ГИПОПИСЕЦ АЛЕКСЕЙ ГЛУХАРЕВ

 

Чем дальше существует наша планета, тем более человек отдаляется от своего первоестества, от природы, от тех условий, в которых прошло детство человечества. Далеки мы от тех дней, когда наши предки скакали на быстрых, гривастых конях по зеленым равнинам. Но чувство захватывающего конного бега приходит во снах, в мечтах сынов Земли. И тогда мы вспоминаем. Представляем себя на лошади, с поводьями в руках…

Один из уже немногих людей, кто в наши дни остался верен духу и образу лошади, — талантливый художник Алексей Глухарев. Он виртуозно, аристократически-тонко, нюансировано и разнообразно рисует лошадей. Они у него неподражаемо-разные. У художника выработался свой, узнаваемый почерк. Его стиль можно реально и определенно отличить среди других, коснувшихся той же конной темы. Глухарев, бесконечно разрабатывая тему, в конце концов прочувствовал саму Идею Лошади. И оттого из Идеи, из Архетипа, стали рождаться разнообразные интерпретации, вариации, ценные тем, что они созданы человеком, тотально изучившим коневодство, основы выездки и езды, нрав и особенности лошади, ее экстерьер, ее мускулатуру, динамические особенности движений, бега… Вглядываясь в каждый прототип своего рисунка, он уже видит массу определяющих черт. Глухарев не стеснен и материалом, в использовании которого исключительно опытен. Ему свойственна обретенная с годами свобода выражения, — чаще всего он рисует легко по холсту масляной краской, или по оргалиту; его кисть может запросить акварели, может гуаши, может — пастельного мелка, карандаша, а может вообще быть использована смешанная авторская техника…

Изобретательность художника в сюжетах огромна. Лошади не просто рисуются каждый раз на другом фоне, но от картины к картине меняется и настроение лошади и цветосветовая палитра изображения, так же, как и порода лошади… Лошадь может предстать на природе — как выразительный, вздыбленный, неоседланный «Хозяин степей» (2001), или — лошади «обнялись», прижавшись друг к другу на фоне гор и холмов на холсте «Друзья» (2002), подобный же сюжет дружеского «объятия» отмечен и в холсте «Арабские лошади» и «Томление» (2009), а «горную тему» продолжают «Утро в горах», «В горах»… Глухарев любит парные «портреты лошадей, ему будто мало одного коня!.. Смотрим как бегут по снежной лесистой равнине два лошадиных подростка на холсте «Ахалкетинские жеребята в Подмосковье» (2005), или в двойном портрете проскальзывает тема лошадиного материнства, как это, например, на «Ахалкетинской кобыле с жеребенком» (2001). Особенно своеобразно звучат изображения, когда кроме самого коня, художник вводит еще головы других лошадей, не призрачно, а реально они возникают рядом со стройной фигурою лошади, так – на холсте «Амузги» (2004). Так же и на холсте «Гермес» (2004) На подобных холстах художник расширяет и наше ракурсное видение коня, он придает особую панорамность создаваемому образу, — например, как на картине «Кобыла ахалтекинской породы Перемена» (2004) или на акварельном листе «Пирахмед» (2001).

Во многих случаях А. Глухарев любуется отдельно представленной лошадью. Как выразительны его «Серый на снегу» или «Рафаэлла, тракенская кобыла»! Но не менее часто у художника находим и изящный бег многих коней, это уже конный многофигурный сюжет, оснащенный сложно выверенной композицией… Как не вспомнить тонкое изображение энергичных, заводных скакунов «Арабы на снегу» (2003), или, еще более композиционно сложных «Коней огненных», — тут лошади рыжей масти скачут по высоким холмам…

А есть и прямо портретные изображения, когда нарисована только голова лошади – «Текинец» (1997), «Под дугой» (1998), «Жеребенок» (1998), «Голова ахалтекинской лошади» (1997) и др.

В Российском изобразительном искусстве существуют и известны, не однажды опубликованы в альбомах великолепные и талантливые образцы лошадиной живописной тематики. Алексей Глухарев, например, исключительно высоко ценит В. А.Серова, как знатока-изобразителя, который не забывал о тонкостях – он может одним мазком умудриться передать у лошади даже зачесы вокруг репицы хвоста!..

