Маргарита Сюрина – мощь и изящество дарования

Станислав Айдинян

В творческой манере художницы Маргариты Сюриной основные величины – уверенная и темпераментная сила образности, не противоречащая, тем не менее, другой непременной особенности, — изяществу… Из подобного сплава проявляется основательный и «технически» оснащенный талант.
Мастерство М. Сюриной было поступательно огранено – в 1987 году она закончила Московскую среднюю художественную школу – МСХШ им. Томского. В 1994 году, при окончании Государственной художественной академии им. Сурикова, защитила дипломную работу «Семейный портрет в интерьере». В 1999 г. вступила в Творческий союз художников. В 2001 году — в Международный художественный фонд. Выставляется с 1988 года. У нее за плечами много выставок, назовем, например, вернисаж пяти художников в Доме-Музее Ф.Шаляпиана в Москве в 2002 году, или, к тому же году относящееся ее художественное «выступление» в Центральном доме художника в составе группы «Спектр», куда кроме нее входили столь известные и друг на друга не похожие живописцы, как классичный Ю Арсенюк, графичный М. Верхоланцев, авангардно-абстрактная К. Голицина…
У Сюриной весьма хорошо сочетаются сдержанная тональная гамма ее палитры и созерцательный характер ее дарования. Она для себя разработала своеобразную авторскую технику – применяет добавление в масляную краску лак, что делает ее палитру более тягучей, керамичной…
Порой у нее проглядывается влияние тенденций и образов 1970-80-ых годов, в частности, она любит изображать старинные восточные кофемолки. Создала целую серию работ на подобную тему. Одна из них названа «20 минут первого». На ней кофемолке на неярком поле холста «акомпанируют» пасхальные яйца, длинногорлые и длинноносые кувшины, и наследственные именные настольнольные часы, семейная реликвия художницы. Эти кофемолки отнюдь не фантазийные, Маргарита их давно уж коллекционирует, собирает…
Очень характерен для М. Сюриной натюрморт, где в кувшине дремлют сухие тонкие травы, некоторые стебли-травинки сломаны, и свободный, столь же тонкий, как травяной стебель, мазок по кувшину, убедительно и естественно образует изящное единство с абрисом тонких трав…
Не менее замечателен другой натюрморт того же периода, на котором близ восточных кувшинов четко присутствует луковица, засохший стебель которой – как изящный росчерк подписи, изобличающий решительный, сильный темперамент автора…
Однако ее же кисти принадлежат и спокойные, почти академичные натюрморты, таков холст «Грузинские кувшины» (2005).
К основным событиям творческой биографии художницы, безусловно, относится выставка М. Сюриной, под названием «Пейзаж без героя» (2008). Выставка показана в известном московском выставочном зале «Выхино» и проведена совместно с фотохудожником Валерием Родиным, занявшим верхний, балконный этаж зала. Объединяющим девизом выставки стал латинский эпиграф из ахматовской «Поэмы без героя» — «Deus conservant omnia» — «Бог хранит все».
На этом, с успехом прошедшем вернисаже, были представлены произведения из разных серий, которые отражены «пунктирно», чтобы шире был охват разных периодов… Самая ранняя работа – «Мои родители», она относится к 1988 году.
Есть работы, созданные в самое последнее время. К этому разряду, относима, например, «Крымская сосна» (2007) Это, конечно, не единственная крымская по тематике работа, есть и другие – «Чуфут кале. Пещера»; очень уютная небольшая работа «Улицы старой Ялты». М. Сюрина бывает издавна в Старом Крыму.
Географически ее «покорен» не только Крым, судьба подарила ей и свидания с Францией. С 1992 года Маргарита выставлялась и жила там. К примеру, у нее состоялась выставка в Па де Кале, на Ламанше. Свидетельством остались холсты, такие как «Старый дом в Нормандии» (1996). На выставке в Выхино была представлена одна единственная работа в принте, авторском воспроизведении подлинника, так как эта, тонкая и любимая автором работа, продана за границу. Французская серия многочисленна, — тут и замок Шамбор, видимый при призраках безлистых темных ветвей, и пейзажи приморского городка Анфлера, имеющего репутацию города художников… Особенно запоминается «Клю-Лус. Леонардо» (1996) — на полотне отчетливо запечатлены церкви, французские домики и на их фоне – призраком, выступает в обрамлении ветвей деревьев, как в лавровом венке, лик гения Ренессанса, Леонардо да Винчи, именно тот облик, что узнаваем на его позднем автопортрете. Леонардо дан на фоне именно французского городка, где он окончил свои дни и где похоронен в часовне при замке. Художница говорит, что для нее там разлит во всем дух великого Леонардо…
Есть у М. Сюриной и чисто российские пейзажи, некоторые родились не в мастерской, а написаны с натуры. «Церковь знамения, иконы Богородицы». Ее изображение находим на двух работах. Видим красные, контрастирующие с выпавшим снегом, стены храма… Изображение выполнено пастозно, видится размах кисти… Да, при том, что пейзаж зимний, особенно запоминается свечение из окон, заповедный, чуть таинственный свет…
Здесь уместно вспомнить, что сказала о М. Сюриной в своей статье московский искусствовед Людмила Кандалова: «Пейзажи проникнуты тихой и мечтательной поэзией, символикой. Они как бы нематериальны, овеяны ароматом старины и являются ожившим видением. Это художественно выраженная грусть о былом».
Искусствоведы отмечают у М. Сюриной также и – деликатность, очень насыщенный фон, абрисы мощной фактуры, густо набитый мазок. Сама художница говорит, что для нее существенна самоценность жизни – существенно «здесь и сейчас», жизнь складывается из малых фрагментов. И жизнь художницы по охвату ее путешествий в разные периоды была непроста, насыщена и разнообразна.
У Маргариты есть горная по тематике работа 1986 года – «Армения». А рядом в экспозиции помещена вообще безвестная по месту создания работа «Туман над рекой» (2007), где вместо реки меж деревьев, вместо тумана – белесое таинственное марево… А на одной из французских работ внезапно проявился фантастико-юмористический мотив – там два гнома несут мимо исторического памятника брошенную кем-то из туристов картонную упаковку от фотопленки «Кодак»…
Внимательный зритель найдет еще немало нюансов в талантливых и чем-то сказочных работах Маргариты Сюриной, отразившей свой, только ею замеченный и воспроизведный, особый, насыщенный Красотою мир…

Станислав Айдинян,
вице-президент Союза профессиональных художников по общественным связям,
искусствовед Федерации Акваживописи,
почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов,
член правления Международной ассоциации содействия културе,
член Союза Российских писателей