Мастер живописи Эдвард Сасун

 

Эдвард Сасун – один из наиболее выдающихся современных армянских художников академического направления, чье творчество началось в самом раннем возрасте, в ХХ веке, прошло через высшую школу мастеров изобразительного искусства – через Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской Академии художеств, и затем получило свое дальнейшее богатое и разнообразное развитие в XXI столетии.

Однако до большого и плодотворного обучения навыкам рисунка и живописи, Эдвард Сасун закончил также факультет экономической кибернетики Ереванского государственного университета и стал дипломированным математиком, кибернетиком и экономистом. Миссия настоящего ученого в рамках естественной науки – непрестанный поиск, и Эдвард ощутил и принял этот поиск, понял его, но ему было суждено направить свои искания в другую высокую сферу человеческой деятельности…

Точные науки, насытив ум, развив интеллект молодого человека, видимо не смогли дать «горячую» пищу душе, дать духовную пищу. Оттого он, ощутив себя более всего именно художником, поступил в легендарную Репинскую Академию, — Репинку, как ее называли студенты.

Уже в первых дошедших до нас академических карандашных рисунках, штудиях, первых ученических, студенческих рисовальных опытах, Эдвард показал не только свой изобразительный талант, но и проявил себя как тонкий психолог. Кого бы он ни изображал – пожилую или молодую женщину, или задумчивого, ушедшего в себя мужчину-натурщика, везде ему удавалось дать образ человека, а не просто нарисовать его… Иное дело, когда его художественной задачей было показать фигуру натурщика, тогда не психология, но фактура, строение мышц составляли основу изображения, но и тогда художника не покидала подмеченная им эстетическая основа, запечатленная им в рисунках 1980-1987 годов,

Эта особенность Эдварда Сасуна – умение создавать художественный образ, оснащенный психологической глубиной, со времен учебы успешно развивалось. Уже в его акварели «Портрет старой женщины» (1984) явлена не просто художественно верно отраженная фактура, но мощно схваченное кистью реалистическое обобщение, — это не только конкретная, своеобразно красивая в своих преклонных годах дама, это еще и созданная художником сама ее Благородная Старость… Сама Старина Петербургская, воскрешенная кистью художника…

И в 1980-ые годы, и в последующие времена, Эдвард Сасун не менее убедительно, чем в других жанрах, освоил искусство акваживописи, технику и особенности письма акварелью. В некоторых из пейзажных акварелей Эдварда есть легкое изящество, с которым он преподносит, например, осенний «Пушкинский сад в Михайловском». Но эта же акварельная легкость не покидает художника и тогда, когда он рисует «Старую железнодорожную станцию в Армении» (1986), хотя тут уже наблюдается жизненный, ясный индустриальный мотив, несмотря на простоту сюжета, «переплавленный» в настоящую эстетику…

Эдвард научился легко и спонтанно создавать свой пейзажный объем в акварели и, несмотря на скромный формат, делать ее как будто панорамной. Так случилось с «Русской деревней» (1986), которая представляет собой прямо классический образец акварели; не менее убедителен «Карьер в Армении» (1982), где фактура горной породы так умело пластически передана… А вот акварель «Армения зимой», созданная значительно позже, в 2006 году, показывает нам, как полно раскрылся талант художника уже после учебы, как смело он подает синий цвет, синеву, — делая ее лейтмотивом всего своего акварельного листа! – и как гора прямо дышит этой морозной зимней синевой! Тут уже достигнута такая художественная цельность, что зритель глядит, и не наглядится, ему трудно оторвать взгляд!..

Столь же живой акварельный пейзаж – «Зимние горы. Армения». В нем не меньшее значение имеет небо, чем сами горы. Небо в акварелях Эдварда Сасуна тех лет как будто волшебно, поэтически, организует в пейзаже и горы, и старинные развалины, и облака, и камни. И на этом небе – как «контрапост», организующий центр пейзажа, — небесное светило, — луна…

Особое, другое по тональности свечение неба мы видим на работах художника, которые он посвятил морской тематике. У него это целое направление в его творческой коллекции, и можно было бы при желании создать выставку, составленную исключительно из его произведений, отданных теме маринизма. К этому циклу, безусловно, относятся «Морской пейзаж в лунном свете» (2011), «Морской шторм» (2018), где неожиданным «героем» акварельного листа становится не только сам контрастный – желтый и голубой пейзаж – изображение моря, берега и неба, но ему важно и выброшенное штормом на берег бревно, придающее пейзажу особую реальную и потому реалистическую достоверность, к которой стремится большей частью кисть живописца, графика и акварелиста. Насыщать свои произведения такими деталями, ярко подмеченными и переданными нюансами, – непременная черта этого армянского по рождению и европейского по своей живописной манере художника…

Исполненные маслом на холстах станковые работы Эдварда Сасуна, не менее разнообразны, чем его акварели. В них, конечно, широко продолжена  «морская» тема. Сколько в ней разных нюансов еще нашел и отобразил художник! Например, его холст «Moonlight Sea» (2014) написан совсем в иных, южных широтах. Тут на берегу моря в ночной тьме угадываются пальмы. И мы вспоминаем, что художник, пожив в родной ему Армении, в Ереване, после окончания в Петербурге Академии, устремился в жаркие страны. В 1997-2005 годах Эдвард поселился в Таиланде, в Бангкоке. Тогда появились в его живописи новые цвета и оттенки. Он обрел новое цветовое дыхание, которое столь наглядно и торжественно выражено, например, в акварели «Chao Phraya river» (2013). И некоторые его морские пейзажи в этот период обретают явственно тайское звучание, на берегу становятся видны тайские архитектурные строения, пальмы… Палитра осветляется, становится более светлой. И небо стало совсем другое! На одной из акварелей солнечный закат, стал уже не северной льдистой, холодной мистерией, а пышным, томным, сияющим южным праздником…

Есть в творческой манере Эдварда Сасуна такая важная и определяющая черта, как удивляющее зрителя богатство изображения, выхваченного из реальности момента природы. Например поглядим, как художник видит и отражает морской прибой – в его акварелях он очень много раз будто бы снова и снова упражняется в том, чтобы показать, каким сегодня предстало перед ним море, как оно неустанно, настойчиво и напряженно бросает волны на берег под взглядом яркой, очень яркой луны… А на другом, подобном пейзаже, того же сюжета, море уже не бросает, а льёт седые волны, заливая ими берег. И лишь луна так же ярко, ясно светит с неба на этих двух акварелях – 2008 и 2009 года… Их почти в один и тот же период создал художник.

Другая черта мастера живописи Эдварда Сасуна, без которой не были бы столь явственно отмечены талантом его произведения, это черта, не на всех картинах, акварелях, рисунках явленна прямо и открыто, однако без нее не было бы нашего восхищения этими плодами его кисти, – я сейчас говорю о темпераменте, который идет от его горного, восточного, армянского происхождения!.. Страсть скрытая, сдержанная – она сквозит – где зримо, а где скрыто, незримо, в этих, так по-разному запечатленных «фрагментах» природы и жизни, в пейзажах, в малых уличных сценах, во всем скрыта мощная страсть художника-творца. Без этой особенности мы не смогли бы так ярко следовать за теми замыслами, которые Эдвард воплотил и в своих картонах, и в карандашных рисунках, и в талантливых, разнообразных холстах… И это тем более знаменательно, что он, художник, в отличие от других армянских художников ХХ-ХХI веков, которые вслед за Мартиросом Сарьяном любят и умеют использовать исключительно яркую палитру, он, напротив, предпочитает более благородно сдержанные, чем насыщенные открытым цветом краски. У Эдварда Сасуна его темперамент выражен не столько в цвете, сколько в свете, которым он умело насыщает свои «ночные» и «дневные» пейзажи. И это также соответствует армянским национальным живописным традициям, достаточно вспомнить в этом плане изумительного романтического реалиста Степаноса Нерсисяна (1815-1884) и этот пример, конечно, не единичен.

Мощь темперамента у Эдварда Сасуна проявляется и в том, как он потрясающе верно и естественно рисует портреты. В холсте «Portrait of a young lady» (2009) Эдварду удалось без нажима, без сопутствующих внешних эффектов и красочной одежды, показать скромную и одновременно зрелую красоту молодой красавицы, — он передал и правильность ее черт, и богатство черных волос, и чуткую внимательность взгляда. Даже декольте при кружевном белом женственном наряде смотрится не вызывающе, а свежо-невинно, как-то первозданно-целомудренно… Эта девушка может быть уже молодая жена, но выглядит как невеста!..

