О творчестве Людмилы Варламовой

Станислав Айдинян

Известная московская художница Людмила Варламова обладает своеобразно развитым, динамичным и емким талантом. С самого раннего детства она рисовала, мечтала стать живописцем, создавать картины. Мечта ее со временем раскрылась в жизнь, как цветок раскрывается в первые лучи солнечного утра…
Истоки творчества Людмилы следует искать на ее родине, на северных просторах Белого моря. Она жила в Архангельской губернии, недалеко от Петрозаводска, в Сумском Посаде, куда была в свое время сослана легендарная староверка Марфа Посадница…
Может быть отсюда в ее палитре наблюдается некоторая цветосветовая поморская сдержанность, что, собственно, не мешает восприятию, даже придает работам художницы чуть больше таинственности и значительности…
Ее учителями были московские художники Евгений Расторгуев и его жена Тамара Гусева, приезжавшие на этюды в Поморье. За ее плечами законченный в 1976 году художественно-графический факультет Московского института культуры. Она давно уже действительный член Московского союза художников (с 1989 г.), член Международного художественного фонда, входит в объединение женщин-художниц Москвы «Ирида», постоянный участник с 1994 года больших сезонных выставок Федерации Акваживопись. Впрочем, в коллективных выставках она регулярно принимает участие с самого начала 1980-ых годов. С 1990-ых ее выставки стали проходить уже в государственных музеях. К примеру, персональный вернисаж Людмилы Варламовой «Интерьер. Игры для взрослых» прошел в Музее декоративно-прикладного искусства в 1998 году. Еще раньше ее персональная выставка была в 1993 году США, в штате Индиана, в музее Indiana Midwest Museum of American Art. Выставлялась в 1995 году даже в Александрии. В 1993 году в Риме, в Salarte San Lorenzo, и в старинном бельгийском городе Брюгге… Но особой любовью Людмилы пользуется Франция, где она бывает с 1990-ых годов, где создано много ее лучших работ, откуда привезено масса замыслов, осуществленных серий… Из французских выставок можно назвать выставку Center National D’ arte et D’ essat (1992), «Пушкин и Россия» (1998). В 1999 году она стала призером выставки-конкурса Ville st Benoit; потом, как из рога изобилия, пошло продолжение – в 2003 году персональный показ в Шербуре, в Нормандии, в Sale De’Fate. В следующем, 2004-ом, уже в выставочном зале города Арраса, и в 2005 –ом в Париже, в галерее «Свет и тень». Она очень привязана душевно именно к югу Франции, потому назовем еще и выставку 2006 года в рамках фестиваля «Monaco Celebrities», проходившем на вилле Эфрусси Ротшильд.

На привязанности Людмилы к Франции нужно остановиться подробнее. Именно во французской тематике ее творчества осуществилось наиболее изящно и полно раскрытие ее души в мастерство акварельных «отражений». Серия «Французские письма» отличается особенной легкостью и мечтательностью, будто она овеяна теплым морским ветерком, легко задевшим клумбу цветов у небольшого французского домика на побережье… Женственность кисти явно помогает создать впечатление пленительной искренности, прозрачности… Вот, например, ее «Гранат с цветком» (2006) – тут красный плод сам раскрыт как цветок, и зерна видятся как пестики, тычинки цветка… Художница пояснила, что гранат бывает, прочитывается, как символ Иисуса Христа, — в эпоху Возрождения Деву Марию потому изображали с гранатом… А вот и оса подбирается к гостеприимно раскрытому плоду, преодолевая пространство меж строками французского стихотворения, будто написанными тонким пером…
Строки Верлена, Бодлера, Рембо, Аполлинера – постоянные «спутники» и «участники» акварелей и холстов Людмилы. Для русского глаза они – тонкая реминисценция к бонтонным временам, когда французский язык был языком межнационального общения Европы, а в России – непременным атрибутом жизни дворянского сословия. Для глаза французского, видимо, существенен эпический момент «узнавания» классических для Франции поэтов, данных в окружении плодов, фигур или предметов, обретающих особое, тайное и явное отношение к стихотворению. Учитывая, что Французская Республика претерпевает не самые поэтические времена, вполне можно ходатайствовать перед министерством культуры Франции о награждении художницы за популяризацию национальной культуры. Тем более, что работы, в которых осуществлено столь реальное «прикосновение» к французской поэзии, неоднократно опубликованы – например, в авторском альбоме Людмилы Варламовой, изданном в 2006 году, где даже на титульном листе обложки воспроизведен в цвете ее холст «Ангел любви», один из лучших в серии. Да и при статье Ольги Морозовой «Остановись мгновенье, ты прекрасно!», опубликованной в журнале «Новая деревня. Малоэтажное строительство», воспроизводятся лучшие, избранные работы серии, говорится о творчестве художницы, рассказывается о ее друге, Рене Герра, крупнейшем в Европе специалисте по русской культуре и истории русской эмиграции. Он – обладатель уникального собрания живописи, графики и редчайших рукописей классиков русской литературы и поэзии. Благодаря господину Герра, в чьем удивительном парижском музее русской культуры, имеющем всемирное значение, она бывала, Людмила посетила, впервые в 1999 году, и потом и в 2005 году «Франко-русский дом», основанный Рене и его братом в их родовом поместье в Бер-лез-Альп. Дом расположен в горах над Ниццей. .В первом альбоме Людмилы, изданном в 2001 году, опубликованы – холст «Улочка в Бер-лез-Альп» (1999), -уютнейшее «воспроизведение» уголка старинной Франции, увиденной внимательным и любящим взглядом… Масштабный, как грандиозная фреска, обобщенный акварельный лист — «Силуэт города»; тут же помещены характерные, с душою исполненные акварели — «Красные крыши», «Дорога в Ниццу», «Порт в Ницце», «После дождя», «Садик Мартин» и др. К той же, французской колее относится и работа «Порт Шербур», тот самый, чье название известно по фильму-мюзиклу «Шербурские зонтики»… Все это, по словам автора, натурные работы, исполненные на открытом воздухе, на пленэре. Некоторые рождались прямо в дороге. Так, например, появилась сцена пляжа – «Пляж в Давилле». Людмила ехала из Шербура в Париж, остановилась на пляже – отдохнуть и искупаться, и увидела очень традиционную, европейскую пару – мужчина и женщина ехали на лошадях. Солнце садилось в туманном мареве, золотое, охристое, над ними носились летающие призраки птиц. Все это было прочувствовано и отражено, осталось жить в созданной по тому впечатлению работе.
Варламова – создательница целой серии жанровых работ, композиций – где ее герои люди предвоенной Франции, жившие, любившие, страдавшие и наслаждавшиеся жизнью в 1920-30 годы. В этой серии есть работы, тема которых – томление, влюбленность, увлечение, страсть, ожидание…
Сюда относятся «Девушки на пляже» (2005), «Клоунесса» (2006), «Театральный выход» (2005), «Теннисист» (2006), «В стиле ретро» (2006), «Променад» (2005), «Игра в Монте-Карло» (2006) и многие другие. В некоторых работах есть чувственность, французская фривольность, приоткрытый Эрос, так шокировавший и, одновременно, привлекавший, притягивавший европейцев в первой половине ХХ века. Особенно показательны в этом отношении два женских образа на холсте 2006 года, чье название – «Двое»…
Варламовой нужна романтика той, ретро тональности. Потому она создала серию акварелей на тему Танго. И тут же, во временной дистанции незримо возникают скрытые реминисценции из «Тропика Рака» Генри Миллера, или вспоминается лик роскошной женщины, эстетки Луизы Казатти, гулявшей с леопардом, прославившейся в Венеции…
Конечно, ей подвластно увлеченно и оригинально по-своему передать атмосферу общественных мест того времени, ей интересно, как люди общались в кафе. И эта атмосфера, как не назвать ее амурной!? – возникает из забвения, будто сошла со старой, пожелтевшей фотографии…

«Я урбанист, обожаю город» — говорит Людмила Варламова. И ей трудно не поверить, когда мы наблюдаем в ее личном собрании в Мастерской и в изданных альбомах творческие плоды ее путешествий. Кроме французских городов, кроме Парижа, с его, например, также пастельно отображенным, маленьким музеем «La Moulen de la Galette» в районе Монмартра, у художницы были еще и другие путешествия, иные привязанности. К ним, безусловно, относятся «приближения» ее к Чехии, к Праге. Там, в 2002 году у нее была персональная выставка, она выставлялась в Русском культурном центре при Посольстве Российской Федерации.
На память о более ранней поездке, о 2000 годе остался цикл «Злата Прага», также частично опубликованный. К нему относятся такие пастельные городские пейзажи, как «Два лебедя. Пругоницы», «Театральная площадь», «К староместской площади», «Фонарик», «Таетральные образы», «Старинное окно» и другие.
Поэтично написал о творчестве Людмилы Михаил Красилин: «Круг художественных образов Варламовой не так велик – театральная жизнь в рамках «Commedia del Arte», музыка скрытой грусти (танго), ностальгия по красивым, свободным, но уже ушедшим навсегда отношениям мужчины и женщины в стилистике романов Ремарка… В мельтешении радостной возбужденности нет-нет да и проявится оттенок легкой грусти, напоминающей о том, что праздники не вечны».
Вообще же о своем творчестве сама Л.Варламова говорит так: «Основное чувство при создании – у меня это не труд, а удовольствие – когда происходит абсолютное выражение моих эмоций, отображение моей жизни!». И не грусть, а радужное многоголосие звучит в картинах художницы, когда есть возможность увидеть их в большом количестве, во множестве. Да, они в большинстве своем сдержанны, но, одновременно, весьма разнообразны. Ее кисть способна давать даже акварельные образцы сюрреально-символические, такие как «Явление яблока» (2006), где две малые человеческие фигурки в шляпах присутствуют при появлении гигантского, ростом с дом, яблока с зеленым черенком с листьями. И даже эта фантастическая «обратная пропорциональность» — от огромного яблока к маленьким людям — говорит о большом тематическом и смысловом потенциале талантливой и энергичной художницы, обладающей своим почерком, своим стилевым направлением и развивающимся, трудолюбивым талантом.

Станислав Айдинян,
вице-президент Союза профессиональных художников по общественным связям,
искусствовед Федерации Акваживописи,
почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов,
член правления Международной ассоциации содействия културе,
член Союза Российских писателей