Есть у нашего художника также и скульптурные предпочтения – памятник Николаю I в Петербурге перед Исаакиевским собором, к которому коня изваял из бронзы П.К. Клодт, автор известнейших конных бронзовых скульптур, мастерство которого для Алексея – вершина…Или, много раз отвергнутое и не понятое современниками конное бронзовое произведение – памятник Александру III, автор его П.П. Трубецкой. Это эпическое, тяжелое изображение, когда царь на коне напоминает русского былинного богатыря… В нем действительно есть некая трансформационная условность, маньеризм. Но есть и мощь всеподавляющей цельности.

«Однако, во многих случаях, — как замечает для себя Алексей Глухарев, — существует правда жизни, а есть правда Искусства. Они не всегда совпадают. Хроникальные, репортажные фотографии лошадей, изображающие их «как они есть» часто разочаровывают… Бывает, что изображение коня у живописца-классика выходит нежизненно, но исключительно эффектно. Эту новую, изобретенную художником правду хочется и любить и верить ей» — говорит художник.

Особо отметим, что сам А. Глухарев в подавляющем большинстве случаев, в силу своей опытности, выбирает как естественные, природные движения коня, так и эстетически основательные, — и мы еще раз убеждаемся, что живет утверждение о том, что нужно очень любить то, что ты рисуешь – только тогда получается настоящее, притягивающее к себе произведение искусства… Бывает, Глухарев рисует очень сюжетно просто, но неизменно изящно. Как естественен конь на портрете, носящем имя – «Аден, чистокровный верховой жеребец конного завода «Восход»!.. От ушей коня невспугнутая настороженная чуткость будто проходит по его лоснящемуся телу… Не забыта и тень от лошади – естественно и тонко падает она на траву… Поле низкотравное, пустынно. Но над конем, над полем – в полуденном небе «текут» в вечность белые облака… А вот вороной жеребец Акар с того же завода подан в смысле фона абсолютно по-иному, — по всей линии горизонта – острые, как травинки, деревья, и облака на небе – ветровые, стремительные… Акар сходен чем-то с Аденом, может быть своей молодой, лоснящейся шкурой, элегантной легкостью своего экстерьера, но он другой – Глухарев умеет виртуозно уловить и передать сокровенность индивидуальности в любой лошади, будь то родовитый конь или породистая кобыла, или простой деревенский тяжеловоз, ведь и такие кони замечены и нарисованы художником…

Из глубины исторической традиции пришли к нам изображения людей на лошадях, и Глухарев эту традицию продолжает – очень классичен и художественно убедителен конный портрет героя Отечественной войны 1812 года Александра Никитича Сеславина (2000), он изображен в гусарском мундире на прямо скачущем молодом жеребце, в вытянутой руке – кривая сабля. Нога – в стремени. Гусарская подвесная сумка «ташка» и сабельные ножны разлетелись в ветре… Стремительная удаль – основное настроение этого холста, исполненного героики…

«Гражданские» портреты людей на конях, всадников, несут другую характерную черту традиции – в них есть мимолетное противоречие меж уверенностью позы седока и вздыбленной позицией коня, однако естественность и эстетическая составляющая и тут в доминанте, опыт и хороший вкус и тут не подводят художника… Таковы «Портрет Абдурахмана Османова на ахалкетинском жеребце Гора Юсупе» (2004) и «Портрет Марии Глухаревой» (2004). На последнем из упомянутых конных портретов девушка сидит в мужском седле, в исторических же портретах дам прошлого Глухарев изображает всадниц в женском седле. Изящный женский образ дан, в частности, на картине «Всадница с сеттером», (1997), «В парке» (2001). «Амазонка» (19980, «Всадница на сером жеребце» (2007) и другие.

 

Исключительно убедительно и мастеровито А. Глухарев изображает военные и батальные сцены с участием массы всадников-военных и их лошадей. Оригинально представлен панорамный ряд конников восемнадцатого века на картоне «Елизаветинские кавалергарды» (2004). Первые два всадника даны четко, подробно – упряжь, треуголки, палаши, сапоги, мундиры, упряжь коней – всё  ясно, четко, конкретно. Далее, третий всадник с полковым штандартом, чуть менее конкретен. А далее, следующие всадники уже уходят теневыми обликами в утренний туман, создавая обоснованную и романтическую по духу несколько таинственную перспективу…

Батальные полотна очень удаются живописцу. Показателен этапный в творчестве художника холст диптих «Дело при Клястицах» (1998), где изображена и начальная фаза одного из боевых эпизодов войны 1812 года, когда войска еще идут боевыми колоннами, и вторая фаза, в следующей части диптиха – битва уже в разгаре, — сабли скрещены, седок-воин падает, поверженный, с седла. Горизонт застлан желтоватым и черным дымом битвы… Дело при Клястицах первая в той войне крупная победа русских войск,  которая отрезала французам путь на Петербург.

Также в парадно-панорамной фронтальной перспективе изображен А. Глухаревым «Лейб-гвардии уланский полк 1812 года» (2004), отличившийся в Бородинском сражении… Созданы панорамные «портреты» Лейб-гвардии Конного полка, Лейб-гвардии кавалергардского порка. Все это дань памяти Отечественной Истории, ее трагико-героическим страницам 1812 года…

 

А. Глухареву подвластна и мифологическая тема. Он создал диптих, героинями которого стали амазонки. Героизированные черноволосые женские образы, мускулистость их не мешает женственности… Согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та потом не росла и не мешала стрелять из лука. Однако Глухарев создает, следуя европейской традиции, иную версию мифа – его амазонки не одногруды, думается, тут сработал эстетический инстинкт художника и возникло несогласие с таким древним теловредительством… Правая часть диптиха более статична, левая – более динамична. Движение в левой части идет от лука – амазонка только что выпустила из лука стрелу. Удалось передать даже реакцию коня на лучный выстрел – конь расширил зрачок!.. На правой части диптиха амазонка держит копье. Амазонки имеют греческий тип лица, но они не златоволосы, как гречанки солнечной эллинской древности, а черноволосы, как дочери современной Эллады…

Тема продолжена и триптихом «Амазонки». В его центральной части уже создана многофигурная композиция, тоже, конечно, с участием коней. Амазонки спешились, отдыхают. И с ними связанный юноша – пленник. В триптихе, как и в диптихе, о котором речь шла выше, царствует естественность, легкость свободы. В триптихе, исполненном на картоне акварелью и гуашью, пожалуй, даже еще более свободы и тонко выверенной интуитивно естественности. На левой части триптиха амазонка дремлет, облокотившись на леопардовую шкуру седла. А на правой части, названной «Привал», амазонка сидит, облокотясь о щит, близ своего коня на камне, настороженно глядя куда-то вдаль…. Особенным изяществом и умиротворенным благородством веет от акварели «Спящий Пегас» (2001). Пегас – символ вдохновения, божественный небесный конь, летавший со скоростью ветра, тоже пришел в творческие замыслы Алексея Глухарева. Спящему под скалой коню-Пегасу Алексей, конечно, «придал», пририсовал крылья. Конь положил на крыло голову так правдоподобно и естественно, что создалось впечатление, будто Пегаса Алексей рисовал с натуры…

Внук знаменитого Сизифа, пытавшегося обмануть саму Смерть, античный герой Беллерофонт, летал на Пегасе, пока не вознамерился полететь на нем на Олимп, на верховное собрание богов… И тут следуют три версии случившегося, далее – по одной, покорный воле богов Пегас сбросил своего седока, по другой – преданный конь понес его к месту назначения, но Зевс, возмущенный дерзостью смертного, послал овода, который так сильно укусил Пегаса, что конь непроизвольно заметался и сбросил седока на землю. По третьей версии Беллерофонт испугался высоты и от страха упал сам. В результате падения герой ослеп. Да и сошел с ума… Так что поэтичный образ Пегаса неоднозначен…

 

Очень впечатляют своей сказочной «достоверностью» и другие изображения. Это картон «Кентавр» (1999), поданный в вечернем освещении. Или летит по небу, острым рогом вперед – Единорог. Летит под острым серпом месяца. Есть у Глухарева и своя «Валькирия» и «Жанна д’Арк» и легендарная и самоотверженная «Леди Годива»…

А вот цветной рисунок «Не угнаться за каретой…» исполненный в смешанной технике, несколько напоминает и по палитре и по образам манеру художников Серебряного века, времена Бакста, Бенуа, Сомова….

Нельзя не упомянуть о важной составляющей творчества А. Глухарева, который создал целый ряд полиграфических работ. Упомянем из их множества обложку и иллюстрации к книге Дмитрия Урнова «На благо лошадей» (2007), обложку и иллюстрации к его же книги «Жизнь замечательных лошадей» (1993); в том же ряду обложка романа французского писателя  Жана Луи Гуро «Серко», в ней описано путешествие от Дальнего Востока до Петербурга, проделанное верхом казачьим сотником Дмитрием Пешковым, который ехал к Императору найти управу на чиновников, обижавших и грабивших эвенков. Серко — маленькая, выносливая лошадка манчжурской породы стала другом и спутником путешественника- защитника угнетенных… Оформлял Глухарев и обложку Словаря-справочника по коневодству и конному спорту, изданного «Росагропромиздатом» в 1991 году. Из последних подобных работ — обложка для книги Ф.Майрингера «Лошади созданы, чтобы быть лошадьми», издательства Сабашниковых в Москве 2011 года, которую он исполнил с помощью своей супруги Ольги Глухаревой.

 

Было бы странно, если бы такой мастер конной тематики, как А. Глухарев не уделил бы внимания бегам, скачкам…. У него действительно есть полотна этой темы, тут жокей привстал над седлом в стременах — «Николай Насибов на Анилине» (2000) – это произведение ныне хранится в Музее истории конного спорта республики Татарстан в Казани. Еще более «стремительно» крайне динамичное полотно «Под российским флагом» (2007), где кони пущены вскачь, они летят на фоне реющих флагов…

К той же теме относится – «К финишу» (2004), но если на холстах «Мир галопа» и «Под российским флагом» кони с седоками бегут «в профиль», то в этом случае дан более «фронтальный» ракурс скачки, ноги коней менее вытянуты в ветре…

Есть у художника и пастельные работы этой колеи. Очень оригинально та же тема решена на картонах  «Обратной ездой» (1989), «Последний поворот» (2003), «Борьба» (2001), где скачка исключительно удачно подана сзади, когда видны хвосты и крупы лошадей. А на полотне «Рысистые испытания» бегущие в заезде лошади впряжены в «качалки»-двуколки, в которых сидят наездники…

 

Близок к спортивно-беговому жанру и жанр охоты. В мировом искусстве немало произведений, посвященных захватывающей погоне человека за зверем… как не вспомнить – из российских анналов – «Соколиную охоту» (1910) М. И. Авилова, его белого всадника в красном седле и сокола или «Царя Алексея Михайловича с борзыми на соколиной охоте» (1873) кисти основоположника анималистического направления в русском искусстве Н. Е. Сверчкова, где конная свита сопровождает Царя в старинных кафтанах, а впереди, над ними, сокол несет по небу схваченного гуся…

Какова же охота у А. Глухарева? Достаточно разнообразная и вся отображена со знанием дела, с  учетом тонкостей охоты, разной у разных народов и стран. Вот – английская охота с гончими, изображенная в 1997 году, где собаки опережают лошадей с седоками или «Сцена французской охоты» (1997), где собаки на лесной просеке бегут немалой сворой за оленем, и охотники – им вслед. Сходна, но решена в иной цветовой палитре «Конная охота во Франции» (2003). И емкая в смысловом, жанровом отношении работа «Олень уплыл» (2003), где собаки и лошади разочарованно стоят на опушке прибрежного леса, перед озером и на фоне гористого пейзажа уплывает упущенный олень…

 

Запечатлены художником и русские исторические охотники, конечно с борзыми – «Удачное поле» (2005), «Охотник с борзыми» (2003). Есть и охота на волка под красноречивым названием «Матерого взяли» (1997), имеется даже зимняя охотничья сцена с двумя борзыми на фоне стен монастыря под Можайском, названная «Бархан и Былина на охоте близ Лужецкого монастыря» (2008).

А. Глухарев – настоящий художник-анималист, он с легкостью рисует животных, собак в частности, – не хуже коней смотрелись в его творческой мастерской и «Портрет Кинга» (1998), «Овчарка» (1986). Просто лошадей наш автор выделяет и любит более других детей Планеты Земля…

 

Пишет ли Глухарев картины, которые можно отнести к символизму? Таких произведений у него ранее не отмечалось, но вот появилась картина, названная «Змеи, гепарда и орла единый сплав» (2011). Картина названа по поэтической строке стихотворения Ирины Хиенкиной, посвященного степному коню-текинцу… Где-то где в мировом пространстве, как в невесомости, красивый, пегий в яблоках жеребец… Ему «профильно сопутствуют» эсхатологический образ крылатого Орла, символа воздушной стихии, образ Гепарда – символа хищной гибкости, и третий образ Змеи – всемирного символа мудрости.