Совершенно по-иному видит и рисует Эдвард восточную мужественность – показателен в этом отношении портрет, названный автором «Portrait of Khun Varachun». Тут мужчина-таец в широкополой шляпе представлен на фоне стелы с индуистским по чертам лица божеством, и этот «разговор» двух лиц создает динамику этого холста, наш взгляд сам здесь осуществляет движение, он задевает на портрете также и яркий, красный восточный пояс, которым подпоясан мужчина, этот пояс завершает этнический характер портрета…

Сдержанно-скромна, но тем не менее исключительно выразительна целая галерея портретов тайских женщин, созданная художником. Художник неустанно продолжает эту серию и в самый последний, самый актуальный для него сегодня период творчества. Для того, чтобы сделать образ молодой тайской девушки еще более выразительным, художник нарисовал за окном, в которое смотрит девушка, академический лунный морской пейзаж… И получается, что она не просто улыбается, а улыбается там, за окном увиденному.

Сильного, эпического звучания кисть Эдварда достигает в портрете «Noah» (Jesse Henry) (2004) благодаря примененному им свето-цветовому эффекту, особенностям освещения лица библейского героя, чей образ был воплощен Эдвардом. В его трактовке образ Ноя, десятого из ветхозаветных патриархов, происходивших по прямой линии от Адама, первого человека, носит армянские черты, ибо художник уверен в его прямом соприкосновении с родовыми корнями Армении. Прототипом Ноя, как нам поведал сам художник, послужил пожилой американец по имени Jesse Henry, другой портрет которого он вне исторической трактовки также создал.

Очень выразительным получился у Эдварда и портрет декан факультета востоковедения Ереванского государственного университета Гургена Меликяна, прославленного в молодости альпиниста, потом педагога, заслуженного ученого, известного патриота своей Родины. Выразительная, характерная внешность определила тут и яркий психологически портрет.

Эдварду Сасуну одинаково хорошо удаются портреты самых разных людей. Это и исторические личности, как великий армянский композитор Комитас, который отождествляется у Эдварда с исторической памятью о Кровавом геноциде армян в 1915 году, — мы видим очень проникновенный, печальный образ, поданный на фоне темной в сумерки горы Арарат, поверженных памятных могильных плит, хачкаров, и множества зажженных поминальных свечей…

Как тонко и, одновременно, вкрадчиво-осторожно, одновременно убедительно Эдвард порой рисует женскую красоту! Обратим внимание на женский утонченный портрет, названный «Contempiation» (1987), то есть «Созерцание», сколько углубленности во взгляде молодой женщины, сколько естественности и тонкости в том, как она подперла щеку рукой!.. И это при простой хроматической палитре, при одежде, где мирно соседствуют белый и черный тона!.. Черты этого красивого молодого лица решают все, ибо знаменуют собою истинную Женственность!.. Многие и многие художественные портреты женщин кисти Эдварда «замечают» в женщинах их неповторимость, их красоту. А в мужчинах Эдвард рисует и умеет передать определяющие черты облика и характер!..

В чем Эдвард Сасун как художник выступил несколько неожиданно и достаточно новаторски, так это в том, что он сумел создать свою небольшую серию именно национальных армянских натюрмортов. Как тонко и одновременно изысканно вписал он в классический европейский натюрморт пузатую бутылку армянского коньяка, старый керамический армянский кувшин, сделал «ведущими» среди фруктов армянские гранаты и саму скатерть в левой части холста дал по-армянски орнаментальной!.. Эта работа названа автором «Armenian Still Life» (2003). Второй работой этой национальной серии можно считать холст «Rose and brendy» (2001), тут тоже есть бутылка армянского бренди, и тоже, конечно, есть армянский гранат, который считается одним из национальных символов Армении, однако основные герои тут – белые и красные розы. И если мы приглядимся внимательно к изображению, заметим, что в бокале налит не бренди, не коньяк, а красное вино!.. Потому что его цвет более убедительно «корреспондирует» с белыми и красными розами и, таким образом, служит основам цвето-световой композиции, в создании которой Эдвард Сасун показывает себя от произведения к произведению настоящим Мастером!..

Авторская коллекция холстов, акварелей, рисунков Мастера Живописи Эдварда Сасуна нуждается в обобщении. Как сказано в книге Екклесиаста – «…время собирать камни…». Собрание его работ нужно и для мировой Истории изобразительного искусства, и для истории искусства Армении, и для ценителей-современников, собирающих его произведения, для коллекционеров, и для друзей и родных художника, чье имя, мы уверены, не будет утеряно в веках, ибо им подписаны его творения, чьи образы запечатлены для Бессмертия…

Станислав Айдинян,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, искусствовед Федерации Акваживопись