Маргарита Гончарук — художник настоящий и будущий…

Редко приходится обращать внимание на начинающего художника, точнее художницу, да еще стоящую в самом начале творческого пути. Однако, знакомясь даже с юношескими ее опытами, художественное чутье говорит нам – тут что-то серьезное есть. Вглядимся повнимательнее в эти творения «начального периода» кисти Маргариты Гончарук — и вот в обычном учебном постановочном натюрморте, где изображены перцы, нежданно пленяет живость, естественность света и цвета. И в других работах того же периода, также студийных, как натюрморты – с плодами, лежащим горшком и бутылями, – есть еще одна особенность – они, кажется, насыщены недетской, еще себя не осознавшей силой. В каждой такой работе прорывается недюжинный художественный темперамент. Может быть в иных работах подобная черта проявлена глуше?.. Но нет, на еще одном учебном по сути натюрморте очень «виден» малый зеленый кубок, и он написан как-то очень «твердо».. Коли проведем линии из верхних углов листа, то они сойдутся на этом кубке, — это контрапост картины… Это говорит о интуитивно уверенно найденном центре композиции. Во многом, что делает Маргарита, лежит печать ранней уверенности, есть потенциал, стремление к будущему совершенству, а главное, есть эстетическая полноценность даже в малых графических, вполне еще тематически негромких, «старшеклассных» работах. То есть имеется уже первая художественная полноценность, образно говоря – если не золотого, то, возможно, «серебряного» сечения, — найденное на начальном пути обещание будущего мастерства…

К ранним ее графическим работам тоже захотелось поближе присмотреться. Нам кажется, что из графических работ можно указать на «Розы». Оригинальность их в стилизованной подаче объема изображения, в том, как они то ли лежат, то ли прочно существуют в пространстве, в их монохромности есть что то тяжкое, что-то от книжной графики прошлого века…Это не слепое подражание реальности, не зарисовка, а чем-то издали похожая на типографскую виньетку, образ цветов… За таким рисунком уже, несмотря ни на какие «но», чувствуется упорная сила обретшей первые опыт руки студийца-ученика. Интересна также работа «Редкий цветок», — при простоте своей она по-своему оригинальна круглым черным локальным фоном; а закрученные овалы стеблей цветка похожи на стиль «модерн». Изящной, скромной естественностью отличается и ее графический лист «Деревце в горшке». Она добротно-эскизно осваивает и архитектурные, городские пейзажи, где старинные фонари говорят, что источником изображения послужили мотивы, пришедшие из начала ХХ века… Нам известны две ее подобные работы…

Есть у Маргариты и будто из дневниковой юношеской тетради вышедшие сказочные образы, такие, как «Олени под луной», «Жар-птица» и, далее, — более сновиденные, написанные на темном фоне, несколько декоративно стилизованные – «Морская Царь-Девица», «Ночная кобыла», «Ночной пейзаж», «Ночные образы» — о них юная художница говорит – «За всеми сказочными персонажами стоят песни, которые и навеяли мне эти образы. А «ночные» они в прямом смысле, так как рисовались преимущественно в темное время суток. Как известно, долго не спавший человек мыслит несколько иначе, нежели обладатель здорового сна. И именно несколько измененный образ мышления помогает мне рисовать по песням. Могу добавить, что всегда очень любила сказки, но с достаточно раннего возраста не находила логического обоснования многим явлениям, вроде летающей ступы Бабы Яги, или костлявости и вечной жизни Кощея Бессмертного. Именно из-за отсутствия объяснений верить в них было трудно. Несмотря на это, сказки дарят мне хорошее настроение, в них есть образы, которые можно по-разному раскрыть, интерпретировать по-своему. Они дают мне и идею, и простор для творчества»…

Если в рисунке «Орхидея» дано психологическое «соотношение» девического лица и дивного цветка, то психологически «держит» композицию картину не цветок, а грустные, выразительные глаза девушки, чья тонкая рука то ли держит цветок, то ли еле касается его… Понятно и ценно и то, что художница, соответственно мировой художественной традиции, вводит в свое творчество и автобиографические мотивы, — у нее есть графическая работа «Фавны». Маргарита о ней рассказывает – «Прообразами фавнов были два моих друга. Они похожи на мифических персонажей своим поведением, иногда непонятным даже мне. Однако, я вижу нечто волшебное в их дружбе, что натолкнуло меня на изображение этих людей именно в таком виде. Будучи вместе уже много лет, они понимают друг друга с полуслова, много времени проводят вместе, делятся всеми своими радостями и печалями. Зарисована мной сцена поддержки одного другим. Это было очень трогательно и, можно сказать, чувственно».