 

Людей Алексей изображает психологически ёмко. Его перу принадлежит ранний акварельный портрет Юлии Кухновой (1984), в котором явственны и задумчивость и самоуглубленность и строгая, зрелая точеность славянских черт… И самые его ранние карандашные рисунки как «Кораблик» (1977) уже говорят о недюжинном таланте, который со временем вырос в профессиональное, отшлифованное опытом мастерство…

 

В самое последнее время художник решился на смелый художественный эксперимент – решил кистью оживить существующие известные конные статуи. Прежде всего осуществил задуманное, нарисовав уже упомянутые нами конные статуи работы барона Петра Карловича Клодта. Был ли это юмор? Нет, картины вышли серьезные. Тут скорее осуществлена трансформация привычных образов в непривычные – цветные… Это сработало художественное воображение. Бронзовые кони ожили – в плоть и кровь… Так Глухарев по-своему сохранил и передал динамические особенности клодтовских скульптур. Конные группы Аничкиного моста в Петербурге положили начало циклу «Ожившие статуи». В этот цикл планируется введение также ранее упомянутой конной статуи Императора Николая I в конногвардейском мундире, и конной статуи князя Юрия Долгорукова с Тверской площади в Москве, да и «московских» конных статуй с памятников М.И. Кутузову и П. И. Багратиону. Эти «прототипы» ожидают своего «оживления», красочного воплощения…

 

Прежде чем завершить наш пробег по компасным направления творчества талантливого российского художника Алексея Николаевича Глухарева, сообщим, что родился он в 1959 году в городке Урюпинске Волгоградской области. В 1961 году его семья переехала в Москву, откуда родом был отец художника, Николай Иванович, происходивший из священнического сословия… В самом начале 1970-ых параллельно с учебой в средней общеобразовательной школе, Алексей посещал Детскую художественную школу № 3 при Министерстве культуры СССР. С 1971 года его увлеченный удел — занятия верховой ездой и конным спортом в Добровольном спортивном обществе «Урожай». С 1976 по1980 – учился в Театральном художественно-техническом училище в Москве.

 

Если учителя детской художественной школы дали самые азы будущего мастерства и сыграли важнейшую воспитательную роль в жизни Глухарева-подростка, то преподаватель рисунка и живописи в Театрально-художественном училище Роман Михайлович Мартынов стал, — по признанию художника, — главным человеком  в его профессиональной судьбе. Глухарев рассказывает – «Роман Михайлович был шире, чем просто педагог, хотя педагогом был блестящим, как и блестящим профессионалом-художником. Мартынов находил во многих разнообразных явлениях искусства положительную, позитивную сторону и раскрывал ее ученикам. Он считал свой духовной Родиной русское искусство, и в этом смысле был патриотом… Роман Михайлович мог основательно психологически воздействовать на ученика, слова его доходили до сердец… Причем он был исключительно скромен, внешне непритязателен, напоминал чем-то известного актера Московского художественного театра старшего поколения А. Грибова»…

 

В 1980 – 1983 годах А.Глухарев работал учителем рисования в средней общеобразовательной  школе № 76 Киевского района Москвы. Параллельно служил берейтором на 1-м Московском конном заводе, подготовлял лошадей к Международным аукционам.

С 1981 по 1983 выезжал работать художником-оформителем в республики тогда советской  Средней Азии. С 1982 года сотрудничал с журналом «Коневодство и конный спорт». С 1984 года начал участвовать в персональных и групповых выставках. С1984 до 1990 создавал серию портретов выдающихся лошадей для музеев, государственных конных заводов и племенных ферм. В 1990-ых – 2000-ых годах последовало множество выставочных и музейных проектов, вернисажей за рубежом, во Франции, Великобритании, Австрии  и других странах. В 1995 и 1996 годах работал для Музея живой лошади в Шантийи (Musee vivant du cheval Chantilly), Франция, по приглашению Департамента государственных конюшен Министерства сельского хозяйства Французской республики. В 2009–ом Алексей Николаевич Глухарев провел мастер-классы в батальной мастерской Российской Академии художеств, в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Тогда же, в 2009–ом последовало издание большого альбома-каталога «Живопись и графика», в котором прослежены основные направления творчества художника.

 

Живописца-реалиста Алексея Глухарева, которого многие знатоки считают мэтром-профессором лошадиной темы, можно образно назвать «гипописцем». Hippos — по-гречески «конь». На такое определение наталкивает массив мастерских вдохновенных работ, посвященных лошадям, созданных Глухаревым и разошедшихся по всему миру, прославивших и прославляющих имя художника и его увлечение, ставшее достоянием стольких благодарных зрителей.

 

Станислав Айдинян

вице-президент Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской академии Феррони,  искусствовед Федерации Акваживопись, член правления Международной ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины