Екатерина Глухова в современном изобразительном искусстве

 

Екатерина Глухова – являет собой весьма многогранное и своеобразно талантливое явление в современном изобразительном искусстве. Ее одушевленная творческая энергия причудливо сублимировалась сразу в русле нескольких жанровых, стилевых художественных направлениях. Знакомясь с современным художником, зритель склонен поискать в сериях работ автора некоторую цельность, обобщающее начало, — то, что выделяет уже на первый взгляд из общего ряда. В графике Екатерины Глуховой одним из таких начал предстают работы, чьей характерной, непременной особенностью стал черный, таинственный фон, на котором «прочерчены» белые образы, белые линии, белые тени. Образная система здесь очень часто женственно овальна.
Особое впечатление создается от сознания того, что художница сумела создать свою неповторимую Ночь с присущей только ей своей мифологией. В «темнины» ночи Екатерина вносит свое размышление о жизни, которая порой принимает философский оборот – в ее листе «Про время» циферблат часов призрачно становится излучающим светилом; по черному небу бегут овалы туч, а ниже – город, прорастающий из старинных часов… И – с ними рядом куча брошенных часовых механизмов, – тут зритель догадывается, что эти разбитые часы — ни что иное, как кем то прожитые, оконченные жизни!.. Вот что удалось эпически сказать Екатерине Глуховой «про время». Не забудем также подчеркнуть, что ее лучи ночного светила чем-то отдаленно напоминают манеру Альбрехта Дюрера, его школы, особенно на гравюре «Открытие пятой и шестой печатей».  Просто у Дюрера солнечные лучи на других листах не «всполохообразны», не «лепестковы», они более прямые… И у творца «Меланхолии»  это лучи солнца, а у Е. Глуховой это может быть и луна, но точно небесное светило… Подобный мотив особенно развился у российского «дюререанца», известного мастера отечественной графики Михаила Верхоланцева.
В сходной стилистике Екатерина создала многие свои графические произведения. Конечно, далеко не в каждом из них есть нечто, напоминающее, хотя бы фрагментарно, наследие Дюрера. Екатерина, создавая свой образный строй, дает волю фантазии, плывет по волнам вольных импровизаций. Но импровизации эти, рожденные все-таки в европейских изобразительных традициях, становятся так или иначе, символичными, а соотношение, взаимный разговор символов, все ровно приводит к многоплановой философской фантастике. К подобному ряду относятся– «Начало мира», «Сны», «Под знаком медведя», «Рождение мира», «У водопоя», «Время под Светлояром», «Вверх», «Сказка о времени», «Пряхи судьбы», «Око Китежа» «Над непокоем», «Посреди», очень оптически впечатляющая «На дне времени», и многие другие.
В «черной», «ночной» графической серии хотелось бы особо отметить лист графики, интимно названный автором «Я здесь живу». Это, видимо, не реальный дом художницы, а ее представление о том, какой должна быть душа ее дома – теремковые скаты крыши, увенчанные славянским «гребнем», «коловратом», далее – в чердачном окошке то самое, «дюреровское» по духу светило с характерными росчерками-лучами… Еще ниже – в душе старинного дома отражаются здания и дороги современного города; а нижний этаж совсем избяной, как будто перед нами не городской, а деревенский домик, который когда-нибудь будет разрушен выросшим прямо из окна большим деревом… И это уже целая лирическая фантасмагория. Очень теплая, прочувственная, душевная.
Невозможно описать все достойные листы этой серии, где лунные мечтательные образы могут внезапно обогатиться причудливыми конфигурациями, что родом из кубизма, — таковы мотивы графического листа «Авгур. Гадание по полету птиц». Нечто сходное видим мы и в работе, лаконично названной «Вверх».
Очень обаятельна хорошо запоминающаяся работа «Когда идет дождь». Ее многие заметили во время персональной выставки Екатерины в Международном фонде славянской письменности и культуры, в галерее Ардена. Тут в пузырях дождевой воды живут своей «микромирной» жизнью какие-то человеческие существа, «гомункулусы дождя», своим скрытым существованием будто бы утверждающие, что повсюду есть Жизнь…
Вне «черного» фонового цикла у Екатерины Глуховой есть исключительные по выразительности графические работы. На одной из них, причудливо названной «Из тут в там», мы видим фигуру человека, — он сидит, обхватив колени руками, – он заглядывает в открытый подпол, в неглубокий погреб деревенского дома. И что же он там видит? – А все то же «дюреровское» таинственное светило – не то луну, не то солнце. Но ясно, что это видение – из другого мира, которое герой созерцает – «из тут в там». Сходные образы у Екатерины, присмотревшись, заметим и в ее листе «Дверь». Очень разнообразят творческий багаж художницы написанные красной тушью «Лестница в небо» и «На восходе».
Совершенно иная творческая колея прослеживается в работах Екатерины Глуховой, когда наш взгляд касается ее росписей, исполненных в технике батика. Она полноправно считает себя ученицей художника Сергея Давыдова, руководителя первого в России Центра батика. Сергей Германович Давыдов много сделал для популяризации батика, он член правления Ассоциации художников декоративных искусств, лауреат диплома Российской Академии художеств. У него Екатерина Глухова почерпнула эстетическую дробность пространств, у него же она видела, и не раз повторенные, урбанистические мотивы, и мотивы «отражений». Но у Е. Глуховой образы батика более «распространённые», в них больше широты, а может быть и фантастики. Екатерину стремит в неизведанные дали фантастических миров, порождаемых ее снами, ее фантазией. От учителя ее здесь разве что – фрагментами штриховая «корневая система». В остальном же доминируют «сновиденые», плывущие, множащиеся образы. Несколько более реальным видится ее батик «Сад Расходящихся тропинок», где есть место и абстрактным формам, и привычному нам урбанизму.
Этапной работой можно назвать батик художницы «Колесо времен». Тут – на бело-красно- черном фоне развернута конфигурация абстрактного «цветкообразного» пятилепесткового «построения», в котором живут фрагменты городов, сел, отдельных зданий… Изображен динамический круговорот времени, меняющего и преобразующего «города и веси» земные. Екатерина Глухова постоянно в своем творчестве графически рассматривает проблемы времени. Это видно даже если только вспомнить названия – «Время над Светлояром», «Колесо времен», «Мост над вечностью», «Рождение мира», — но по-иному в этом ряду выразителен батик «Театр времени» (2006). В этой работе есть прямая символизация, где врата увенчаны аркой, на которой множество театральных масок, а на переднем плане – шестеренки разбитых часов. В тот период, максимально близкий ко времени ее ученичества, Екатерина была склонна к светоцветовым экспериментам, что отчетливо видно в ее «горячих» батиках – «Музыка в метро», «Танец огня», «Саламандры»…
Зрелый батик у Екатерины Глухловой обретает, помимо выше упомянутых черт, еще и спонтанную сказочность. Это отчетливо видно особенно в ее работе «Утес». Это солнечный батик, где на горе, высящейся в Море-Океане примостился целый город, колющий небо шпилями своих башен, этот батик мог бы стать темой для создания целого гобелена. Так Е. Глухова невольно доказала, что от батика до гобелена всего один визуальный творческий шаг!..
Екатерина Глухова кроме своих художественно-графических достижений еще и выпускница филологического факультета Московского педагогического университета, потому так лиричны и поэтичны образцы ее ритмической прозы, которыми она снабжает, как примечаниями, свои работы, которые сама помещает в пространствах социальных сетей. По второму образованию – она специалист по дизайну интерьера; закончила Московский государственный университет культуры и искусств. Батику же у Сергея Давыдова в Центре батика училась отдельно.
Можно только радоваться тому, что Екатерина Глухова смогла развернуть свиток своего творчества столь широко — в жанровом, стилевом, тематическом отношенях. Свидетелями ее исканий и достижений стали ценители искусств, зрители не только в России, но и Франции, Германии, Швеции, Болгарии, но и других странах. Ее работы получили призы на международных конкурсах. Е. Глухова стала действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Державина. Ее ждет еще немало открытий, путешествий в загадочные миры и страны, ей еще немало ценного предстоит обрести на многообразном и многоцветном, радужном творческом пути.

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза российских писателей, искусствовед Федерации Акваживопись, действительный член Европейской академии естественных наук.