ЭТНОКАЛОРИСТ ЭКСПРЕССИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Станислав Айдинян

Артуш Григорян — художник «крепкой кисти», в нем сразу и бесповоротно чувствуется профессиональная прочная основа, хороший, проверенный временем вкус. Его работы по школе и, более того, по эмоциональной природе очень армянские. Есть в нем сердечная переполненность, которая выражена в совершенно свободном владении цветом. И цветовая гамма у него очень богата. Даже в небольших работах нет никакой цветовой аскетики. Палитра широко и вольно дышит, обретая плоть и кровь. Как это явственно у немалого числа современных армянских художников, именно цвет — основное, без преувеличения, поле художественного поиска. Этому поиску и отдана кисть Артуша Григоряна.

Родился он в 1951 году в Ленинакане, по-старинному в Гюмри, в весьма интеллигентной, уважаемой в городе семье. Рисовать начал с раннего детства. Этому способствовали атмосфера в семействе и некоторое влияние самого старшего из его братьев, Анатолия, он на десять лет старше и… профессиональный художник. В 80-ые годы Анатолий Григорян был уже признан, стал секретарем Союза художников Армении. Насчет семейных традиций все становится ясно, если упомянуть, что второй по старшинству, 1943 года рождения брат Аркадий, умерший в 2002 году, — скульптор, чья аллегорическая скульптура установлена у музыкальной школы, там, в родном ему Гюмри. Картина будет неполной, если не упомянем еще и брата Григория, чей год рождения — 1947. Нет, он не скульптор, не художник, но он виолончелист! Живет в Атланте, в США. Его учитель, Г. Талалян был близким другом М.Ростроповича, потому молодой тогда художник Артуш с юности приобщился к тонкому музыкальному кругу и даже подержал в руках уникальную виолончель работы Гварнери, что произвело на него высокое и неизгладимое впечатление…

В первый раз Артуш поступил в высшее учебное заведение в Москве, в Текстильный институт, но было решено, что он отслужит сначала армию, потом поступит в вуз. Так что Ереванский художественно-театральный институт художник закончил в 1979 году; а в 1977 году, еще студентом, стал лауреатом Всесоюзного конкурса «Дизайн-77».

С 1980-го — член союза художников СССР. Со временем у него в Ереване появилась и мастерская, которая до сих пор остается за ним. Среди творческих достижений тех, еще советских лет, — участие во многих выставках, среди которых были и зарубежные, например в 1990-ом в Марселе, Лионе, Валансе. В 1991-м к ним прибавилась Ницца. В 1992-м Сейак, Тюль. В 1993-ем Экс он Прованс — все это во Франции. Там художник в 1992 и 1993 годах подолгу жил и создал серию французских пейзажей»Красный Колонж», к серии относятся «Дом русалки», «Старая кузня», «Дверь Ренессанса». Во Франции учатся теперь его две дочери, проявляющие тоже художественные и музыкальные таланты. После землетрясения в Ленинакане он повез немало работ во Францию, сделал благотворительную выставку. Все средства от продажи строго сдал в фонд поддержки пострадавших от землетрясения. О трагедии не может спокойно. вспоминать и нынешний Гюмри видеть ему тяжело — там погибли друзья, погибла жена брата Аркадия…

Теперь о работах Артуша Григоряна. Творчество его переживает, несмотря на сложности житейские, самый плодотворный период. Был ведь семилетний период молчания… А теперь еженощно — днем нет времени, приходится зарабатывать хлеб насущный, — художник трудится, из-под его пера возникают все новые и новые работы. Это, прежде всего авторские свершения масляной краской по бумаге, или по пенокартону (новый материал!) и графические работы разного, в том числе классического характера и построения. Но в стилевом отношении он не неоклассик, скорее «этнокалорист» экспрессивного направления. Во всех почти его работах — экспрессивно подано динамическое движение, они как то по-особенному национально означены, означены соотношением красок, теплотой колорита… Его люди — всегда в движении. Испанский тореадор, застывший, поднеся мулету — красное полотнище, к рогам быка, — запечатлен так, что еще миг и он проснется в стремительное движение. На изображении под названием «Цирк» юноша-жонглер эквилибрирует шарами, напоминающими гранат, и цирковая атмосфера вихрится круговым вращением, переходит естественно в коловращение красок… Нечто похожее наблюдаем с женской фигурой в работе «Танцовщица» (2002). В ней тоже явно заметен этот плавный и, одновременно, сильный, будто лишь на миг остановленный, динамичный жест.

Внутренний, красочный динамизм говорит о сильном художественном темпераменте художника. Это касается и его чисто цветовых работ, таких как «Весна» (2000), в которой доминируют краски и явственны две «тени» птиц… К подобному разряду отнесем «Стремление», «Танец шмеля», «На глубине», «Затмение», «Дискотека» и др. В этот вид работ изредка вкраплен расплеск эмлевой краски, глубже подчеркивающей полихромность краски масляной… Например, в «Танцующем фонтане».