Так же автобиогрфичен и рисунок, где она изобразила бывшие несколько сезонов особенно модными в молодежной среде ботинки Dr. Martens, и чувствуется, что это не просто ботинки, за обычным вроде изображением нечто скрывается. Оказалось вот что – «В одно время этот вид ботинок был крайне популярен. И абсолютно все вокруг только и говорили о них. Даже сейчас фраза «О, новые Мартинсы!» не так уж редко звучит. У меня их никогда не было, и, естественно, мне бы хотелось быть со всеми наравне пару лет назад, но возможности купить их не было. Можно сказать, это рисунок давней мечты».

Но основная мечта нашей молодой мечтательницы и рисовальщицы — поступать в МГХПУ им. Строганова. Она год ходит на подготовительные курсы, надеясь попасть на факультет графического дизайна. Именно в этой академии она, по ее словам, может получить подготовку по выбранному профилю. Хотя экзаменов будет много, и некоторые не из легких, она верит в то, что справится и осуществит свою мечту стать художником.

И мы верим в эту возможность, поскольку трудолюбие и упорство, помноженные на природную чуткость и талант делают чудеса.

Прислушаемся к ее голосу, когда она говорит о ее жизненных предпочтениях, и посочувствуем искренне ее надеждам!.. – «Сколько себя помню, в свободное время я только и делала, что мастерила различные побрякушки, лепила и, конечно же, изливала все свое воображение на бумаге.

Естественно, есть и другие интересы. К примеру, я много читаю, как классику, и включенную в школьную программу, и то, что нахожу сама (Бунин, По, Достоевский, Булгаков), так и современных авторов вроде Мураками. Мое увлечение литературой заключается не только в чтении, нет. Изучать мотивы, образы, характеристики, узнавать новые художественные приемы является частью этого хобби. И больше я люблю не поглощать текст, а анализировать его.

Не могу представить свою жизнь без прогулок по городу и занятия фотографией. В последнее время обстоятельства не позволяют делать это часто, но я чувствую себя действительно счастливой, снимая мир вокруг и созерцая его. Когда появится больше возможностей заниматься этим, я не знаю, однако стараюсь уделять больше времени такому отдыху. Периодически хожу на выставки. Легко черпать вдохновение из чужих творений, открывать для себя новые стили, создавать свои собственные образы из чужих. Эмоциональная подзарядка полученная от такого времяпрепровождения несопоставима ни с чем.

Нельзя не сказать еще об одном моем увлечении — математике. Уже около пяти лет я хоть и немного, но посвящаю себя этой науке. Участие в олимпиадах, школьных практиках, проведение уроков у младших классов — все это я делаю с радостью. Неоценим результат моих стараний — умение использовать логику в реальной жизни.

Главным моим увлечением, которое плавно переходит в будущую профессию, является рисование. Не знаю, когда именно я предпочла графику, как стиль, но мне в радость творить именно карандашами и тушью. Многие знакомые художники не понимают, как можно долгие часы штриховать, обозначая форму, размывать тушь и аккуратно растирать местами карандаш. Им легче писать, использовать яркие краски и широкие мазки. Но, по крайней мере сейчас, это не мое. Кропотливая, долгая работа, требующая усидчивости, конечно же утомляет. Но вряд ли хоть какое-то мое увлечение из перечисленных может доставить мне столько же радости, как вид законченной работы, в которой каждый штрих на своем месте».

Пожелаем же Маргарите, чтобы каждый штрих ее Судьбы Художника оказался на должном месте, а сила ее таланта развилась и окрепла до могучих свершений!

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана