Цветы и краски Екатерины Нешковой

 

Живопись Екатерины Нешковой – явление в современном российском искусстве преимущественно эстетическое. Будто ароматом цветущего сада веет на нас от ее работ, где женственно-обаятельно живут в непрерывном свечении красоты ее герои – цветы. Екатерина Нешкова может полноправно считаться художником-флористом. Комплиментарный ее подход к цветам, детям Природы, понятен и оправдан и избранной темой и тем, как сформировалось творческое «я» художницы…

Родилась Екатерина в Москве, рисовать начала с самого раннего детства. Вот как о своих ранних «азах» обретения живописных навыков рассказывает она сама – «Буквально с детского сада рисую. Помню, как бабушка меня забирала и мы шли в изостудию. Всегда принимала участие в школьных конкурсах рисунка. Когда наступила серьёзная учёба – я поступила в физико-математический класс, про рисование практически забыла. Закончила школу и поступила в Московский авиационный институт. В 2001 году его закончила. Работала где-то лет пять по специальности руководителем французско-русской группы, как инженер в «Гражданских самолётах Сухого». Карьера складывалась очень здорово, получала весьма приличную зарплату, но всё больше и больше понимала, что я не могу себя выразить. Чаще стала ловить себя на мысли, что хочу уйти. Мой папа очень тогда расстраивался, что я столько достигла и хочу всё бросить»…

И все же Екатерина покинула инженерную работу… Где то в глубине души гармония победила алгебру. После рождения сына, Екатерина приняла решение – получить второе высшее образование. Муж Алексей поддержал ее в этом волевом начинании. «И вот… — художница далее рассказывает о своей творческой и жизненной судьбе, — я оказалась в Московском архитектурном  институте на кафедре «дизайн среды». На тот момент на этой кафедре обучение занимало четыре года. У нас были прекрасные преподаватели, профессора различных кафедр этого института… Один из обожаемых мной предметов была колористика. Его преподавал доктор архитектуры, профессор, Заслуженный деятель искусств, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды МАРХИ Андрей Владимирович Ефимов. Как раз этот человек привил мне любовь к цвету! И стал моим дипломным руководителем.  Хотя нам рассказывались основы колористической науки, я ей настолько увлеклась, что решила самостоятельно изучать некоторые цветовые теории. Вообщем, дело дошло до того, что я несколько месяцев самостоятельно изучала развитие колористической науки. То что, нам рассказывали про Иттена – это только вершина айсберга! Столько удивительно я узнала. Оказывается столько учёных трудились для нас, для художников! И тут я узнала про систему одновременных контрастов, про то, как Гёте видел цвет, и как Ньютон!..»

Как мы убедились по рассказу художницы, увлечение цветоведением и колористикой, для Екатерины Нешковой оказались очень плодотворными… И в ее флористических работах это увлечение ощутимо прежде всего в том, что ее цветы определяются в богатстве переливов тонов и оттенков, они продолжаются цветом в поющем воздухе над цветами… Е. Нешкова–колористка вошла в мир тонких взаимообусловленных цветовых аккордов, которыми дышит живая природа. Художница не умозрительно, а кистью стала понимать построение картины. Ей зазвучали проникновенно такие истины, как – «Цвета, взаимовлияя друг на друга, обусловливая друг друга, превращаются в некое единство, именуемое колоритом и выражаемое гармонией», — это некогда написал столь ценимый Екатериной знаменитый педагог-искусствовед и теоретик искусства Иоганесс Иттен.

Цвет и форма работ Екатерины Нешковой чрезвычайно насыщенны! В этом смысле показательны ее «Розы в саду», там у нее целая симфония нежно текущего цвета… Сходна по цветовому подходу с розами и ее «Ирисы в саду», где также внимание отдано не отдельному образу, а цветовой атмосфере… И, что непременно надо отметить, эти работы не теряют естественности при непременно присутствующей в них спонтанной декоративности!.. Декоративность, например, откровенно присутствует в такой работе Е. Нешковой, как «Пионы расцвели», где динамизм, подвижность цвета органично слиты с декоративными постановочными элементами – с тяжелой, помпезно-торжественной кистью парчовой шторы, и со скромной фигуркой фарфорового рождественского ангела, данной как бы для смыслового контраста… Художнице особенно удаются пионы, они уже «позировали» ей для некоторого ряда работ. Просто в ее работе «Пионы и вишня», где отмечены элементы традиционного натюрморта, образы цветов чуть более сдержаны…

