Главная » Статьи об искусстве » ЦВЕТУЩИЙ ФОТОМИР ИВАНА ИЩЕНКО

ЦВЕТУЩИЙ ФОТОМИР ИВАНА ИЩЕНКО

Станислав Айдинян

Очередная персональная выставка Ивана Ищенко “Симфония цветов” состоится в Государственном выставочном зале “На Каширке” с 19 марта по 10 апреля 2005 года в Москве.

Цветок – великое таинство животворящего тока земли… Быстротечностью своей жизни он напоминает о быстротечности земного бытия, но лепестками шепчет ветру о Вечности. В нем — свежесть неисчезающей юности. Цветок – всемирный символ, “иероглиф” начала и конца, а значит — бесконечности. Иногда кажется, что сама Душа Земли выражает свое чувство любви и нежности к Солнцу – цветами…

Все эти мысли приходят, когда оказываешься в выставочных пространствах, в которых представлены работы Ивана Сергеевича Ищенко, фотохудожника-флориста, создавшего объемные серии цветных изображений цветов.

Если внимательно присмотреться к фотографиям Ивана Сергеевича, то доминантой его творческого стиля можно назвать прежде всего живость и жизненность изображения. Мы не увидим у него сухих, формальных фотографий, в которых отпечатлена лишь форма цветка, здесь нет схематизма.

Объектив Ивана Ищенко сфокусирован на ярко броском, огненно восхитительном – “Канне”, либо на подвенечно-белом “Георгине”, или на таинственном “Рододендроне”; везде в результате получается запечатленный миг Красоты, получается Портрет Цветка…

Иван Сергеевич постоянно берет с собой камеру. Ведь посреди сверхзанятости дня он может увидеть на обочине дороги удивительный по красоте цветок. Тогда останавливает машину, берет фотоаппарат и идет – найти ракурс и заснять эту находку, эту неповторимость. Именно так родились его “Подсолнухи”.

Человек с открытой миру душой чувствует, видит тот миг когда, подобно Фаусту в великом гётовском произведении, он готов сказать – “Остановись мгновенье, ты прекрасно!” и говорит эти слова, когда видит воплощение абсолютной красоты… Тоже самое можно сказать и о фотомастере, когда он из тысяч возможных мигов выбирает один, единственный, неповторимый…

Галина Кмит, признанный фотомастер, леди-фотограф России №1, чьи фотопортреты президентов крупнейших стран планеты и величайших деятелей Искусства широко известны, говорила автору этих строк “- Фотомастерству нельзя научится, ты или чувствуешь – когда нажать на затвор фотокамеры, или нет!..” Глядя на выставочное пространство, цветущее фотографиями Ивана Ищенко, я вспомнил эти слова Галины Васильевны, опытнейшей из деятелей РИА “Новости”. Вспоминаются также и некоторые работы, опубликованные в ее авторском альбоме “Однажды в Тарусе” (2003), изданном издательством “Известия” Управления делами президента Российской Федерации. В альбоме Г.Кмит есть работы по сути, по сюжету, по естественности сходные с работами И.С.Ищенко.

У фотомастера – Ищенко тоже издан в 2004 году фотоальбом “Цветами наполняя сердце…”. Он составлен, из разделов: Влахернское-Кузьминки (выставка “Симфония цветов”; Московские городские фестивали цветников; Фестиваль цветников, посвященных 110-летию сада Эрмитаж; Цветочное оформление города; Мои друзья – цветы (цветы ближнего и дальнего зарубежья). В первом из разделов сосредоточены миги запечатленные, портреты “парадные” и “групповые” цветов. Большая часть из них дана в дневном, открытом, солнечном свете…

Жаль, что в альбом не вошла совершенно триумфальная работа И.Ищенко “Мальва”, – с нашей точки зрения одна из лучших работ выставки. Стебель Мальвы опушен нежно-розовым цветом и нераскрытыми бутонами поднимается ввысь, к белооблачному небу. Мальва подобна башне из фантастического сна. Из не вошедших в альбом отметим также “портрет” нежнейшего “Вейника”, – на фоне зеленых стеблей пушистую метелку вейника растрепал ветер. Она будто растеряна – клонится вправо, волнуется, трепещет в непокое, живет своей особой цветочной жизнью. Эта фоторабота – классический пример динамизма в современном фотографическом искусстве. В альбом “Цветами наполняя сердце…” вошел портрет цветка, напоминающего взрыв, — это декоративный “Лук” фиолетовая головка которого, рассыпаясь соцветиями, действительно напоминает небесный разрыв фейерверка.

Из особенно удачных, знакомых по выставке работ, в альбоме с радостью находим “Мак”. Фотохудожнику удалось передать яркое роскошество большого, если не сказать огромного цветка, окруженного тремя зелеными “подростками-бутонами”. И вот в чувственное лоно мака попала маленькая, очень маленькая пчела… Психологический эффект от работы – неожиданный: пчела, древний солнечный символ, на чувственном лоне цветка предстает и ощущается чем-то маленьким, и от того… невинным. Но апофеозом невинности на выставке выглядел “Безвременник” – поднявшийся из перегноя трогательный стебелек с розоватым бутоном… И еще, пожалуй нежной скромностью перекликались друг с другом “Орфидея” и “Петунья”.

