ИЗЯЩЕСТВО И ЦЕЛЬНОСТЬ ВИКТОРИИ ЧИПИЛЬ

Виктория Чипиль – наша современница, российская художница, успешно продолжающая своим творчеством европейские и русские живописные традиции. В отличие от предшественников, она эти традиции не только продолжает, но еще и дополняя, развивает. Для того, чтобы поступательно двигаться в этой колее, необходимо профессиональное мастерство, которым, бесспорно, Виктория обладает. В чем же развитие, что дала традиции кисть художницы? С нашей точки зрения, создавая на первый взгляд пейзажную работу, она ее обогащает элементами декоративного натюрморта, может дополнить его жанрово, изобразив в отдалении человеческие фигуры, да еще все это многообразие дополнить образом забавной собачки – вот вам еще и анимализм… Так мы видим весь этот причудливо сказочный и многомерный в развернутой перспективе уютный мирок, живущий такой теплой, такой художественно истинной, изящной жизнью… Листья и цветы в поворотах и извивах стеблей создают динамический порыв, распространяющийся на всю углубляющуюся вдаль перспективу, что особенно явственно на холсте «Лесной натюрморт» (2002). Это полотно очень характерно и для стиля и для художественной манеры художницы. Оно убедительно показывает широкий спектр ее возможностей. Чем больше мы увидим произведений художницы, тем более убедимся в том, что она умеет виртуозно «натюрмортизировать» пейзаж, придать ему изящество и, главное, ощущение богатства, насыщенности, эстетической выверенности каждой детали. И еще, за счет врожденного хорошего вкуса, Виктория Чипиль, умеет каждому создаваемому полотну придать цельность, каждый раз успешно доказывая, что она настоящий профессионал. Этим качествам закономерно сопутствуют тональные, свето-цветовые нюансы, валёры, у нее свет тонко, шепотом, негромко говорит с цветом. Тут нет кричащих красок. А есть приглушенность благородной подачи. Может показаться, что это фрагменты какой-то настенной росписи в старинном дворце, палаццо. В этом плане стоит обратить внимание на картину венецианской тематики. Холст назван «Фортуна» (2020). И тут Виктория верна себе – на отдаленном плане венецианский пейзаж, а на переднем – утонченной внешности девочка с обезьянкой, перед которой – как из рога изобилия – рассыпан целый натюрморт из роз, гроздей винограда, драгоценностей… А на самом ближнем плане – приглушенно, — скрипка, книга, кувшин и печальная карнавальная маска… Изумительны глаза и девочки и обезьянки. А век? Возможно сентиментальный восемнадцатый, может быть начало девятнадцатого… Но хронология не важна. Важно ощущение благоуханной легенды, чарующей сказки. И в россыпи цветов и сокровищ и во всей подаче, как и в «Лесном Натюрморте», сквозит нота женственности. Будто картину написала добрая фея для этой девочки. Это она увидела и запечатлела взлетающую в небо над венецианским каналом –  фантастическую Жар птицу…
На вопрос — Как бы Вы определили свой стиль в изобразительном искусстве? — художница склонилась к определению – «русский реализм». И тому у нее есть академическое основание. Целая серия живописных работ Виктории, такие как «Зима» (2017), «Осень» (2020), «Флора» (2012), во всех этих холстах женские народные славянские образы, «приуроченные» ко временам года, — тут, конечно, произведения, имеющие прямое отношение к традиции русской жанровой живописи. Мы имеем основание предположить, что ветер веет из давних времен проучения художницы, ведь ее учителем был известный живописец, мастер психологического портрета, Вячеслав Владимирович Лысов, выпускник питерской знаменитой «Репинки», он преподавал Виктории и в училище и в институте. Не от него ли такая пронзительность лиц и такое мастерское владение перспективой, и умение создать цельность как в пейзаже, так и в натюрморте?..
Особого упоминания требует такой возвышенный жанр изобразительного искусства, как икона, которому также отдала высокую дань художница. Ее изображение Божьей Матери сочетает в себе элементы каноники со светским письмом. Лик написан строго. Плат и нимб канонические. Глаза самоуглубленны, выразительны. А в облике маленького спасителя – и детская удивленность и, одновременно, повелительность, стройность и строгость благословляющей фигуры… На зеленом фоне, «составленном» из теней ангелов, видны четыре фигуры святых…
Еще один полноправный цикл работ назван автором «Крымские этюды». Это разнообразные произведения, созданные в южных путешествиях по любимым местам Крыма. В них ветровая свобода морских пейзажей, тут же пышноцветные красные розы, поданные, как всегда, богато, динамично, изящно…
В детстве Виктория рисовала всё что видела: природу, животных, людей. Потом были голы учебы. Ей стало открываться мировое искусство. Его история. Полюбились Венецианов, Тернер, Эль Греко. Кисти Виктории свойственен некоторый гедонизм. Она любуется Природой, ее растительными, человеческими и животными созданиями, которые в картинах живут красивой, легкой, порой задумчивой жизнью. Без любви к тому, что изображаешь, не добиться той художественной цельности, которой невольно и естественно достигла художница, с ранних лет впивая и отражая естественный, живой, поющий красками мир…
На вопрос — Как Вы понимаете слово «талант»? — художница ответила — Талант это особое мироощущение и возможность выразить его в своих работах. И мы уверенно видим — ей свыше дан талант и ей есть что темпераментно и тонко выражать…

Станислав Айдинян,

председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, заместитель председателя Южнорусского союза писателей.