Тектонизм — направление, созданное в 2004 году известным художником Леонидом Александровичем Феодором стремится оставить заметный след в европейском искусстве. В названии «арт-тектонизм»кроется ключ к мировоззрению, стоящему за созданными зримыми произведениями, — художник говорит: «Оно означает развитие искусства аналогично тому, как рождаются тектонические преобразования внутри матери-земли. Благодаря стихийным преобразованиям, проходящим в земле многие миллионы лет, происходит накопление внутренней энергии, стремящейся вырваться наружу. После гигантского выброса, взрыва, толчков земли разрушается старое, дабы явиться новому. Мир преображается, скинув с себя всё наносное, отжившее. Рождается новое, в чем-то и схожее с прежним, но и совершенно неповторимое».
Всепланетность творческой концепции, ее масштабность убеждает в том, что зритель имеет дело не с чисто формальными экспромтальными опытами, а с чем-то большим. Итак, «тектонизм» в реальном творческом выражении проявлен как своеобразный синтез выбранных автором материалов с идеей, лежащей в основе создания.
У Л. Феодора отмечаем прежде всего темпераментно освоенный воображением простор, широкое тематическое многообразие. Однако в идейной основе подспудно слышится эпическое звучание. Художник говорит, что глубоко его увлечение древнеславянским литературным памятником — «Словом о полку Игореве» с одной стороны, мистической «Божественной комедией» великого Данте Алигьери с другой стороны. Тут действительно и седой мир древнего славянства и знакомство с основами европейской культуры. В ранних работах Леонида Александровича еще присутствует «заключенность» в рамки холста, однако в более поздних работах уже присутствует стремление к трехмерному объему. Изображение распространяется как за пределы холста, так и за раму. Стремление объять необъятное продолжает сформулированный в ХХ веке Вадиганом Гринбергом «фрейм-арт», когда и рама и изображение обретают в искусстве равноправное эстетическое единство.
Смелость практической работы с материалом у Леонида Алексанровича явлена во многих работах, таких, например, как навеянная известной оперой композитора Бородина авангардная «картина»«Князь Игорь», — здесь на основе крышки от пианино использованы молоточки и клавиши кем-то разбитого и оставленного инструмента. Но у художника они совершенно по-другому служат искусству, став уже композиционной частью «орнаментации» произведения. Так осуществляет себя заявленный и декларированный тектонизм. Деталь инструмента, извлекавшего из струн музыку, уже «поет» своим видом, став частью воплощенного визуального ряда, художественного «темперированного» замысла… Нечто подобное наблюдаем и в работах «Автокосмопортрет» и «Древо жизни. Космос»…
У Леонида Феодора существенно еще и единство цвета и объема. Каждая деталь его «ассамбляжей», произведений, составленных из конкретных частей, еще и «озвучена» цветом, колористически «оснащена». Этот колоризм деталей складывается в целое, палитрой и темой в объединенное единство. Создается впечатление, что Л. Феодор бессознательно или сознательно продолжает традицию, идущую от Казимира Малевича, автора знаменитых опытов с супрематическими пространственными моделями.
Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, искусствовед Федерации Акваживопись, заместитель председателя Южнорусского союза писателей.
- Сценография к опере Бородина Кн. Игорь 2021-22гг. Жив рельеф-ассамбляж 145х40
- МЫ (ДантеАлигери)2011-18г
- Троянский конь 2015г к. акрил см. тех. 59х54,5
- Софийность Славян
- Андрей Рублёв 2000
- БаНатаВикенть1990ЛФ+
- Брамфатура Лф06
- ГероическаяСимфония19-20ассамбляж д.мет.м.эмаль
- ДонКихот Дульсинея05ЛФдипт
- ЖвописьОгнём2004ЛФ д.мет. огонь74х52
- ЖиваяВселенная2015-20ЛФ.х.наОрг.64х80jpg
- ЗдравствуйтеГосподин Птеродактль04ЛФ
- КосмичСтранник2011-14ЛФд.мет.ассамбл.акр
- МелодияЛюбви ТанецЛюбви17-18ЛФ
- Метаморфозы 2010-16 х.на картоне м.55х46
- Мистерия Макоши 18ЛФ
- МузейРусской Культуры
- Набат МРК
- ПавелФилоновОчевидецНезримого05ЛФд.х.м.115х115
- ПоловецкиеПляски20ЛФ
- ПутиСпасителя18ЛФх.м
- Путь Воина2012ЛФ70х70х7Орг.б.акр
- Реинкарнация 2007ск.д.м.100х35х20
- Рок тектонический Муз-объект ЛФ17-18 диптих д.м
- РусьСкорбь веков20ЛФх.м80х60
- СветлоСветлая Мелодия 19ЛФ
- Светлые Мосты Будущего 2019г. белый рельеф ассамбляж
- Теплый вечер18-20 х.акр
- ТрехИпостасныйЛик2010-11х.м50х40
- ТриУровня Живописный Рельеф1996-2006
- Фавн 2022 ск. д.мет. акрил
- Феодор-ПомнюЧудноеМгновение17ЛФеодор х.м
- ЦивилизациТриптих 2019-20ЛФ
- Шествие Царицы со свитой в Будущее20-21гг. д. рельеф. акрил.м. 61х60
- ЭхнАтонПрав 22
- ЯрославияЛФ1996
- В ТРЕХ СФЕРАХ 2005ЛФ
- Княгиня и предстоящщиеСирин и Рарог
- ВечерНаДону88-91гг.орг.м
- Архитектоника Души Виолы1996г.ассамбляж
- КосмогонияСлавянПравьЯвьНавь02ЛФ МРК200х50
- Автопортрет1972-73ггДсп.левкас. масло