А вот “Циннии”, – они тоже, к счастью, попали в альбом, “посетила” не пчела, а большой шмель. Шмель деловито “занимается” нектаром цветка. Кажется, что цветок насторожился, замер, принимая столь солидного гостя…

Есть на выставке место и ультраэкзотическим растениям, начиная от знакомых нам и легко узнаваемых кактусов, до совершенно неизвестных растений, которые родом с Канарских островов, а может быть из Сингапура, где побывал автор. Экзотична и кожистнолистная “Агава”, ее листья подобны зеленым языкам дракона, или лапам подводного спрута…

Совершенно особым направлением выставки можно назвать его “Цветочные пейзажи”, а своеобразным подразделом те из них, которые относятся не к садово-пароковой флористике, а к водоемам. На поверхности речки или пруда – плывет? – нет, уверенно и торжественно лежит на поверхности овал скромно цветущего водяного растения. Вот уж такой пейзаж не назовешь “натюрмортом”, учитывая, что “натюрморт” в переводе с французского- “мертвая природа”. У И.С.Ищенко натура, природа абсолютно живая. И живость не только в цветах, а и в том, как деревья отражаются в водоеме, как виден травянистый кусочек берега. От этой работы веет спокойствием умиротворяющей углубленности. К той же серии отнесен “Ирис болотный”, и еще целый ряд подобных цветущих красот запечатленного приводного пейзажа.

Есть на выставке и пейзажные фрагменты леса или лесу подобного парка, есть и одна исключительно лирическая, даже грустная работа, где пожелтевшее осенью маленькое дерево снято на фоне вечнозеленой и от того “вечновеселой” хвои… С профессиональной деятельностью Ищенко, известного благоустроителя, признанного организатора городского московского хозяйства, автора множества книг и публикаций по административно-техническим вопросам, связаны большие ландшафтные проекты. Судя по материалам, которые вместил фотоальбом, велико участие автора в программах, связанных с озеленением столицы России, с цветочным оформлением московских улиц и дворов. Известно, что организация им возглавляемая, следит за исполнением административно-строительных решений.

У И.С.Ищенко живы воспоминания о той поре его юности, когда в 1950-ые годы, в советское время, центральные части городов и сел утопали в цветах, в парках из громкоговорителей лилась мягкая, романтическая, сентиментальная музыка. И в вазонах дремали разнообразные цветы… В годы “застоя” все это исчезло, фонтаны высохли, а в вазонах вместо цветов на долгие годы осела пыль. Преодоленному бесцветию посвящены и на выставке и в альбоме Ищенко немалые по объему разделы, которые уместно называть урбанистическими пейзажами флористской тематики. Фотохудожника волнует многое, в том числе только входящие в наш быт цветочные композиции на фасадах домов, на столбах, на клумбах; возрождающиеся – на балконах. А вот повозка, полная цветов, заснятая в Северо-восточном округе, в Бибирево, это своеобразная невольная “цитата” из венгерской флористической традиции. Клумба-корабль – видимо явление общеевропейское. Цветы на фонарных столбах, как рассказывают устроители выставки, сняты автором в 2003 году в Северном речном порту Москвы на Первой выставке цветов.

Иван Сергеевич – человек по-настоящему разносторонний, и если его интерес к городскому пейзажу можно хоть как то объяснить тем, что он – председатель Городской конкурсной комиссии “Московский дворик” и заведующий кафедрой жилищно-коммунального хозяйства Московского городского университета управления правительства Москвы, то как объяснить, что И.С.Ищенко, основная должность которого – начальник Объединения административно-технических инспекций Москвы, записал компакт диск с песнями в своем исполнении? Разгадка, мне кажется, кроется в названии того самого компакт диска. Он называется “От души и для души”. Действительно, только человек с душою, только тот, в ком душа жива, может чувствовать Красоту, творить ее и воссоздавать в своих твореньях. Недаром мер Москвы Ю. М. Лужков, посетив экспозицию работ Ищенко, приуроченную к 300-летию усадьбы Влахерское-Кузьминки, написал: “Изумлен, восхищен, и переполнен радостью жизни! 17.07.04.”.

По поводу выставки “Симфония цветов” высказался и В.А.Набадчиков, член корреспондент Российской Академии художеств, генеральный директор Государственного музея Востока. Он написал об И.Ищенко: “Поистине талант пробил себе дорогу. Художник – это не образование или профессия. Художник – это образ мышления. Восхищен неповторимостью работ этого самобытного фотохудожника”.

Полноправным свидетелем выставок Ищенко был и старейший художник России, академик Б.Е.Ефимов, друг В. Маяковского, который тоже одобрил выставку.

Только риторическим может быть высказанное удивление тем, как человек, совмещающий столько высоких должностей и деятельностей, находит время для Искусства. Как раз те, кто тотально занят, как академики старого закала, успевают много больше других. Важна душевная наполненность. Именно душевная полнота, сама возможность этой полноты, дает энергию для труда на общую пользу, на общее благо. Именно таким людям благодарны их современники, потомки, а в идеале и сама Жизнь.

Станислав Айдинян,
член Союза Российских писателей,
искусствовед Федерации Акваживописи,
член экспертного совета Ассоциации Художников-портретистов,
вице-президент Российско-Итальянской академии Феррони.