АЛЕКСЕЙ ПАНИН – ГРАФИК-МАСТЕР

 

Алексей Панин – художник графически, тематически и образно яркого спектра. Его мастерство неоспоримо. Он настоящий реалист неоромантического направления, способный необычайно подробно и ёмко передавать свсето-цветовые нюансы. Пейзажам он придаёт сложно-композиционный и хроматически тонкий строй, — это качество выработано и достигнуто тридцати пятью годами профессиональной деятельности, на протяжении которой неустанно шло самосовершенствование.

Совершенны профессиональные опыты художника прежде всего в технике линогравюры. Он создает и иллюстрации, оформляя книгу, альманах, может стать автором эскиза к медали или создать серию экслибрисов. Родился А. Панин в 1953 году в Александрове, на Владимирской земле, с детства близок ему и эмоционально высветлен, понятен «глубинный» быт и природа России, которые в его графике звучат масштабно, убедительно, полнокровно и, одновременно, лирично… Он произвел на свет  немало александровских по сюжету произведений. Назовем лишь «Александровский Кремль», «Александровская слобода», «Александров. Пейзаж с колокольней», «Охотный луг»…

Однако далее охват российской тематики стал расширяться – он стал создавать графические пейзажи по мотивам поездок в – в Мышкин, Ростов Великий, в Псков, в Старицу.…

В зрелый период творчества Алексей Панин стал с особенной проникновенностью работать, рождая на лист оптически светозарную зримую пейзажную лирику.

Смотрим на его работы «Старица. Церковь Рождества Богородицы», «Летняя ночь в Пскове», — там проявлены мастером призрачно гаснущие в вечернем небе облики церквей, — таинственные, загадочные. И в еще одной художественно-графической манере проявил себя мастер, когда представлял пейзаж в таких работах, как «Псков. Кром» или «Пикник на Клязьме». Тут изображение приобрело особую изобразительную «зернистость», которая набросила на вид — лёгкую мечтательную туманность… Есть у Панина поэтичко-графический экскурс в атрибутику старины русской, доныне сохранившуюся на Руси, — это его колодцы – «Колодец в городе Мышкине» и, еще более «глубинен» как по географии, так и по впечатлению «Старый колодец»…

В более ранний графический период А. Панин работал резче, контрастнее, его небольшие графические листы, линогравюры были подобны часто экслибрисам по концентрированности, центрованности, но  рисунка. В этом смысле показательно его «Пробуждение», где штрихи резкие, четкие. Но даже в такой конкретной, определенной работе, вдруг, из арочного вала колокольни, как с древней стенной росписи, к колоколу устремляется, обретший телесный объем ангел… Чудо свершилось… А где-то там, далеко, в глубине колокольни, малая фигура монаха взялась за веревки к малым колоколам-подголоскам… И продолжением чуда будет звук… Вот так таинственно-лирично создается атмосфера панинских произведений российской тематики…

Перо Панина, прикасается к пейзажам, глубоко и серьезно задумчиво, не только лирично. Обязательно заметим, что у Панина был и иной, веселый графический период, к которому относится и портрет собственной собаки в камзоле, с шейным платком – в одном из своих интервью, данных за рубежом, он признался, что хотел отдать дань благородному характеру и происхождению своей подопечной. Портрет был назван «Аристократ». В той же колее – изображение пиратства на картине «Морские волки», посвященной девятнадцатому веку, реалистичное, где очень удался психологически переданный  характер… Вообще надо еще подчеркнуть, что портретные произведения, тоже полноправны в сфере творческой стихии Панина. Показательны «Портрет архитектора-реставратора П.Барановского», исполненный в упомянутой жестко-штриховой гравюрной манере и исключительно теплый, психологически основательный «Портрет польского писателя З. Жакевича». Последнее произведение – плод зарубежных поездок А. Панина. Он побывал во многих странах; выставки его были – в Гданьске, в Польше; неоднократно в Будапеште, в Венгрии – в Российских культурных центрах. Выставлялся и в Литве и в Болгарии, также Словакии и Чехии. Он немало поработал над европейским пейзажем и жанровыми графическими рисунками, такими как – «Трубочист над городом», «Принцесса на карнавале»…

По словам художника, в Европе ценится умение «Хорошо рисовать, рисовать с душой». Этим умением в полной мере овладел художник. Некогда, учась с 1970 по 1975 на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института, он воспринял некоторые пластические черты социалистического реализма, но со временем, по мере углубления в тонкости отражений свето-цветового богатства мира, черты первоначально обретенной стилистики стали угасать, заменяясь новыми, уже по-иному понятыми творческими талантливыми решениями. Он – член Союза художников России, входит в состав его владимирского отделения.

Алексей Панин – создатель музейных российских экспозиций. От Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове он представлен к почетному званию – «Заслуженный художник Российской Федерации». В наградном листе о нем сказано – «…При активной поддержке А. И. Панина в 1989 г. в Александрове был открыт Художественный музей. Многие годы А. И. Панин является членом городского художественного совета. Работы художника хранятся в фондах Костромского художественного музея, историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода», литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых, Александровского художественного музея, музея семьи Цветаевых в Ново-Талицах, музея писателя С. Я. Елпатьевского в селе Андреевское, в коллекциях Российских центров науки и культуры в Будапеште, Праге, Братиславе и Гданьске и в многочисленных российских и зарубежных частных собраниях».

Безусловно талантливый, своеобразный мастер-график находится в зрелой фазе своего неустанного и интенсивного, устремленного к вершинам, творческого пути.

Станислав Айдинян

вице-президент Творческого союза профессиональных художников, искусствовед Федерации Акваживопись, член правления Международной ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины