Фловинграфики Алексей и Ирина Поляковы

Яркие таланты на темном фоне.

Алексей и Ирина Поляковы. Эти имена в изобразительном искусстве России звучат для нас особенно. За более чем сорок лет общения с мастерами-художниками мне не приходилось встречать супружескую пару, которая сумела составить равновеликий друг другу творческий тандем, совместно создавая замечательные произведения. Видно не просто, а по воле свыше, встретились на Земле два человека, способных понимать друг друга, обладающих навыками живописцев, умеющих продолжить и развить совместно принятый к воплощению замысел…

Алексей и Ирина вместе приходят к одному замыслу, к идее, которая им кажется важной и нужной, они намечают «очередь» воплощения этого замысла и совместно внутренне к нему готовятся. Образ должен сформироваться в подсознании, чтобы потом появиться на холсте и начать воплощаться постепенно, по мере того, как разворачивается волею авторов импровизация, без которой немыслимо истинно творческое созидание…

У обоих художников есть недюжинный темперамент, оттого их образы часто динамичны, даны в движении. Они люди образованные, начитанные, кроме того и заинтересованные миром, жизнью, научными новациями, эзотерическими открытиями и преданиями. Ирина также отдает дань современной психологической науке. Ирина и Алексей выбрали себе жизнь на природе – в загородном доме, посреди плодоносящих яблонь, кустов разноцветной смородины, теплиц, цветов, кошек, добрых, дружелюбных собак и свежего воздуха – под солнцем или под звездами…

То, что они рисуют, рождается столь же непосредственно, неизмышленно, как укроп у них на грядке. И это несмотря на продумываемый совместно заранее замысел. Тут нет незаполненного, пустого пространства – есть стремление к игре, — у них получается «сыграть» их совместную картину, как играют мелодию на флейте.

Одним из сильнейших и по замыслу и по художественному воплощению  — авторский холст «Прощение» (2021). В стилевом отношении это произведение можно отнести к неосимволизму. Сюжет – евангельский.

В верхней части полотна голова Иисуса авторами воспринимается как проекция Голгофы. Перед нами последние минуты, прежде чем Иисус вознесется к своему Отцу Небесному. Христос, соответственно замыслу, предстает преимущественно и в человеческой своей ипостаси. Он чувствует боль, страдание. Понимает, что его ждет, и, принося искупительную жертву во имя человечества, идет на страдание… Христос уже будто на кресте, и недалек тот миг, когда он скажет: « Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»  На переднем плане голова Спасителя, а на холме, на Голгофе – три креста с распятыми – в падающих острых лучах небесного света…

Алексей и Ирина говорят: «Руки людей тянутся к Нему, молят Его о прощении в надежде, что и они впоследствии обретут Покой и Царствие Небесное, подобно разбойнику с дороги Тирской. Изображены пред ликом Его кресты, — это судьбы. У каждого свой крест, и мы не можем судить, насколько у кого крест тяжел, потому у нас все кресты перед Христом тяжеловесны, они заполняют полотно.»  Сделаны кресты фактурно, эмитируют дерево, их можно потрогать…

Особенно удалась венчающая композицию Голгофа с тремя крестами. Она придает особый трагизм и эпичность всей картине, исполненной в сине-бело-черных доминирующих, печальных тонах. К счастью, акцентируя страдание Христа, авторы не лишают его облик духовной силы. Глаза его уже полузакрыты перед Вознесением, но Ему суждено все равно победить мрак. Величие вечного в искусстве сюжета – страдания Христа во имя искупления человечества!.. Нет, не страдание побеждает Сына Божьего, а он на исходе человеческих сил все равно восторжествует над миром, над тьмою, Его обставшей… Это у Алексея и Ирины очень европейская картина, предвестием которой стоят за плечами целые ряды произведений западноевропейской живописи. Перед нами, конечно, не икона, но своеобразное и убедительное полотно на евангельский сюжет, светского, тематически насыщенного, профессионально оснащенного письма. Понятен, соответственно сюжету, и сдержанный тон избранной авторами палитры…

О воплощении этого замысла художники сказали: «Проект мы вынашивали больше года. Было много эскизов, обсуждали разные варианты формата холста. Но никак не могли приступить к работе, постоянно что-то мешало и отвлекало. А потом увидели потрясающий закат, когда солнечные лучи разорвали тучи, и с темного неба смотрел на землю таинственный глаз, проливая вниз золотое свечение. И снизошло вдохновение, сразу все как-то сложилось…»

Стремясь полнее выразить эту возвышенную и сложную, духовную тему, Поляковы написали также и «иллюстрирующее» стихотворение, рождавшееся синхронно созданию картины. Оно заканчивается такими строками:

Молитв звучат возвышенные строфы…

Воздеты руки, и звонит набат…

Темнеют в зареве кресты Голгофы…

Душа Спасителя возносится в закат.

 

Поэтичность изобразительного ряда дополнилась также поэтичностью строфической, что свидетельствует о разносторонности Ирины и Алексея…

К неосимволическому стилевому «разделу» творческой коллекции Алексея и Ирины Поляковых относится мистический холст «Проводник» (2021). Как и «Прощение», это работа легендарного, эпического звучания. Она отдаленно напоминает старинную гравюру. Изображена массивная, неприступная стена каменно-металлического цветового оттенка. На стене символико-мистические орнаментации. Среди них, как объясняет нам Ирина Полякова , «Спираль — это Вселенная, тот самый Дом, из которого мы все приходим и в который возвращаемся. Уроборос (змея, кусающая себя за хвост) — это вечная жизнь в ее цикличности рождения, смерти и нового рождения. Трикветр (трилистник) внутри Уробороса —  это триединство трех миров: земного, божественного и загробного. Трикветр похож на замкнутую дорогу, по которой бесконечно путешествуют души, переходя из одного мира в другой. Коловрат — знак бесконечности, связанный с солнцем и сменяемыми друг друга циклами жизни. Стены Небесного Царства, испещренные орнаментами, снова и снова рассказывают приходящим о том, что нет конца и нет начала, а есть вечная жизнь в бесконечном разнообразии ее проявлений…»

Сурово выразительны орнаменты на стене, к которой подошли четырнадцать слабо проявленных, черно-белых, намеренно невыписанных художниками фигур. Перед ними порог. Полукруглый, мощный, каменный. И на овальной большой ступени, к нам спиною, в белом ниспадающем складками одеянии, стоит, по объяснению художников, мощный, как великий посвященный, образ мужчины, возможно старика. У него в руке массивный посох, к верхней полукруглой части которого приделан колокольчик – звать потерявшихся по пути к свету… Перед нами Психопомп, то есть Проводник душ. Перед Проводником приоткрыты массивные древние врата, за которыми – яркий, ослепляющий, дымчатый желто-белый Свет..

«Наш Проводник —  собирательный образ, приведший светлые души к последней ступени, — говорит Алексей Поляков. —. Считается, что душа еще может вернуться в тело, пока она не ступила на верхнюю ступень, но сияние и тепло, изливающиеся из ворот, так прекрасны, что души не хотят обратно, на бренную землю. Ворота во многих верованиях обозначают границу между миром физическим и духовным. Проводник — один из Великих Хранителей Вечности — ведет души к Великим Вратам, не давая им потеряться, указывая путь Домой и даруя людям шанс на новое рождение».

Еще более многосложна принадлежащая тому же мистико-символическому направлению картина «Стражи» (2021). Ее можно рассматривать как крестообразное изображение, излучающее таинственный потенциальный пространственный динамизм.

О ней Ирина Полякова рассказывает: «Стражи это не те лица, которые смотрят на нас. На нас смотрят элементали, переходные стихийные сущности, которые позволяют двигаться времени, пространству. Они даны как маски! Сами стражи сторон света – те лица, которые смотрят словно вперед, в разные стороны холста. Каждое из этих лиц символизирует не просто сторону света, а это тот самый момент, когда время и пространство неделимы. Это пространственно-временной континуум. Каждая сторона света имеет определенное значение и символику. Север у всех без исключения культур имеет цветовую характеристику – черный. (Юг всегда – красный). Север символизирует собою Ночь, если говорим о времени суток. У него есть предназначение — Север отвечает за настоящее. Поэтому наш Север имеет два глаза, и оба глаза зрячие. Он смотрит здесь и сейчас. У Севера в большинстве культур управляющее созвездие – Большая Медведица. И символика стихии Севера — это Земля. (Символ Запада – это Вода). Далее Восток. Считается, что его цвет во многих культурах – голубой, это символ воздуха, и это Будущее. У него открыт третий глаз. Но при этом будущее неизвестно, оно туманно, покрыто пеленой, и человек не может туда заглянуть, хотя и пытается и иногда даже успешно. Все стражи разные по возрасту. Восток – это юность. Созвездие Большого Пса. Стихия его – Воздух. Он любознателен. Но Третий глаз у него слепой, так как будущее неясно.

Стражи на посту, они каждый на своем месте.  Элементали задают направление.  Это связующие духи, которые дают движение, чтобы время шло и трансформировалось пространство… Потом мы приходим к более зрелому и серьезному Югу, это созвездие Южной Рыбы. Стихия Юга — Огонь. И Юг — это не будущее, это Вечность. И его человеческие глаза – слепые. И только три глаза на лбу видят. Видят сразу все —прошлое, настоящее, будущее.  Прозревают сразу во все и одновременно, это уже духовное зрение, не физическое. Тут или озарение, или смотрит уже душа вне тела. Север и Восток больше относятся к жизни. Юг относится к духовному росту безотносительно для человека. А вот Запад это – Прошлое. Его удел – воспоминания. Он зрит одним левым глазом, правый – слепой. Без Прошлого человек себя теряет как личность. Без прошлого нет человека, он в настоящем становится никем. Будущее для него уже в чем-то и невозможно, коли нет прошлого… Тут изображена и космическая спираль, она вертится против часовой стрелки, так как в Космосе Вселенная разворачивается против часовой стрелки…

Завершая разговор об этом многосложном, «мандалоподобном» большом полотне, нужно процитировать объяснительный текст к нему, написанный художниками: «Четыре Стража, согласно древним учениям ариев, появились в результате битвы тьмы и света во Вселенной. Тьму — воплощение Зла — нельзя уничтожить, так как без нее не сможет существовать Свет — Добро. В сказаниях повествуется, что Зло ворвалось в проявленный мир бытия. И Высшие Силы Вселенной заперли Зло в нашем мире и ограничили время его власти, определив ему срок. Зло оказалось в ловушке, потому что Времени было задано одно единственное, неизменное направление течения. И Стражи сохраняют этот установленный порядок, объединив в себе пространство и время. Они неизменны, каждый на своем месте. А движение времени в нашей работе воплощают в себе Элементали — дихотомические мистические существа, несущие в себе одновременно печать стихии, они отражают область Вселенной с ее галактиками, звездами и планетами. Элементаль позволяет осуществить переход от стихии одного Стража к созвездию другого Стража, определяя тем самым неизменное однонаправленное течение Времени».

Хочется разглядеть все начертанные лики. Их особенности, выражения. Хочется разгадать их суть. Картину можно вращать по оси, на эту возможность указывает Алексей Поляков… Пусть зрителей привлекает ее суровая и многомерная  загадочность.

«О былом тихо плакала скрипка» (2020). – черно-белое изображение старого скрипача – в шляпе, в пальто. Он чем-то отдаленно напоминает Эрнеста Хемингуэя. Глаза его закрыты, смычок скользит по струнам. Он переживает музыку…

Это, по словам Алексея Полякова, работа графическая. Кисти не применялись. Все здесь выполнено линией, очень мелкой штриховкой. Объемной. Это та самая техника, которую они с Ириной изобрели. Это «сохранная» графика. Можно пощупать, пальцами ощутить объем этих линий. Ирина продолжает: «Собственно, почему мы дали название  — Фловинграфика:   Flowing Graphics – струящаяся, текущая графика –— от английского flowing – течение, поток. Рисование идет текучим, жидким акрилом. Специально для этого мы изобрели инструментарий. Мы меняем состав краски, управляем ее потоком, чтобы поработать в этой технике, делать линии толстые и очень тонкие, тающие, которые при изображении скрипки имитируют древесную фактуру  поверхности верхней деки… Эта техника не допускает малейших ошибок. Если рука дрогнула, пошла неправильно, исправить уже невозможно, потому что краска жидкая и холст – на выброс… Штрихи накладываются слоями. Пока идет работа, мы с Алексеем сменяем друг друга, поскольку болеть начинает от напряжения все – и поясница, и рука, в глазах начинает рябить.

В картине «О былом тихо плакала скрипка» (2020) мы отражаем чувство. Грусть и растворение в музыке. Мы это показываем через эмоцию и возраст скрипача-музыканта. Черно-бело решение углубляет, создает атмосферу старой черно-белой фотографии, хотя в этой технике мы можем работать цветами. Есть в черно-белой палитре что-то особенное, что цепляет за душу. Мы очень любим черно-белые изображения именно в этой технике. Подобным образом мы исполнили работу «На волнах джаза» (2020), там запечатлен саксофонист. Там тоже не использовались ни кисти, ни мастихин. Исключительно струя жидкого акрила. Та же самая штриховка. Нравится эта техника еще и тем, что, как в графике, световое пятно позволяет делать определенные акценты, вырисовывать лица с эмоциями, как если бы рисовали остро заточенным карандашом. Эта техника не позволяет создать точную копию картины, это невозможно, поскольку тут работа идет мокрым по мокрому, — струящаяся краска ложится на слой мокрой краски. Следовательно, движение всех этих тонких линий, когда мокрое с мокрым пересекаются, рисунок повторить в точности невозможно…

В этой же музыкальной серии очень удачной выглядит работа  «Ночной блюз» (2020).  Выразительны складки на пиджаке у котрабасиста, его небритые щеки, блики на деревянном корпусе контрабаса…— По одежде музыканта видно, что это США 1920-30-ых годов. Эта работа – отражение увлечением джазом. Несмотря на то, что у нас есть план, в нем расписано то, что мы нарисуем. Но у нас бывает так, что в этот план нежданно врывается незапланированное, — это оттого, что мы что-то прочитали или увидели, потом обсудили…

В творчестве Алексея и Ирины Поляковых отчетливо означены авторские серии картин. «Проводник», «Стражи», «Прощение» — принадлежат к философской серии. «О былом тихо плакала скрипка», «На волнах джаза», «Ночной блюз» — принадлежат, конечно, к серии музыкальной.

Есть и «звериная», анималистическая серия, она названа авторами «Животное царство». В этой серии, посвященной защите животных, центральные работы – «Величие» (2021), «Молодость, сила, власть» (2021). Прежде, чем создать эти реалистичные по сути «портреты» львов, точнее их колористически своеобразные изображения, художники досконально изучили природу этих крупных хищных, их повадки и нравы, семейный уклад. Что удивляет в цветовом решении этих живых изображений, это то, что отражен не только песочный цвет львиной желтой шкуры, но привнесены и отрывистые синие линии. Будто электрический заряд пробегает по меху зверя. Очень живые глаза. Естественность позы. И темный фон, вообще генерально свойственный не только «Животному царству», но и многим и многим работам других авторских серий…

Самой потрясающей зрителя, завоевавшей награды работой «Животного царства» многие могут посчитать холст «Между небом и землей» (2020), где изображена мощная хищная птица – гарпия. Горящий синевой жестокий глаз, синеватый клюв, декоративно поданное оперение – все излучает предельную цельность и художественную правду, вложенную в эту замечательную картину.

Нельзя не отметить особо «Мифологическую серию», исключительно удачную особенно в колористико-орнаментальном отношении. Очень впечатляет написанный акриловыми красками на металле кофейного столика образ «Великой Нут» (2021), это древняя египетская богиня Нут, мать Осириса и Исиды. Однако в ее нежном облике мы не найдем исторических  канонов Древнего Египта. Перед нами очень утонченная европейская девушка, в лице остановилось выражение изящной загадочности. Покров на ее голове полон образов орнаментального, декоративного звучания. Тот же прием художники применили и при создании других образов серии – «Наяды» (2020) и «Дриады» (2020). Но в последних работах орнаментика появляется даже на лицах женских героинь этих холстов.

Алексей и Ирина Поляковы – творцы, создавшие свою живописную технику, утвердившие за годы совместной деятельности свой неповторимый стиль. Они завоевали упорными и вдохновенными трудами свое суверенное место в российском изобразительном искусстве. Тому подтверждением – Диплом Российско-итальянской Академии Феррони за работу венецианской тематики, присужденный с формулировкой – «за вклад в мировое искусство». Поляковы – обладатели именной Золотой медали им. М.Врубеля Российской Премии искусств — «за талант постижения мира и духовное горение». Заметно их успешное участие в международном конкурсе “ИСКУССТВО. СОВЕРШЕНСТВО. ПРИЗНАНИЕ”, принесшее золотую, две серебряные и бронзовую медали, а также и другие заслуженные и весомые награды. Их талантливое, по-своему яркое творчество находится в восхождении, в поступательном поиске Совершенства, в вечном сопряжении Земли и Неба….

 

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, действительный член Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов.