Арт-ТЕКТОНИЗМ ЛЕОНИДА ФЕОДОРА

Тектонизм — направление, созданное в 2004 году известным художником Леонидом Александровичем Феодором стремится оставить заметный след в европейском искусстве. В названии «арт-тектонизм»кроется ключ к мировоззрению, стоящему за созданными зримыми произведениями, — художник говорит: «Оно означает развитие искусства аналогично тому, как рождаются тектонические преобразования внутри матери-земли. Благодаря стихийным преобразованиям, проходящим в земле многие миллионы лет, происходит накопление внутренней энергии, стремящейся вырваться наружу. После гигантского выброса, взрыва, толчков земли разрушается старое, дабы явиться новому. Мир преображается, скинув с себя всё наносное, отжившее. Рождается новое, в чем-то и схожее с прежним, но и совершенно неповторимое».

Всепланетность творческой концепции, ее масштабность убеждает в том, что зритель имеет дело не с чисто формальными экспромтальными опытами, а с чем-то большим. Итак, «тектонизм» в реальном творческом выражении проявлен как своеобразный синтез выбранных автором материалов с идеей, лежащей в основе создания.

У Л. Феодора отмечаем прежде всего темпераментно освоенный воображением простор, широкое тематическое многообразие. Однако в идейной основе подспудно слышится эпическое звучание. Художник говорит, что глубоко его увлечение древнеславянским литературным памятником — «Словом о полку Игореве» с одной стороны, мистической «Божественной комедией» великого Данте Алигьери с другой стороны. Тут действительно и седой мир древнего славянства и знакомство с основами европейской культуры. В ранних работах Леонида Александровича еще присутствует «заключенность» в рамки холста, однако в более поздних работах уже присутствует стремление к трехмерному объему. Изображение распространяется как за пределы холста, так и за раму. Стремление объять необъятное продолжает сформулированный в ХХ веке Вадиганом Гринбергом «фрейм-арт», когда и рама и изображение обретают в искусстве равноправное эстетическое единство.

Смелость практической работы с материалом у Леонида Алексанровича явлена во многих работах, таких, например, как навеянная известной оперой композитора Бородина авангардная «картина»«Князь Игорь», — здесь на основе крышки от пианино использованы молоточки и клавиши кем-то разбитого и оставленного инструмента. Но у художника они совершенно по-другому  служат искусству, став  уже композиционной частью «орнаментации» произведения. Так осуществляет себя заявленный и декларированный тектонизм. Деталь инструмента, извлекавшего из струн музыку, уже «поет» своим видом, став частью воплощенного визуального ряда, художественного «темперированного» замысла… Нечто подобное наблюдаем и в работах «Автокосмопортрет» и «Древо жизни. Космос»…

У Леонида Феодора существенно еще и единство цвета и объема. Каждая деталь его «ассамбляжей», произведений, составленных из конкретных частей, еще и «озвучена» цветом, колористически «оснащена». Этот колоризм деталей складывается в целое, палитрой и темой в объединенное единство. Создается впечатление, что Л. Феодор бессознательно или сознательно продолжает традицию, идущую от Казимира Малевича, автора знаменитых опытов с супрематическими пространственными моделями.

 

Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, искусствовед Федерации Акваживопись, заместитель председателя Южнорусского союза писателей.