусель, мужчина в фуражке, калмык или татарин в шляпе, женщины в платках… Основное действо полотна происходит на переднем плане, где крупно изображены – спокойная женщина-крестьянка, у нее простые славянские черты лица, она стоит рука об руку с маленькой девочкой, совершенно не испуганной тем, что справа от нее – идет на задних лапах ручной домашний медведь, несет самовар. И морда у него излучает спокойствие. Еще на многих картинах Александра Егорова появятся любимые им образы медведей. Этот контраст – прижившийся среди людей лесной дикий зверь и спокойствие привыкших к его появлению местных жителей составляют небольшую художественную провокацию, созданную художником.

Одна из лучших работ «медвежьей» серии Александра Егорова «Предместье Москвы», где на типично деревенской заснеженной улочке с дощатыми заборами стоит на задних лапах очень солидный, крупный медведь, можно сказать, что он даже красив звериной взрослой красотой. Зверь играет на гармонике простой деревенской женщине, она в пальто, с небольшой женской сумочкой, внимательно его слушает… Тут все как будто реально – и телеграфный столб с подпоркой в духе 1960-ых годов, и глубокий снег, и одетые снегом придорожные кусты и, в отдалении, дом и деревья. И тут мы вдруг догадываемся – что это женщина так воспринимает подгулявшего жителя, обернувшегося медведем… И весело, и легко, и оригинально, и с юмором. Но что особенно нужно отметить, это что помимо самого овального  изображения, не менее ценно и то, что оно окружено очень сложным орнаментом, как говорится, «обработано морозцем». И, как это бывает в жизни, льдистые разводы на стекле, напоминают стебли растений. Иней и стебли едины – таков эстетически тонкий «настрой» бессмертной Природы, умело и мастерски отраженной художником…

К тому же периоду и такому же техническому воплощению, несомненно, относится и работа «Радио Зима» той же фантастико-сказочной тональности. Она может нравиться не только взрослым, но и детям. На ней, монохромно изображена русская деревня. Белая зима, идет очень крупный снег. С электрических проводов на столбах свисают сосульки, поодаль  встретились и беседуют две женщины. А на переднем плане сказочная идиллия – на фоне лежащих у забора напиленных дров идет беседа – медведь беседует с подлетевшей к нему сорокой, в лапах у него несколько поленьев. Антропоморфичный, очеловеченный медведь и говорящая, такая реальная птица. И кто из них более реален, две женщины на заднем плане, мирно беседующие вдалеке, или эта пара представителей живой дикой природы?.. Все пронзила русская добрая зимняя сказочность…

И медведя и сороку мы еще встретим на более сложной по сюжету, еще более мифичной картине, где трое обнаженных маленьких детей «едут» на медведе, «парящем» мимо растений.  Морда у медведя внимательно задумчивая. Дети, двое из них, общаются между собой. А над ними летят две сороки. Тут сказка общения маленьких людей и доброго зверя выглядит очень естественной…

Есть среди «медвежей» тематики и совсем неожиданные, сказочные изображения.. К ним относится «Большая и маленькая медведица».  По технике это пастель на холсте. – Бескрайние ледовитые просторы, северное сияние, льдины, далеко-далеко отплывающий корабль, с него еле виден прощальный салют… А ближе к нам белая медведица с медвежонком, они смотрят вслед кораблю. Она лапой опирается на коричневые чемоданы, будто оставленные людьми, но скорее это она с сыном собралась с людьми уплыть на материк. Сам Александр Егоров так объясняет смысл изображенного – «Последний кораблик уплыл без белой медведицы. С борта запускают праздничный салют, огни которого удивительно похожи на звезды большой и малой медведицы. Полярная ночь и одиночество». Так в двух словах переданы смысл, содержание, сюжет. Нам кажется, тут главное — добрый, грустный настрой произведения.

Совершенно особый холст Александра Егорова – «Бумажная карусель» (2011). Настрой этой работы таинственный, одновременно декоративный. Художник показывает нам, как можно любоваться фактурой. На картине – одиннадцать мягких, пушистых, реальных кроликов. Они живут и движутся в сновиденном пространстве, как говорит художник – «в пространстве между зрачком и закрытыми веками», где в воздухе плывут, зависают мыльные пузыри. И равномерно, аккуратно нарезанные полоски бумаги на темном фоне так же пушисты, как и сами кролики… Обаятельная мягкость изображения, его декоративность обладает большой эстетической притягательностью.