Что касается цирковой темы, то мы о ней упомянули не случайно. Артуш Григорян создал психологические портреты клоунов, их целых одиннадцать. Особенно запоминаются — навеянный автору обликом Полунина «усталый клоун» и более раскованный, но менее психологичный «Лукавый клоун». Характер! Вот что удалось передать здесь живописцу, часто предпочитающему чистую игру красок. Цветовыми преимущественно можно считать его натюрморты, там изобретательность многотональных цветовых гамм и широта цветопередачи…

Любимо многими то произведение маслом по бумаге, где изображен ослик, грустный ослик из детских сказок. Он столь умилителен, будто явился из детского сна, а называется причудливо — «Праздник»(2002).

К психолого-сатирическому жанру отнесена картина «Навет» (2003), где за раздвижным дачным столом, символом всего временного, неустойчивого (он «опознается» по крестообразным ножкам), сидят две фигуры. Это мужчина и женщина. Мужчина в черных очках (доморощенный сыщик?) низко наклонился к женщине, к самому ее локтю и шепчет навет, — то есть клевещет на кого-то… Она же прикрыла рот рукой, взволнованно слушает. Вечно актуальный для любого времени, для любого народа и любой страны сюжет… По теме также «всемирен» и сюжет холста «Чехарда»(2003) молодой, почти цирковой мотив.

Свои возможности портретиста Григорян показал в графике. Они видны в исполненной мелом «Прядильщице», но много более в портрете ученого-востоковеда И.А.Орбели. В нем есть что-то медальное, хотя даже больше просится на марку, которую можно было бы вполне выпустить в Армении. Кстати, в Москве вышла и была представлена на вечере в Посольстве Армении книга Н.А.Григорян «Научная династия Орбели», которая служит более чем достаточным основанием для любого, самого высокого увековечивания памяти всех братьев Орбели.

В скобках заметим, что в его творчестве определенную роль играют сны — он, бывает, проснется среди ночи и быстро зарисует найденный динамический ход — и этот набросок, сделанный условными штрихами, может стать началом или продолжением новой работы…

А.Григорян создает наброски, отбрасывает негодное к исполнению и снова ищет, пока не найдет… Пока не получится. А мы скажем, — пока не обретет цельность, — к чему он бессознательно стремится. И часто успешно достигает. Художник любит яркие, определенные объекты. Характерны нарисованные им гранаты, и особенно «Взрыв граната», где разорванный резко гранат и из него зернышки летят в синее пространство…

К сожалению мы не сможем рассмотреть многих достойных описания и осмысления работ, объем наших экскурсов естественно ограничен… Но невозможно пройти мимо его богатой и разнообразной флористической, цветочной серии картин, составляющих большое, давно уже полноправное направление в творчестве живописца. В необозримо длинном ряду работ есть уверенная мощь, в каждой работе своя эстетика некоторой импрессионистической условности. «Яркий день», где осенняя желтизна букета напоминает осенний Ереван. Будто ветром всколыхнулся букет»Мелодия».Или словно завороженный вниманием букет «Юность». Или полный темновато-сдержанного достоинства букет «Вечер». Или, наконец, букет, пышный как целый лес, «Сумерки»… Особняком стоят в серии два произведения, два букета -две «Грации». Тут не пышность, но тонкое и живое изящество, искреннее, непосредственное. Умеет А.Григорян в уже найденном увидеть новые возможности, искать в уже освоенном тематически жанре. Может вообще нарисовать один эффектный цветок как в «Ноктюрне», а может повернуть цветы друг к другу, оживит излюбленной им темой танца — и цветы будут танцевать… Так возникает возможность сказать еще об одной черте григоряновской живописи, — о ее плавной музыкальности. Тем более у него есть отдельные работы на музыкальную тему, такие как «Воспоминание. (Музыка)», где две женских фигуры. Одна из женщин играет на свирели.

Завершая разговор о творчестве живущего ныне в Москве художника и графика Артуша Григоряна еще можно упомянуть, в заключение, произведения, содержащие сугубо армянские этнические черты не только по своеобразной цвето-световой тональности, но сюжетно определенные национальные мотивы. Такова его работа «Отдых» (1996). Там фигура явно усталой женщины. Это хозяйка-армянка, сложив руки на коленях, отдыхает — она только что испекла тонкий хлеб, лаваш… И три «плода» ее труда, — три лаваша висят тут же, на привязанной к столбу веревке. Поза старой женщины будто подсмотрена в вечернем дворике старого Гюмри-Ленинакана, где жили и окончили свои дни старые родители художника…

У Артуша Григоряна есть псевдоним — Grig, — в этом имени что-то от морских странствий, оно созвучно Бригу, летящему по волнам и, одновременно, оно закономерно напоминает имя Григория Просветителя, скорее всего, распространенная фамилия Григорян берет исток от этого прозвания, священного для Армении, для армян…

Станислав АЙДИНЯН,
директор культурных программ «Спейс».
вице-президент Российскл итальянской Академии Феррони
член Союза Российских писателей