Мастер-живописец Константин Юлдашев

Константин Юлдашев в истории современной живописи имеет полное право остаться как мастер, сказавший кистью свое неповторимое живописное слово. Основные герои многих его холстов – это прежде всего Воздух и Свет. Константин – создатель обширных, светлых пространств, в которых развиваются его чисто художественные, часто декоративно-постановочные сюжеты. При оценке наследия К. Юлдашева сразу приходит на ум слово – «эстетика», столь эстетичны, подчинены Красоте утонченные «разработки» сюжетов, придуманных и осуществленных художником.
По характеру своего дарования, Юлдашева можно полноправно назвать традиционалистом, владеющим четким и чистым академическим рисунком. Но только это традиционализм весьма широкого плана. Будучи с юных лет поклонником классики – работ Рафаэля и Леонардо да Винчи, Веласкеса, он все равно не следовал определенным образцам. Искал своих стилевых и сюжетных путей, своих образов, и находил и запечатлевал их…
В свои постановочные натюрморты художник вносит элементы фантастики. Например – «Развлечение Вуалеты» — белое, очень белое просторное небо, углубляющие в себя взгляд облака, и откуда-то с неба свешивается, не призрачно, а совершенно реально  —полупрозрачный занавес,  это он, наверное – Вуалета, это он играет ветрено складками, «танцуя» над покрытым белой скатертью столом…  Скатерть в левой части холста скомкана, в этом парадоксальность изображения… И центром композиции – прозрачно-стеклянная ваза с очень крупным виноградом, который явственно становится центром картины. Виноград – творение Бога и природы, как и небо над ним… А занавес и скатерть – динамические элементы холста – творения рук человеческих, и оттого в них движение непокоя… Несколько виноградин отдельно лежащей грозди на столе и зеленое яблоко, на которое пал занавес – элементы натюрморта, аккомпанирующие цельному авторскому замыслу. Почему мы так подробно остановились на этом холсте? Да потому что он, его эстетика, крайне характерны, творчеству Юлдашева в целом. Он любил и умел создавать натюрморты с элементами пейзажа и пейзажи с элементами натюрморта!.. Он как будто говорит нам – Посмотрите, как прекрасно это небо, чей свет освещает плоды земные, сорванные рукою человека!..
Или другой натюрморт-пейзаж, где столь же светлое, величаво-облачное небо над остроконечными горными вершинами, припорошенными снегами, — на дальнем плане; на среднем плане – пологие темные горы и, наконец, на первом, снова – стол, на нем скатерть, на ней парадная золотистая ваза, а в ней – стебли-ростки, фантастически зарождающиеся из пузырей пены… Пена эта будто бы родилась где-то на небе… Основным цветовым пятном холста здесь служит небрежно брошенная на стол фиолетовая материя. Или сорванный занавес?.. Горы на сей раз особенно доминантно неслучайны. Они придают холсту эпический тон, от них веет  Вечностью, тишиною торжественного безмолвия. Многие картины К. Юлдашева обладают этой чертой – они не только показывают красоту Природы и предметов, но они хранят в себе торжественную тишину и дарят ее зрителю. Художник при этом явственно выступает как своебразный сотворец Природы, царицы естественности и красоты…
Еще более мощно изображены горы на том натюрморте-пейзаже, где на столе, опять накрытом белой скатертью, кроме складчатой материи, еще и большая, тоже складчатая по бокам, восточная дыня редкого сорта, фарфоровая статуэтка, финифтяная чаша с финиками и странный деревянный предмет, напоминающий «свирель»… Туман над горами на дальнем плане, на втором плане горный водопад – все это ослепительно воздушно и освещено ровным светом, хотя ни широкого неба, ни облачного строя нет на этой картине… Зато есть черты Востока, — и дыня, на которой сидит стрекоза, и финики и сосуд… Даже божья коровка, летящая над ним… Насекомые – божья коровка и стрекоза тонко нюансируют изображение. Не из Алма-Аты ли эти предметы? Ведь там, в Казахстане, художник прожил почти всю жизнь, учился в Алма-атинском художественном училище имени Гоголя, потом и в Казахстанском педагогическом институте имени Абая, который потом стал Алма-Атинским государственным университетом… Родился К. Юлдашев на Украине, в Николаеве 29 декабря 1966 года, но потом его родители приехали жить в Казахстан, хотя родиной его отца, Эркина Юлдашева, был Узбекистан. По матери художник был славянского происхождения… И его учителем, мастерскую которого он посещал в училище был русских художник, закончивший Институт имени Сурикова, Петр Лентьевич Дубров…
Нужно однако отметить, что при доминирующем традиционно-реалистическом посыле картин К.Юлдашева в некоторых картинах  чувствуется и его знакомство с произведениями сюрреализма. Это видно, например, в его пейзаже, где над водной гладью – реки? –озера? – туман над лесом и грандиозная скала, будто составленная Природой из почти квадратных камней… На этой картине круги на воде, служащие на переднем плане тематическим центром картины, ее своеобразным контрапостом, круги создают как будто концентрическое «нарушение» тишины. Изображение словно вздрагивает и вновь успокаивается, впадая в задумчивый сон… Всплеск на воде от брошенного камня – вот что, кажется хотел показать художник… Но нет, на поверхности воды в левой части холста мы видим подернутый радужным светом – огромный шар-пузырь… Сюрреальный, окончательно фантазийный… И на том же холсте Юлдашева мы видим не только пузыть-шар, а и радужный «полушар», «зонтик» «родившийся» над выпрыгнувшей из воды рыбой. Вот так мы прозреваем в систему образов, излюбленных и повторенных художником. К их разряду можно отнести на некоторых натюрмортах русский самовар. Но Константин не просто рисует самовар, мы видим еще и струйку воды из его крана, которая стекает в переполненную чашку!.. Это своего рода художественная провокация, которая намеренно «взрывает» статику натюрморта-пейзажа, придает ему динамизм и взволнованность…  Ну и большую жизненность, обращающую подобными деталями к искусству конца ХХ века. Нечто подобное, смело парадоксальное, наблюдаем на полотне, где Константин «соотнес» с шахматами и старинной синей вазой – Небо!..
Отдельного упоминания заслуживает «маринистика» К. Э. Юлдашева. В этом жанре изобразительного европейского искусства художник скорее традиционен. Его корабли – старинны… Море яро бушует на холсте «Ознакомленный с пучиной»(2006), или на нем полный штиль, как в его «Тихой гавани», где самый большой из четырех кораблей, судя по корме с фонарями и гербом, относится к началу восемнадцатого столетия…
Уточено-плавны его женские образы, изредка посещающие его картины. И тут прежде всего важна Красота… Эту красоту чаще всего он воспринимает созерцательно – спит на белом покрывале обнажено-белая женщина, мы ее видим на фоне моря, на фоне летающих над ним морских чаек… И еще видим, что художник тих, он не стремится смутить ее покой… Женщина спит в Природе и сама она – как чей-то сон…
И еще надо отметить одну черту К. Юлдашева как художника-мастера, — он отменный флорист. На целом ряде его картин – цветы, – в свете и цвете – живые, они дышат, они реальны, как и освещающий их свет, как воздух неба. Реальны и тогда, когда они цветут, живые, под солнечными лучами, реальны и тогда, когда одинокая роза лежит в складках светлой материи, и мы видим, что это, быть может, сама — «роза печали, роза любви»…

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов.