ФОТОХУДОЖНИК ЛЕВОН ОСЕПЯН

 

31 IMG_43557 MII Foto L Osep 75 dip

В фотоискусстве самом по себе таится отзвук чуда…
Но если в девятнадцатом веке, когда фотография только появилась, сам факт явления, оживления на куске картона человеческого лица, или дерева, или дома был пограничен чуду, то в последующие времена чудо истончилось – люди стали замечать, что у каждого мастера-фотографа имеется свой почерк, своя манера, свой камертон света и цвета… Чудесными стали индивидуальность, неповторимость кадров казалось бы неживой фотокамеры…
Таким чудом неповторимости и индивидуального мастерства дышат в мир фотоизображения, созданные Левоном Осепяном, уже опытным фотохудожником…
Профессиональные фотографии с философской точки зрения ценны тем, что в них непосредственно обнаруживается ценность, важность Жизни, каждый ее миг, в фотосвидетельствах сквозит тень удивления ею, столь прекрасной и столь же быстротечной. Восхищение же высокими моментами жизни таит в себе саму духовность, оно по природе своей божественно. В фототворчестве Левона Осепяна мы провидим теплую, осенённую сердцем наблюдательность… Он интуитивно, психологически оснащено, глубоко чувствует и подает зрителю жанровые сцены, в которых – остановленный миг жизни людей… Как не вспомнить великого Гёте с его фаустианским – «Остановись, мгновенье, ты – прекрасно!». Не менее удачно находит Левон и неповторимые ракурсы и состояния тех, в ком он прозревает в личность и характер… И тогда звучит большой колокол жанра фотопортрета – одного их центральных видов фотографического искусства… В этой связи упомянем «фотоотражение» поэта и общественного деятеля Седы Вермишевой, в котором совместились воедино и благожелательность, и ум, и освещенная благородным происхождением твердость характера… На другом фотопортрете – Яков Колкер, переводчик Шекспира и Эдгара По, «англист», преподаватель высшей школы, — в нем мы видим – умудренность, но – волшебство момента! — на его щеке, — как по прихоти сюрреалиста Сальвадора Дали, — присела Стрекоза! Вот фото чудо и свершилось…

Когда художник отображает Природу, он невольно становится соавтором Бога-Творца, изначально Природу создавшего… И это особенно чувствуется, если он берется за тему эпическую, библейскую… Так случилось, когда Левон осуществил фотосерию, высоко посвященную горе Арарат, чья вершина царит над древней Арменией. И тут он оказался совершенно оригинален – нам нигде не приходилось видеть такого высвета синевы, подсветившей склон, припавший к вершине. Со стороны Турции легендарная гора выглядит по-иному, но она со всех сторон неизменно величественна. И совсем уж неожиданным, трагическим взглядом на Арарат звучит та фотография Л. Осепяна, где Арарат виден через пробитое в двух местах оконное стекло, будто в него попали когда-то, в 1915 году, турецкие пули. Тут играет роль уже не только визуальное, но и метафорически писательское видение мира. И это не удивительно для тех, кто знает, что Левон Осепян – писатель и поэт, оргсекретарь Союза российских писателей, главный редактор и основатель альманахов «Меценат и Мир», «Арагаст». Первый являет собою интеллектуальное зеркало культур преимущественно стран Европы, второй посвящен истории, поэзии, изобразительному искусству Армении. Вообще своей «исторической родине», Армении, Левон посвятил очень много своих произведений и поэтических, и публицистических и фотографических. Особенно выделен в этом ряду задумчивый, вечерний цикл «Севан», главным героем которого — самое известное горное озеро Армении. Характерно выделены и жизненны портреты армянских художников и сульпторов, однако фотопортрет старика, встреченного у озера Севан, отличается щемящей пронзительностью и относится, несомненно, уже к вершинам портретного жанра.

Неудивительно, что Левона Осепяна пленяет в старой Европе Италия, и в Италии, особенно, Венеция, чей таинственный и карнавальный вид – улиц, дворцов, мостов и каналов, по которым скользят романтические гондолы с влюбленными, отразился в его объективе. Калористическим шедевром видятся у него схваченные в кадре венецианские сумерки… Из венецианских обретений стоит особенно отметить импрессионистическую фотографию цветного всплеска бликов по воде канала… Воистину Венеция неисчерпаема и исчерпанной не сможет стать никогда. Левон даже пошел на определенный риск – опробовал такую рискованно сложную тему, как «Венеция в тумане», но и тут успех и эстетическое чутье не изменили ему.

Да и римские сцены жанрового плана, много и малофигурные композиции, где героями выступили – туристы, прохожие, также отличаются естественной живостью и жизнелюбием.

Удел настоящего художника, к какому бы направлению художества он ни принадлежал, – везде видеть, замечать и отражать Красоту. И наши дни, когда миновал двадцатый век, то искусство кажется тщетным, которого так и не коснулось освещенное солнцем крыло Красоты. Без него чисто экспериментальные произведения так и не дорастают, подчас, до высот Искусства. У Левона же во главе большинства его серий всегда найдется исключительно поэтичная и тонкая фотография…

Левоном Осепяном созданы и продолжают создаваться целые циклы, такие, как — «Из жизни… — далее следуют избранные нашим автором его основные темы – «Из жизни деревьев», «Из жизни игрушек», «Из жизни зонтиков», и далее, соответственно, – из жизни кошек, …окон, … собак, …велосипедов …стульев, … дымовых труб, … фонарей, …шляп, …дверей. И, конечно, еще грядущие в дальнейшее развитие другие циклы…

Порою атрибут, предмет, принадлежащий человеку, может стать символом его Судьбы. У Л. Осепяна есть определенный ряд фотографий, где это удалось — например, урбанистический пейзаж, где так много говорят нам костыли, прислоненные кем-то к чугунной ограде городского парка и куртка, переброшенная через неё… Сама ограда предстает здесь трагическим переделом судьбы, ее «пограничьем», разделившим чью-то жизнь надвое… Так выразился «озвученный» фотокамерой грустный антропоморфизм, которому временами не чужда творческая манера мастера.

География путешествий Левона Осепяна ежегодно пополняется. Его фотовыставки прошли в России, Армении, Италии, Польше, Словакии, Израиле, Китае, на Украине… Из Коломбо, из Шри Ланки, где на его большой персональной выставке демонстрировались около ста фотографий, он привез интереснейшие произведения, отражающие этнические особенности жителей этой экзотической страны. Много лет он знает и фотографирует Великобританию, не говоря уже о России, где пребывает постоянно…

Творчество Левона Осепяна художника-фотографа талантливо; оно ярко метафорично, очень человечно, ему свойственен и легкий юмор и наблюдательная задумчивость, что существенно обогащает психологический строй его пополняемой с каждым сезоном ценной и многообразной авторской коллекции.

 

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, заместитель председателя президиума Южнорусского союза писателей, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана