Главная » Статьи об искусстве » Клубные прогулки по «Екатерининской площади»

Клубные прогулки по «Екатерининской площади»

Станислав Айдинян

Десять лет исполнилось художественному клубу «Екатерининская площадь». Пожалуй, из всех существующих в столице России клубов культурного направления, «Екатерининская площадь» входит в избранное число наиболее оригинальных. Клуб объединяет более 40 живописцев, графиков, фотографов-художников, деятелей изобразительного искусства.
Название «Екатерининская площадь» было дано клубу в честь Екатерининской площади, реально существующей в Одессе. Это легендарное место имеет свой аналог в Петербурге – на обоих площадях были памятники Екатерине Великой. Таким образом заседание клуба, его культурные акции и выставки звучат своеобразным посвящением Одессе.
Скажем сразу, что клуб обладает неповторимой, особой южной атмосферой. Открытость, легкость общения, непринужденность, естественность – непременные черты пожалуй всех клубных дружеских встреч.
Название клубу дала его президент Жанна Богатырева. Основатель клуба – коллекционер изобразительного искусства, генеральный директор московской фирмы «Спейс», Виктор Богатырев. Семья Богатыревых — обаятельные, не чуждые духовных и высоких культурных запросов одесситы создали сообщество, в котором встречаются те, в ком развито эстетическое чувство, в ком есть естественность, сердечность и горение творчеством, отличающие людей темпераментных, талантливых.
История «Екатерининской площади» богата событиями и встречами. Первоначально клуб сосредоточил свою деятельность на вернисажах известных художников Москвы, а потом и Одессы. Встречи членов клуба происходили и происходят на проспекте Мира, в отеле «Космос», в зале, долгие годы носившем название «Карлсберг», потом получившем уютное название «Саквояж».
Первой художницей, которая провела персональную выставку в зле «Карлсберг», была Людмила Зотова, создающая утонченные, женственные образы не кистью, а пальцами… Догадаться о том, что ее работы созданы не кистью, было доступно далеко не всем знатокам-профессионалам. К иной, мечтательной восточной палитре относится персональный вернисаж потомственного художника Александра Бродского, состоявшейся 12 июня 1997 года. Он назывался «Путь странника». Художник родился в Ташкенте и его кисть обрела там изящную плавность и загадочность. 24 ноября 2004 г. А. Бродский вторично выступил в клубе с новыми произведениями, уже совместно со своим отцом, художником Павлом Бродским. Некоторые художники осуществили и по два вернисажа, как Б. Арутюнян, С. Химочка, В. Меликишвили, Ал. Егоров.
Подлинной радостью было знакомство с удивительно мягким, внимательным, вдумчивым и талантливым рисовальщиком, одним из первых представителей советского авангарда, Михаилом Казанским. Этот сдержанно хромотический, «немногословный» художник удивил многих крепкой цельностью своих полотен. В 1994 и 1995 гг. девять его работ были приобретены на аукционе «Кристи» в Лондоне. Казанский не любил мольберт, он рисовал, положив натянутый холст прямо на пол своей мастерской в Армянском переулке в Москве. Собравшиеся в кдуб на вернисаж почитатели и друзья художника, среди которых был и народный артист России Святослав Бэлза, не предполагали, что через несколько лет Виктор Богатырев, открывая заседание клуба, объявит его непременным членам о смерти столь любимого многими художника, оставившего по себе как добрую память, так и художественную школу.
Подлинным открытием для многих стала выставка художника Павла Демиденко 8 декабря 2000 года. В горных, лесных и прибрежных пейзажах художника отразился неземной, с неба сошедший, фаворский свет. Христианский, религиозный опыт души смог выразится в его поразительно духовных творениях.
«Миллениум», начало нового столетия, «Екатерининская площадь» ознаменовала открытием творчества совершенно уникального художника. этносимволиста Василия Меликишвили, создавшего при помощи открытых им приемов, уникальную по сути, национальную по характеру галерею образов трогательных и, одновременно, в чем то трагичных… Сильны они тем, что в них провидится нечто всечеловеческое.