Впрочем, эти работы, написанные в последнее время, все же не относятся к самому началу того периода, когда Екатерина снова взялась за кисть, снова принялась рисовать, прервав длившееся ранее творческое «молчание». Об этом она рассказывает – «Зимой 2011 вскочила утром (видимо после того как начиталась теории о дополнительных цветах) и написала за день «Зелёных». Двух зелёных попугайчиков с красными клювиками! По сути – это была первая картина!»…

Двух нахохлившихся, жмущихся друг к другу попугаев Екатерина изобразила с немалым темпераментом, с естественной силой вдохновения. Они получились не только динамичными, но и психологически полноценными, живыми, — стоит обратить внимание на их глаза, — сколько живости и выразительности!.. Будто пахнуло давней традицией реализма ХIХ века!.. Доминантный тон всего изображения, зеленый, оттеночно богато нюансирован…

По-другому Е. Нешкова разрабатывает флористическую тему, тему цветов в акварели… Название «Розочки» при первом же взгляде на акварельный лист отлетает, как несостоявшийся ярлык. Что тут в основе изображения? Здесь видится стройная строгость красных роз, которые помещены в отливающую сероватым металлическим блеском вазу… Фон – серо-грозовой, суровый, подчеркивает напряженную свежесть роз, еще не тронутых и тенью увядания… Атмосфера уже не поет оттенками цветов, она будто ждет грозового раската, тем еще четче выделяя гордость красных роз – не даром на языке цветов красная роза – это любовь поэта… А любовь поэта чаще всего трагична, в ней скрыто грозовое начало. Вот так спонтанно рождаются смысловые метафоры акварелей Е. Нешковой, которые оживают в нас при наблюдении плодов ее кисти… Есть у художницы и ряд уютных, женственных по теме и исполнению ординарных акварелей, таких, как «Папина дочка», «Зайчик», «Хорватский кот», «Парижанка», «Дождь в Париже», «Москвичок»,— среди них выделяется уже обретенным акварельным совершенством ее «Испанский дворик». В этой малой работе графическая четкость изображения уголка испанского дворика отражается в высветах-бликах оконного стекла; а велосипед так натурально нагнулся в направлении лестницы, как конь, брошенный на скаку… Тут проявляется начинающееся у художницы чувство глубинной лирики изображаемых предметов, которые даются как врожденным талантом, так и профессиональным опытом… Чувствуется, что Екатерина на протяжении трех лет усиленно брала курсы рисунка и живописи. Немало ей должна была дать и работа дизайнером интерьера. Этот опыт открыл возможность стать полноправным членом Международной ассоциации Союза дизайнеров… На Тринадцатой Международной выставке-конкурсе современного искусства – Российская неделя искусств, которая завершилась в 2913 году в конгрессно-выставочном центре «Сокольники», живописные работы Екатерины Нешковой были премированы дипломами, заняли в номинациях классическая живопись, — жанровая картина и анималистический жанр — 2 и 3 места…

По тематике нескольких работ мы можем уверенно сказать, что Е. Нешкова проявляет себя и как художница-путешественница. Это видно не только по названиям ее акварелей, о том же говорят «имена» избранных ее холстов, таких как «Парижская улочка», в которую что-то стилистически вкралось от стиля художников Монмартра ХХ столетия, или «Венецианский скрипач», где нет вида Венеции, но уличный музыкант, скрипач-итальянец подан вполне обаятельно и достаточно убедительно, насколько это позволил скромный размер холста… старой Европой веет и от ее чист графического, уже не акварельного листа «Девочка в красном», где изображен прежде всего уют городской площади старинного европейского города и – почти микроскопически, — несколькими штрихами – маленькая девочка за руку с мамой… Делаем вывод о том, что и этой малой работой, и своими цветочными натюрмортами, и акварелями Екатерина Нешкова вполне «вписывается» в европейский контекст живописи, собственно европейского направления, изобразительного искусства, имеющего за плечами необозримый фундаментальный опыт освоения образного и свето-цветового мирового пространства…

В заключение не можем не отметить и то, что среди лучших работ художницы мы упорно появляется отменно написанные картины орнитологической тематики. Первой, по ее признанию, по-настояшему серьезной ее работе, «Зеленым», никак не уступает холст с несколько ироничным названием «В душе орел», где попугай распростер крылья не хуже могучего орла, — и подана птица так убедительно и цветоносно, одновременно благородно, без цветовых «излишеств», что, конечно, невольно верится в большой и плодотворный путь художественного поиска, который может привести художника и графика Екатерину Нешкову ко все возрастающему во времени и мастерстве совершенству!..

 

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись