ЭКСПРЕССИВНЫЙ ТАЛАНТ ДАРЬИ БАГРИНЦЕВОЙ

Дарья Багринцева – талантливый художник, сочетающий в своем творчестве экспрессивные, модернистские тенденции с традиционностью…

Какую бы картину Дарьи мы ни «приняли к рассмотрению», экспрессия, сила темперамента, стремительность кисти видны почти везде. Создается впечатление, что Творческая Вселенная Дарьи Багринцевой создалась в результате красочного, эмоционального взрыва, чей отзвук лег на все почти, за редким исключением, ее холсты…

 

Вот, например, ее «Цветок» (2003), где красным акрилом взрывается на холсте цветовая формула цветка… Или, в совершенно иной палитре, — другой холст, с таинственным названием «Весна… ждем…» (2005), где в натюрморте цветы, выглядывающие из сосуда, находятся в явном движении. Таково впечатление, что их колышет сильный ветер и может вот-вот унести… Сходное, но пожалуй, более таинственное впечатление производит также написанный акрилом холст «Best…» («Лучший» 2006). Здесь в приглушенной гамме тонов рождается таинство колыхания сребристых ветвей, это таинство подернуто инеем на фоне зимних цветовых миражей, в которых угадывается окно то ли дома, то ли избушки.

 

Иногда «движение», динамика красок у Д. Багринцевой «останавливается», превращаясь в ожидание порыва ветра, как например, на холсте «Зонтики» где — смело, графически резко на светло-желтом фоне в статике молчания предстают перед нами три придорожных растения, замерших в ожидании… Далее Дарья берет тот же мотив и разрабатывает его в работе «Сухоцвет» (2006), склоняя изображение в сторону абстракции, где растения изображены уже как условные «прочерки», выступающие на светлом фоне пространства.

 

Дарья Багринцева любит неожиданные ракурсы. Может цветы изобразить прямо «Из под стола» (2002), она так и назвала работу. Только изображение это преимущественно фантасмагорическое; взгляд снизу придает всему холсту тревожную неясность, в которой явственно определенны лишь три желтых цветка, все же остальное – тревожно-гадательно, неопределенно и зиждется на колористических сильных цветовых переплесках…

 

Столь же загадочна картина «Водопад», где кисть художницы вновь обретает «семантику условности», и здесь явственно помогает фантазия, поскольку меж черных скал в охристо-белом, горизонтальном потоке воды угадывается несколько темных, загадочных, чисто абстрактных фигур. Нам кажется, что некоторые из них – это падающие люди и животные… Но все это плод нашей фантазии, пробужденной кистью Дарьи Баргинцевой…

 

Совсем иным живописцем предстает Дарья, когда она пишет реалистические пейзажные работы, что подвигает нас сразу вспомнить, что она окончила Государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова. Среди лучших ее работ — «Водяная мельница» (2007), где она предстает художником, способным так выбрать ракурс своего виденья, что здание мельницы с деревянным колесом становится выпукло-масштабным. А зияющие темнотой окна с распахнутыми ставнями придают «мельничному» пейзажу некоторую трагичность… Есть у Багринцевой и другие итальянские мельницы, светлые, жизнерадостные органично вписанные в пейзаж, они называется «Мельницы. Тоскана» (2007). Столь же жизненные, естественные изображения Дарья привезла из Франции, из Гонконга. Выставлялась она и в Индии.

 

Полны жизни ее изображения, явно сделанные с натуры по другую сторону земного шара, такие как «Гавана (Флоридита)» (2005), «Восход (Африка)» (2005), «Все в дыму» (2006)… Иногда художница показывает, как можно жанровой деталью создать настроение характерности, парадоксально значимое в изобразительном искусстве. Мы имеем виду холст «Носки. Варадеро», где белые носки на веревке на охристом фоне — двора, дерева, изгороди уносят нас на кубинский островной курорт Варадеро.

 

Баргинцеву влечет испанский мир, архитектурным выражением которого выступают в Барселоне, в Каталонии, творения классика мировой архитектуры, испанца Антония Гауди. Ему посвящен холст «Гауди», на котором – архитектурный фрагмент постройки и очень выразительная «Ла Педрера 1» (2007), где мы видим обобщенное обращение к гаудианским мотивам, — Гауди был одним из творцов самого «плавного» стиля – стиля модерна; дом Ла Педрера – оригинальнейший в мировой архитектуре образец удивительной фантастической формы, орнаментально обогащенной яркими вкраплениями цвета, это очарование и старается передать художница…

 