На грань двух веков 28 января 200г. пришлась и выставка Александра Калугина, художника резко индивидуальной манеры, участника множества зарубежных выставок, чьи работы еще с 70-ых годов хранятся в университетских собраниях за рубежом. Графические листы Калугина отличаются иронической обстоятельностью, отточенной манерой рисунка, в котором масса нюансов, на первый взгляд неприметных деталей, делающих изображение и юмористическим и волшебным… Супруга А. Калугина, Тамара – верный помощник и спутник художника-ирониста, непременный участник-устроитель его выставок. Как и он, она полноправный член клуба.
2001 год был особенно богат выдающимися вернисажами. Расширяя географию клуба, 19 октября 2001 года, в «Екатерининской площади» прошел большой вернисаж американского художника одесского происхождения, Вадима Гринберга, почетного академика Французской академии дизайна, основателя авангардного течения «Batchart». Известный как в Одессе, так и в Голливуде художник познакомил по своими разножанровами произведениями, исполненными как в металле так и в технике сложного гобелена, в выставке приняла участие и его жена, художница, Нина Волкова. Прославился Гринберг «штукобелями», объектами из натуральной кожи. За разрешением выставить одну из работ Гринберг обратился к Папе Римскому и получил от него разрешение…
Также международным был вернисаж Мухадина Кишева 30 ноября 2001 г., — выдающегося художника и графика, академика Европейской Академии художеств Бельгии. Родился Мухадин в Кабардинобалкарии, ныне постоянно живет в Испании, выставляется по всему миру. Он признанный мастер поэтической абстракции, его объемное виденье оптически сложно и на удивление совершенно. Позже это доказала и его грандиозная многозальная выставка в Академии художеств России.
25 декабря 2001 состоялся вернисаж еще одного уроженца Кавказа, талантливейшего представителя лезгинского народа, ныне покойного, ушедшего в расцвете творческой деятельности, Рахмана Шыхалиева, чьи картины хранятся в Третьяковской галерее, в Музее Народов Востока. Он вошел в историю искусства экспрессивными многофигурными композициями, передающими сцены народной жизни.
К основным, особо запомнившимся вернисажам 2001 года относится и выставка–презентация знаменитого российского художника Виктора Казарина, посвященная 40-летию его творческой деятельности. Полотна Казарина яркие, размашистые, полные жизни, нравятся даже тем, кому не по душе современное искусство. Казарин покоряет эмоциональностью и искренностью, мощью темперамента. Прославился в 1992 году огромной персональной выставкой в большом Манеже в Москве, хотя и до того был известен как один из лучших художников Малой Грузинской, и как друг и соратник легендарного А. Зверева. К художникам Малой Грузинской, к группе «Двадцатка» принадлежал мастер пластической живописной абстракции Юрий Миронов. 2 марта 2001 года состоялась его выставка-презентация, он выступил совместно с художниками Ю.Фатеевым и А.Мамаевой.
Однако не стоит думать, что клуб «Екатерининская площадь» занимался исключительно только персональными выставками, знакомя художественною интеллигенцию и избранных представителей делового мира с творчеством талантливых художников. Международный художественный проект «Вижу Корабль» объединил более 30-ти художников, – из России, Украины, Франции, Грузии, Армении, каждый из которых задался целью художественными средствами ответить на вопрос — что такое «Корабль»? Каждый дал свое виденье Корабля, по-своему решил задачу. Кто-то нарисовал одинокий парус на горизонте, кто-то – современный лайнер, а кто понял корабль как космический символ, кто-то задался целью создать философский «Первообраз Корабля». Куратором и основателем этого проекта был художник Сергей Некрасов, сделавший попытку расширить галерейную деятельность «Екатерининской площади». Персональный вернисаж С. Некрасова состоялся в клубе 11 мая 2001 года.
Другой международный проект, премьера которого состоялась 18 января 2001 г., назывался «Солнце на стене». Под руководством известной художницы Натальи Баженовой были выставлены картины российских и двух корейских художников – Сон Ча Йонга, Михаила Пака. Ведущий искусствовед Центрального дома художника Григорий Климовицкий сказал о том показе так: «Клуб «Екатерининская площадь», организовавший эту выставку, разбил и культивирует художественный сад. Он сегодня действительно сад расходящихся тропок. А расходящиеся тропки – это каждая художественная индивидуальность».
Не забудем все таки, что клуб посвящен Одессе, и в нем одесситы-основатели и их друзья знакомились часто с творчеством московских деятелей культуры. Но мы упомянули из одесситов, выставлявшихся в отеле «Космос», пока только Вадима Гринберга. Между тем как 16 ноября 2001 года с успехом прошла выставка талантливого одесского экспрессивного абстракциониста Олега Недошитко.
15 марта 2002 года пришедших в отель «Космос» удивил исключительным светоцветовым мастерством потомственный живописец Степан Химочка, последний из живущих корифеев старой одесской традиции, многие считают его и последним представителем «Южно-русской школы». Он живет и в Одессе и в своей мастерской в подмосковном городе Химки, созвучном с его украинской казачьей фамилией. А родился Степан Иванович в семье художника в селе Староказачьем Одесской области. С. Химочка говорил: «Если окружающее объять мысленным взором, увидим удивительный мир Творца-Создателя, поразительный во всех отношениях. Куда бы ни простирались наши ощущения, удивительный льется свет – то ярко золотой, то сияньем голубым и кажется, что вселенная проникнута этим светом». Небесную светоносность и стремился воплощать этот трогательный в своей простоте и абсолютной преданности Искусству художник. В передаче света, кроме П.Демиденко, с ним может сравнится лишь единственный член клуба, можно сказать непревзойденный по светоцветовой передаче акварелист, равных которому нам не приходилось видеть среди современных представителей его жанра, это Борис Арутюнян. Его вернисаж состоялся 20 июня 2003 г., став подлинной сенсацией клубного сезона. Работы Арутюняна были словно почерпнуты из звучащей световой среды. Эпиграфом того вернисажа, называвшегося «Рука, послушная душе», стали слова из Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Все же не забудем отметить основных одесских художников, которые навстречу российским коллегам показали в «Екатерининской площади» свое искусство. Тут нельзя не упомянуть Народного художника Украины, Адольфа Ивановича Лозу, бывшего долгие годы председателем одесского отделения Союза художников Украины. Критики говорили о нем, что в его пейзажах, композициях нет ничего случайного, что у него все гармонично, и вода и земля и радуги. Так видят и пишут дети и мудрецы. Ныне покойный Адольф Иванович выставлялся совместно со своей дочерью Натальей, одаренной художницей, ныне продолжающей дело отца.
Из выставок одесситов, далеко переросших масштаб Одессы, назовем вернисаж 8 февраля 2004 года, когда в Москву прибыли большие графические листы и полотна Константина Скопцова. Скопцов – своеобразный художник философ, мыслитель, чьи работы максимально насыщены. Его образность очень богата и полна тончайших смысловых и изобразительных взаимосвязей. Сам он говорил: «Линия выражает все постоянное, цвет – происходящее. Линией, царящей в этом мире, решено все – она сугубо абстрактный символ; она передает и характер предмета и единство повествования, определяет общую атмосферу и фиксирует ваши ощущения. Здесь реальность может служить для искусства лишь первой отправной точкой путешествия в страну, где живет Идея, «облеченная в чувственную форму». Скопцов не только художник и поэт, но и мастер боевых искусств.
Совершенно другой характер и средства выражения у Алексея Богатырева, однофамильца главы «Екатерининской площади». Этот одессит – ловец мгновенья, через которое стремится выразить всю сложность миростроения. Его можно видеть на улице Одессы, играющем какую-то неясную, ломкую мелодию на флейте. Он ярок и прихотлив, по-своему современен… Выставлялся А. Богатырев в клубе совместно со своим другом, Игорем Харитоновым, художником классического направления.
«Екатерининская площадь» проводила и благотворительные акции. Отмечался регулярно День защиты детей – 1 июня устраивались детские праздники для детей сирот из интерната №28 системы социальной защиты населения г. Москвы. Среди воспитанников проводились конкурсы юных художников, которыми руководили, консультировали их художники профессионалы, члены клуба. А 11 января 2001 года были проведены «Выставка и благотворительный аукцион, приуроченные ко дню памяти 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме убиенных». Вырученные от аукциона средства были переданы в детский дом-интернат. В акции приняло участие 32 художника. Их объединило желание помочь сиротам, чье детство лишено родительского тепла…
Среди художников-благотворителей был и художник-священник, о. Александр Егоров, всеуважаемый член клуба, чьи две персональных выставки в «Екатерининской площади» (первая 8 мая 2006 г.), в зале «Саквояж», показали большое мастерство художника профессионала, избравшего духовный путь, но при этом оставшегося певцом лазоревых, закатно-облочных далей.
Особенно нестандартным событием в деятельности клуба стал устный юбилейный выпуск телепередачи «Театральный час», выходившей на спутниковом телевизионном канале. Выпуск прошел 24 мая 2000 г. в рамках вернисажа художника-примитивиста Евгения Изосимова. Этот проект курировала журналист Алла Александрова. На нем выступили заслуженный артист России, популярный актер Виктор Авилов; актер Малого театра Владимир Сафронов; известный актер Игорь Ильин; заслуженный артист России известный режиссер Андрей Житинкин и многие другие. Среди выступавших была и талантливая исполнительница сольных вокальных программ, певица Инна Разумихина, некоторое время работавшая в зале «Карлсберг» компании «Спейс».
Музыкальная кагорта членов клуба немногочисленна, но замечательна. Заседания-презентации клуба посещала пианистка Лидия Игоревна Глинка, основательница Российского музыкального общества имени М.Глинки, потомок композитора-классика. Выступали в клубе ученик Арама Хачатуряна, композитор Игорь Егиков и его супруга, певица Ирина Воронцова; джаз-пианист виртуоз, одессит Юрий Кузнецов, и некоторые избранные другие.
Еще в начале деятельности клуба, 20 марта 1998 года, была проведена лекция-беседа крупнейшего отечественного философа, культуролога Григория Померанца «Работа любви», посвященная Р.М.Рильке. Г.Померанц со свойственным ему блестящим эссеэистическим даром вывел беседу за пределы заявленной темы и заворожил зал. Присутствовала на лекции и его супруга, известная писательница Зинаида Миркина.
Многих известных людей принимал клуб «Екатерининская площадь», – ярким примером тому может служить присутствие на ряде вернисажей яркой и темпераментной киноактрисы, одесситки Ларисы Удовиченко; леди-фотографа номер один России, Галины Кмит, выросшей в Одессе, чей вернисаж прошел также в клубе 16 декабря 1999 г., при участии представителей правительства Российской Федерации.
Среди гостей «Екатерининская площадь» бывали писательница Галина Яковлевна Джугашвили, внучка всесильного И.Сталина, и знаменитый танцовщик, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев; старейший художник страны, академик Борис Ефимов, актер Театра на Таганке Александр Цуркан, киноактер Вл. Чуприков, кинодраматург П. И. Набоков.
Вернисажи часто проходили при участии искусствоведа Г.И. Климовицкого; президента Федерации Акваживописи И. И. Кочетова; директора Литературно-художественного музеем М. и А. Цветаевых Л. К. Готгельфа; директора Государственного выставочного зала «Творчество» Г.Н.Гинзбурга, возглавляющего общественный Совет директоров выставочных залов Москвы.
В заключение не могу не упомянуть, что в «Екатерининской площади» проходили также выставки столь самобытных художников как Г. Мызников, Вл. Парошин, Вяч. Коренков, Н. Ерицян, Илона Гонсовская, Вяч. Семилетов, А. Кязимов, И. Ролдугин, Ал. Бухаров, Вл. Портяной, Т. Вавржина, А. Стриженко, А. Кинжагулов, Вл. Пронин, Ю. Долгорукова, А. Мирзоев. Особо памятны замечательные выставки мастера-неоклассика, наследника жрецов кисти Ренессанаса, Андрея Мунтяна и удивительного театрального художника, певца красоты античной Эллады, Игоря Четверткова.
Клуб «Екатерининская площадь» жив и продолжает жить своей разнообразной, эстетически наполненной жизнью, в которой завсегдатаи находят немало радости искреннего общения, новых возвышенных впечатлений, тепла и света.

Станислав Айдинян,
директор культурных программ «Спейс», член Союза российских писателей.
искусствовед Федерации Акваживописи, почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов.