Произведения Лидии Пугиной созданы в русле поэтики непосредственного отражения. Художница будто ведёт лирико-акварельный дневник жизненных впечатлений, которые под ее кистью обретают живописность. Недаром издавна идут споры, ближе ли акварель к живописи, или все же это графика? Авторская коллекция Лидии Вячеславовны склоняет нас к мнению, что близость «чистой» акварели к живописи, во всяком случае у нее, несомненна. Вне зависимости от того, допущена ли ею определенная условность в подаче света и цвета, ее колористическая палитра многообразна и насыщена. При знакомстве с акварельными листами Лидии Пугиной создается ощущение, что они созданы человеком, обладающим богатым «цветовиденьем» и от природы развитым вкусом. Скажем сразу, что художница прочно стала на путь акварелиста к концу 2018 года. На нее особенно повлияли впечатления, полученные на международном Арт-фестивале «Мир высокой акварели» в ноябре 2019 года. Л. Пугина говорит об этом: «Попав на открытие этой выставки, увидев замечательные акварельные работы китайских, индийских, наших отечественных мастеров, посмотрев демонстрацию мастерклассов, осознала: «Ах!!! Как же все это здорово!» и подумала : «Я тоже хочу быть здесь, одной среди них»… Возвращаясь с выставки домой, купила самые обычные акварельные краски, принесла с собой несколько красивых кленовых листьев (дело было осенью) и нарисовала свои первые, самые первые акварельные рисунки». К сказанному прибавляет: «Тогда же, с 2019 года стала вести свою страничку в Инстаграм, в Фэйсбуке, позже — ВКонтакте. Название к страничке я выбрала — «Рисую для души». Скорее всего эти слова и есть мое кредо в акварельной деятельности. Я практически не берусь за заказные работы. Могу рисовать лишь то, на что откликается моя душа. Вероятно, это подкупает моих подписчиков. И в ответ мне приходят стихи от современных поэтов на мои работы. Так , например, Лидия Невская, живущая в Таллине, написала следующие строки: «Рисую для души. / Она стремится к храму / Плетут карандаши души земную драму. / Податливость руки и акварельных красок /… Летящие мазки рисуют Мир без масок». Потом поэтические отклики на акварели стали поступать ещё чаще, их набралась целая папка.
Занятия акварелью имели для Лидии Вячеславовны еще и глубоко личный, психологический смысл. Она тяжело пережила смерть матери и решила лечить душу творчеством, душа ее откликнулась целой радугой акварельно выраженных впечатлений. Повлиял и пример из истории семьи. Лидия Вячеславовна рассказывает: «На память пришла история из жизни деда моего супруга, который занялся рисованием после 60 лет (после инсульта и перенесенной клинической смерти) по совету лечащих врачей. Он даже обучался на вечерних курсах в Суриковском училище (имеется диплом). Писал маслом, в основном пейзажи, натюрморты; копии картин Левитана, Верещагина, Куинджи и др. Писал природу Подмосковья, виды Байкала (был родом из Сибири), живя на даче в Купавне. И я решила для себя двигаться в этом направлении».
По характеру Лидия Вячеславовна человек волевой и целеустремленный. По первоначальному и основному жизненному призванию она математик, кандидат физико-математических наук. В 1982 году у себя на родине, в Нижнем Новгороде, окончила Горьковский государственный педагогический институт им. М.Горького. По окончании работала на кафедре высшей математики в известном Ейском высшем военном училище летчиков (г. Ейск, Краснодарский край). С 1989 года обучалась в аспирантуре Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена (кафедра математического анализа). После окончания аспирантуры переехала в Москву. В 1992 году в Институте истории естествознания и техники) защитила кандидатскую диссертацию (руководитель – академик А.Н.Боголюбов). Позже получила звание доцента в ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. С 1997 года и по настоящий момент доцент кафедры высшей математики Российского университета транспорта (РУТ(МИИТ)).