Из сказанного явно видно, что Дарья художник-путешественник. Она отразила в произведениях своих и Рим и Париж, Иерусалим и Венецию, Стокгольм и остров Маврикий; не обошла вниманием и абстрактно колористически отраженную ею центральную улицу Москвы – Тверскую… Но Россию она чувствует особенно и именно ей принадлежит совершенно русское полотно «Зима» (2003), где заснеженные просторы, деревянные деревенские постройки – амбары, избушки, призрачный лес вдали…

 

Д. Багринцева художник весьма современный. Мы уже говорили о экспрессивном начале в ее творчестве. Однако сказанное касалось таких работ, где отсутствовал человек, их темою была природа. Мы не можем не сказать, что столь же экспрессивной Дарья может быть и при изображении людей, и это подтверждает прежде всего ее «Поцелуй» (2005). — Две головы. Женшина и мужчина слиты в поцелуе. Мы видим их снизу, вот-вот миг поцелуя окончится. В образе женщины, в ее закрытых глазах – упоение. Это и застывший миг счастья двух детей Земли, и краткая остановка двух на тропинке Любви…

 

Порой сила изобразительного творчества в том, что простыми символами осени – опавшими листьями можно выразить чувство покинутости, одиночества или оставленности… А вот «Neverland» заовет нас в уносящие цвета вечерней мечты, в страну, которой на картах нет, но она жива в чувстве, в мареве цвета, в световом ощущении.

 

У Дарьи имеются конфигуративно разнообразные серии абстрактных по художественному ходу работ. Однако они могут выразить конкретные человеческие чувства, которые всегда и неизменно индивидуальны. Кто бы мог, к примеру, предположить, что для нее «Щемящее желание» (2005) выразимо сине-желто-белыми тонами?.. А «Ключ к сердцу» (2005) у нее сине-бело-красно-серый… Есть е нее и картина-состояние – «Жар» (2000), подтверженная той же динамической красочной экспрессией. К сходному разряду относим «Гольфстрим» (2003), где течение красок передано преимущественно бирюзовыми тонами.

 

Присутствует и изображение «Blu Marina» (2006), долженствующее, как мы догадываемся, олицетворять собою синь моря в его глубине, которую «усугубляют» интенсивные пастозные «прочерки». Эти работы имеют свою, только им присующую цветовую и смысловую наполненность, порою отдаленно напоминающую палитру абстракциониста Игоря Вулоха. В чистой абстракции Дарья порой использует грунтованный картон, выходит из привычного ей формата холста, намеренно «дробит» пространство. Когда ей тесно в «обведенных рамках», она создает загадочный «Триптих»… Мы замечаем, что если выставлять художников-абстракционистов отдельно от живописцев реалистического направления, то отдельно собранные абстрактные, чисто коллористические работы производят несколько большее впечатление, чем когда они выставлены все вместе. Но в рамках творчества каждого отдельно взятого мастера ХХ – XXI веков абстракция мирно и неагрессивно сосуществует с фигуративными изображениями, такими например, как «Лувр (Древние пробирки)» (2007), на которых Дарья изобразила образцы древнего стекла, старинные сосуды, привлекшие ее эстетикой своей длинногорлой формы…

 

В графике художница предстает не только отменной и очень четкой, определенной по рисунку рисовальщицей, но еще и как творец, умеющий придать изящество изображенному – цветам, птицам, итальянским и французским пейзажам, таинственному пруду или катеру на причале…

 

Дарья Багринцева график и живописец безусловно одаренный, имеющий свой запоминающийся творческий почерк, она давно уже является членом Московского союза художников (2008), членом Международного художественного фонда (2005), работала заместителем генерального директора в Архитектурной мастерской С. Кузьмина (2001). Выставлялась она и в Российской академии хужожеств (2010), и в Центральном выставочном зале Манеж, в Малом Манеже, многократно – в Центральном доме художника, в Болгарском культурном центре в Москве, на выставках Творческого союза профессиональных художников, членом которого она также является.

 

Первая персональная выставка ее прошла в галерее «Союз» в Рязани. Работы ее рассеянны по частным коллекциям всей планеты. Есть они и в Европе, и в Азии, и в Америке. Безусловно Дарья Багринцева – состоявшийся художник, чей талант находится в развитии, Она имеет прочные образовательные основы и «оснащена» темпераментом и хорошим вкусом, — самое замечательное, это ее редкое умение придавать изящество не столько форме, графике, сколько самому цвету и свету. Обладая сильной кистью, Дарья использует порой неожиданные ракурсы как для фигуративных, так и для беспредметных произведений. Дарья личность самодостаточная, чья известность в мире может со временем только возрастать, радуя зрителей новыми и неожиданными сюжетами и сочетаниями красок…

 

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников,

член правления Международной Ассоциации содействия культуре,

почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов,

член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины,

искусствовед Федерации Акваживопись.