Глубинно родственен этой работе холст «Нирвана опускается» из авторской серии «Лягушачья свадьба».  Тут для творца не менее, а может и более чем в «Бумажной карусели»,  важна фактура. И в этой ранней серии, она исключительно природна – казалось бы, чего проще – зеленая, очень густая, похожая на лепестки астр, трава и спрятанные в ней и выпрыгивающие из нее лягушки – зеленые лягушки в зеленой траве… Тут реально и оригинально изображен мотив единства всего сущего в Природе – земноводных и растений, а цветовое напряжение холста создает красный фон. Вот что рассказывает об этом произведении сам художник: «Нирвана опускается»: там в зелёной траве прячутся восемь лягушек. — Эта работа была центральной в серии « Лягушачья свадьба» показанной мною на выставке в 2005 в Центральном доме художника в Москве. Основанием идеи этой работы было воспоминание о фильме Андре Юнебеля «Фантомас». Эпизод, где в лаборатории злодея сталкиваются две жидкости — красного и зелёного цвета, что приводит к страшному взрыву вулкана, это меня так потрясло, а мне тогда было года три, наверное, и врезалось в глубинную память. Позже я узнал, что мама даже смотрела этот фильм беременная мною, так что я не случайно впечатлился этим ощущением взрывоопасности красного и зеленого цветов на всю жизнь! Серия картин с красно-зелёноным цветовым «аккордом» под названием «Лягушачья свадьба» выставлялась также в Лондоне и Харбине. Земноводные, которые населяют пространство картин, символизируют чувственную, эротическую энергетику, и одну из эволюционных ступеней в ленте персонажей моих циклов. Первые мои серии 1990-1995 годов составляли цветы и грибы».

Эти, упомянутые А. Егоровым, изображения грибов в его творческой биографии действительно относятся к наиболее ранним тематическим циклам. Им характерна темная палитра, и дается ощущение таинственности природы и жизни в ее произрастании. Цветы же того раннего периода в исполнении художника полны динамики, движения, света, цвето-световых нюансов, они разнообразны и самостоятельны, иногда академичны.

Натюрморты Александра Егорова раннего периода прихотливо сложны, в них использованы книги, морские звезды, раковины. И на полотне «Атлантический Зодиак» (2012) разные раковины будто образуют на темном фоне неба своего рода созвездие, это тоже натюрморт, но натюрморт символический, небесный…  Однажды Александр просто нарисовал куски арбуза, нарезанные пирамидально. И получилась игра форм. «Арбузы-пирамиды». К такой, несколько парадоксальной игре прибегали многие европейские художники, начавшие свой жизненный и творческий путь в ХХ столетии. Однако среди подобных картин художника-мастера может иметь место и просто любование стеклянным блюдом с виноградом, окруженным фруктами на фоне морской глади…

Александр Егоров создал интересный по своему сюжету, почти орнаментальный,  холст – «Девочка-медуза».. Сам художник о «Девочка медузе» говорит так – «Идея этой работы в том, что спящая видит сладкий сон в котором она или плавает в волнах или украшает собой кремовый торт». Конечно, как и в натюрмортах, тут декоративное начало оказалось в доминанте, как и в работе «Цветы и синицы».

Из наиболее философских работ масштабностью и эпическим началом особенно выделяется мечтательная и символичная картина «Атлантический реализм». В ней собственно важна не реальность лиц, фигур и деталей, а космический взгляд на голубеющую океаном нашу Планету под белооблачной высью. Мы смотрим на выгнутую сферу Земли как из Космоса. Видим волны Океана. Он предстает у художника живой, динамичной, порождающей субстанцией. Из нее изошли и раковины и дельфины и малые дети, легко, непринужденно чувствующие себя в этой вечной водяной голубой стихии… Кроме детей, дельфинов и раковин из океана, из его астральной сущности, рождаются также разнообразные геометрические, овальные формы… И тут кроется большое обобщение – все изошло из космического Океана, и малые дети человеческие и волнообразные и квадратные формы, все зародилось в глубине морской. Тут живописная философская лирика. И очень нежны, обаятельны образы детей, составляющие основу умело созданной композиции… Художник поясняет: «Смысловая концепция этой картины в том что, человечеству нужно найти драгоценный жемчуг, —  жемчуг познания в морской стихии, и на это способны только чистые наивные создания, чистые душою и духом, как дети!».

Тоже этапная и преимущественно философская работа художника уже не носит лирического настроения. Она названа «Иллюзии» (2008). Совершенно другой настрой ожидает нас при созерцании этой, почти панорамной по характеру работы. Мы видим, как за обнаженным человеком, убегающим в морской простор, бегут волкообразные собаки. Они преследуют беззащитную фигуру. Человек бежит по мелководью к освещенному горизонту – слева свет желтый, свет восхода, справа – алый, цвет солнечного заката… И из-за горизонта, раскрыв объятия навстречу бегущему, его встречает он же сам, но уже богоподобный, большой, грандиозный, мощный, серьезный и умудренный… Так человек из прошлого, от своих страхов, сомнений, неудач устремляется в будущее, убегает от прошлого, которое стремится – стаей волков настигнуть его. Тут в доминанте – отражение Трагизма земного бытия, психологическая драма земного существования.

К философским работам Александра Егорова, несомненно, нужно отнести его большую станковую работу «Советский космический корабль прокладывает путь человеку к звездам» (2007). Изображенное на этой работе устремлено в небо – мы будто откуда-то снизу наблюдаем склоненного к нам с высоты человека, — его торс, его лицо… А над ним вьются в высь золотистые гирлянды, в которые «вплелись» быстрые, подвижные темные ящерицы… Собственно с нашей точки зрения изображение схоже с темой известной восточной медитацией, когда к верхушке головы человека из золотистого Космоса, медленно вертясь, спускаются золотистые волокна. Александр Егоров рассказывает – «Советский космический корабль…» — это картина была сделана на пике влюбленности в девушку, с которой я встречался в этот момент, но от ревности перегорал в уголь. Вообще вся серия картин с 2005-2007 годов была связана так или иначе с моей сумасшедшей влюбленностью, от которой я смог успокоится только в уехав в Китай и встретив в Китае совершенно другую противоположность женской красоты и сексуальности… Позже, в 2012-2015  годах начала оформляется серия графических работ на тему эротико-бытописательной книги, написанной на разговорном китайском языке, известной с семнадцатого столетия, — «Цветы сливы в золотой вазе» («Цзинь Пин Мей»). И был подготовлен проект для театра теней по этой книге…

Китайская тематика в живописи у Александра Егорова естественно рождается и  выглядит совершенно по-своему. Он не старается, изучив каноны старой китайской живописи, следовать им… Напротив, создавая на бумаге цветными карандашами женский портрет «Одна чашка чая» (2015) он так тонко показал, как китаянка держит в руках чайную чашку, так психологически совершенно отразил в её взгляде момент обращенности ее внимания во внешний мир, что можно этот портрет считать по праву одним из лучших изображений женщин в его творчестве. Многим последующим и предыдущим картинам китайской серии свойственна одна черта – это цветовая напряженность. Освещение тут красного цвета, что обостряет внимание зрителя к картине… Та же черта свойственна холсту «Праздник летающих фонариков», где три образа девушек в национальной одежде и задний фон в левой части обогащен древнекитайскими красными иероглифическими орнаментами, за ними, как за ширмами, по словам художника, прячутся обнаженные любовники..

Совершенно особенное место в обзоре картин художника занимает  созданный в 2008 году холст «В Урановой пене» картина начата была в 2008 году в Москве, но продолжена в Пекине. Он работал с натурой, закончил уже по возвращении в Москву в 2010 году. Автор рассказывает, что – «В этой картине морская пена окружает декоративным орнаментом купальщицу, которая по моим представлениям, предельно женственна, ее поза и состояние выражают максимальное расслабление и удовлетворение. Урановая пена это та субстанция, из которой появилась греческая богиня красоты Афродита. Отсеченный «порождающий жезл»  первобога, титана, изливал семя в хтонических водах, из которых вышла всякая жизнь. И для меня бесконечно символично то, что первым воплощением стало божество Красоты». Впервые картина выставлялась в ЦДХ на выставке, носившей название «Где то в Азии», а затем и в Чэнду, месте пребывания властей провинции Сычуань в Китае. Надо сказать для ясности, что у холста «В урановой пене», была картина-предшественница. Она называлась «Купальщица» (2006). Там тоже морская пена, тоже молодая девушка, спокойно наслаждающаяся расслаблением в водной стихии. Но эта европеоидная девушка худа, угловата. В ней нет такой природной уравновешенности и округлого, очень женственного совершенства форм, какой обладает по-китайски раскосая, монголоидная девушка, ставшая царственной героиней картины «В урановой пене». Три картины по словам художника, в том числе и «Купальщица», исчезли, — английский галерист оставил их у себя, не вернул после персональной выставки «Hypostasis» в Лондоне, в галерее «Gallery 5».

Александр Егоров  отдал дань и такому редкому и причудливому жанру станковой живописи, как урбанистическая идиллия. В этом жанровом направлении им созданы посвящения Москве «Зимняя сказка» (2014). Большой театр и Кремлевский дворец, Мавзолей Ленина  изображены на фоне лесистых, а выше и заснеженных гор, горных вершин… Ведь Москва большей частью равнинный город, а тут воплотилась мечта художника о другом, романтичном рельефе местности. И наше впечатление дополняет сам художник, он говорит – «Московская серия это утопическая идиллия, в которой город похож на декорацию к футуристической мелодраме. Герои на переднем плане любуются полуфантастическим пейзажем. В «Зимней сказке» у стен Кремля танцуют на льду на коньках медведи и это событие намекает, что все происходит уже за гранью этой жизни, где-то в раю или рядом с ним…»

Московская тематика, тематика города, где он родился, развита художником и в других картинах серии. Показательно тут «Московское утро». Это не фантастическая, а ностальгическая картина. По сюжету – двое москвичей с детской коляской стоят на набережной у чугунных перил и наблюдают издали видные на другом берегу Москвы-реки, метромост, сталинский генеральский дом, где жили военачальники и академики, старое здание МГИМО, здание Министерства иностранных дел… Мужчина приобнял женщину за плечо, участливо склонился к ней… Тут ностальгия по московской теплой, душевной семейственности былых, давних лет… Сходен с «Московским утром», но более сдержан палитрой также видовой, пейзажный холст «МГУ».

Невозможно охватить взором все созданные мастером-художником, тонким рисовальщиком, Александром Егоровым живописные работы и графические листы. Но чем дальше знакомишься с ними, чем дальше углубляешься в его творчество, тем интереснее узнавать все новые и новые черты и подробности, знакомиться с этим уже признанным и очень много раз награжденным и премированным создателем вневременного визуального искусства. Можно назвать лишь несколько почетных наград и отличий, обладателем которых стал Александр Егоров, закончивший в 1986 году Московское  художественно-промышленное училище имени Калинина, где он учился живописи у Е.Линдина, заслуженного художника России В.Третьякова и Н.Шувалова. По окончании получил в дипломе об окончании квалификацию «художник-мастер». В 1995 награжден дипломом ежегодной выставки «Золотая кисть». В 2007 награжден медалью «Честь и Польза» от Международного Благотворительного Фонда «Меценаты столетия». В 2008 году отмечен дипломом от Российской Академии Художеств за подписью президента Академии, З.К.Церетели. В 2009 году награжден Серебряным орденом «Служение Искусству» от Академии Культуры и искусства. В 2009 ему присвоено звание Члена-корреспондента Международной Академии Искусств. В 2015 году он стал лауреатом-победителем Arte Laguna Prize-это международный художественный конкурс, который проходит в Венеции, в Италии и направлен на популяризацию и развитие современного искусства.

И ещё в 2013 г. он стал Учредителем Международной премии имени С. Рахманинова.

Станислав АЙДИНЯН, 

Действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств, заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, искусствовед Федерации Акваживопись.