Знакомясь с творчеством талантливого художника, хочется хоть немного приблизиться к психологическим его основам, понять, что его вдохновляет, что побуждает к творчеству. Для этого нужно задать несколько вопросов…
Не видятся ли вам пейзажи во сне, цветные ли сны?
Не могу сказать, — ответила художница, — что пейзажи приходят из снов. Хотя заметила за собой такую особенность : увиденный и поразивший меня пейзаж (или отдельный элемент его, например, облако на небе или форма дерева, или отдельный цветок на цветочной клумбе, или очень необычная, по моим ощущениям, цветовая гамма… — всё это сидит в моей голове, и в момент (обычно, перед засыпанием), когда я вспоминаю и планирую изобразить на бумаге, выстраивается композиция. Поэтому, как мне кажется, всегда рисую с раннего утра, как только появится достаточно дневного света. Искусственное освещение не люблю (оно не позволяет мне увидеть нужный колорит). Не скрою, что большей частью пишу за столом, меньше — на пленере. Техника a la prima, которая мне более всего нравится, не совсем подходит для рисования акварельными красками на природе…
Мы поинтересовались, — каковы наиболее любимые ее сочетания цветов?
Ответ был такой — Все небесные оттенки в различных погодных условиях — мои любимые. Использование акварельных красок — кобальта в сочетании с «perylene violet», плюс другие, помогает достигать всевозможных нюансов в небесных оттенках. Кроме того люблю сочетания оранжевого — зелёного, оранжевого — синего…
Каковы Ваши наиболее излюбленные художники мира?
Художников, чье творчество меня одухотворяет, очень много. Ведь в каждом Мастере есть своя, только ему присущая индивидуальность, а следовательно, манера письма, техника и прочее. Ближе всего по духу — И. Левитан, А.К. Саврасов, А.Куинджи, Ван Гог, Клод Моне, другие импрессионисты, постимпрессионисты….. Из современных акварелистов- соотечественников — Сергей Курбатов, Илья Ибряев, Михаил Соловьев. Очень повезло в жизни, что удалось совершить путешествия по Италии, Венеции, Португалии, Германии, другим странам — с посещением сокровищниц мировой живописи и скульптуры. Посмотреть в живую «шедевры» МАСТЕРОВ — счастье, которым до сих пор наслаждаюсь в своих воспоминаниях. Пражские сюжеты есть в акварельных зарисовках, поскольку тогда уже занималась акварелью, делая первые шаги.
Что самое важное для Вас в изобразительном искусстве?
По моему личному восприятию — «Посмотри как разнообразен окружающий тебя МИР! Ощути благодарность ТВОРЦУ, давшему тебе возможность видеть ЭТО, слышать ЭТО, дышать ЭТИМ, думать об ЭТОМ, и возможность поделиться своими ощущениями с другими людьми, которые могут оказаться близкими по духу.
Насыщенность и богатый тональный диапазон цвета — неотъемлемые качества акварелей Л.В. Пугиной, Обратимся теперь к конкретным произведениям художницы.
Акакварель «В зелени зари» построена из нескольких планов, уходящих один за другим к лесистому горизонту, где над рекою сияет встающее солнце. На первом плане речные прибрежные растения. Они не выписаны, но совершенно реальны! Им не мешает быть такими некоторая живописная легкая неконкретность мазка. Дальше наш взгляд скользит вдаль, невольно устремляясь к солнцу и его отражению в воде. Все это динамично и подано так мастерски, что техника исполнения, краски, все исчезает, заменяясь рукотворной, эстетически обогащенной реальностью. И это свойство не меркнет тогда, когда мы замечаем, что над речным летним пейзажем в небе плывут, на ходу растворяясь, человеческие облачные лики, — чем больше в них вглядываешься, тем они становятся более заметными, облачно выпуклыми, — вот нос, вот сжатый рот, вот сомкнутые веки… Такие чудеса и правда бывают в природе. Но нужно быть художником, чтобы их заметить и отразить.
Совершенно другая, зимняя пейзажная акварель «В подмосковном парке». И оригинальна она по-другому. На переднем плане наметён холодным ветром снег. Под зимнем солнцем он такой настоящий, его холмики дают невысокие тени. Солнечный свет сияет у горизонта, но солнца нет. Явственны только лучи, струящиеся на деревья, на снег со светлого неба. Однако именно само небо предстает основным героем изображения. На нем резко пересекаются друг с другом белые на синем фоне облака. Бывает ли это? Безусловно бывает, но тут звучит и художественная правда, уравновешивающая природное впечатление… Тут, как и во многих других акварелях Л. Пугиной, кроме реального отражения царит и созданная кистью Красота…
Есть немногие работы, которые выделяет сама художница. Среди них «Мимоза». Желтые цветы «вырастают» из синего сосуда на фоне синевато-призрачного, неясного фона. Эта натюрмортная, флористичная акварель крайне цельная, органичная.
«Осень в Подмосковье» — излюбленный сюжет художницы, тут явлен совершенно живой осенний берег реки, его мы видим в углубляющейся, естественной перспективе, на первом плане редкие листки на облетевшем деревце. Главное тут передано осеннее настроение, немного печальное…
«Весеннее чаепитие» ближе к традиционному натюрморту. Сюжет сначала кажется незатейливым. И действительно, перед нами — чайник, сахарница, чашка с чаем. Все они из одного, сине белого по основным тонам, чайного сервиза. Но если приглядеться внимательнее, тут царят округлости и овалы. Они повелевают и композицией и формой. Все изображенное сливается в уравновешенную овально-округлую цельность. А где же попавшая в название весна? Она всего лишь в нескольких зеленых скромных веточках на заднем плане да в призраках весенних фиалок…
Отдельной темой Л.В. Пугиной стоит «железнодорожное» направление. И здесь проявляется неожиданно сильная сторона дарования. Она создает монохромную, лишенную привычного нам многоцветия акварель «На перроне», исключительно фотографически жизненную. Не только сам паровоз, но и старинный, дореволюционный вокзал, и толпа пассажиров, провожающих — все передает дух времени, когда именно таким, дымно романтичным было железнодорожное сообщение…
К той же серии смело можно отнести акварель «Под парами», где тоже не много цвета, но основной акцент сделан на клубах пара из под колес. Желтым горят паровозные прожектора-фонари. Иным предстает паровоз, носивший имя «Иосиф Сталин», тут главным в сюжете дым из трубы. И совсем, кардинально другое изображение той же темы, «Ночной экспресс». Над заснеженным, зимним подмосковным перроном целый калейдоскоп бликов освещения, желтые, белые огоньки, красный цвет светофора сквозь хлопья летящего снега. А экспресс — он лишь намечен огнями в дальней дали, его ожидает зритель… Очень реально, прочувственно, красиво, жизненно!..
А вот тоже этапный акварельный лист — «Как упоительны в России вечера», названный по начальной строчке известного романса на слова поэта-песенника Виктора Пеленягре. У Л. Пугиной, нужно сказать, названия работ часто лиричны и выразительны. Этот образец творчества у нее выражен преимущественно колористической, более условной подачей природных цветов. Траву желтую, фиолетовую, красноватую, ведёт к горизонту бледно песочная дорога. Тут прежде всего важны цвета, составляющие «музыкальный ключ» этой акварели…
По признанию художницы, многое подсмотрено в парке «Сокольники», поскольку живет она совсем близко от него и часто заряжается там положительными эмоциями, находит сюжеты для своих акварелей.
Закончим мы наш обзор творчества Лидии Вячеславовны Пугиной отзывом Елены Егоровой, которая написала: «Восхитительные работы! Пересмотрела несколько раз! Как же воздушно, нежно, профессионально, радостно! Лидия , вы очень талантливы!» И мы, внимательно не раз рассмотрев произведения художницы, присоединяемся к этой оценке.
Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, искусствовед Федерации Акваживопись, заместитель председателя Южнорусского союза писателей.