Мгер Чатинян – художник сильного цветового темперамента

 

Мгер Чатинян – художник сильного цветового темперамента. Армянская живопись со времен Мартироса Сарьяна проявляла себя как преимущественно колористическая, в которой традиционно акцентированы яркие краски. Причиною – горный, каменный, слепящее- солнечный армянский пейзаж. В этом плане Мгер Чатинян, конечно, национальный художник. Если всмотреться внимательно в его пейзажи, мы почувствуем ту самую слепящую, — солнечным светом, —  художественную стихию…

Однако Мгер Чатинян – художник, обретающий свой собственный живописный стиль в рамках национальной традиции. Характерной особенностью этого стиля мы должны признать то, что кроме неба, в пейзажах художника мы наблюдаем и пространство, небу противоположное. В нижней части холста мы видим своего рода цветовое «отражение» неба, но отражение это художник неизменно подает в каком-либо неожиданном цвете палитры. Итак, мы видим сначала небо, затем горы, они могут быть красными, синими, — затем идет центральная часть пейзажа, данная, например, зеленым цветом, а далее изображение впадает в абстрактный всплеск красок и потом следует целое «поле» упомянутого преображенного кистью  «отражения»… Таким образом у Мгера как будто два «неба» и между ними — центр композиции. Именно так дело обстоит с его картиною – «Пейзаж с церковью». Подобным образом построены холсты – «Осенний пейзаж», «Вечереет», «Ослик», — в последней картине исключительно удачно, тонко построена композиция и горы вдали переливаются красными, синими, желтыми тонами, как пространственные, фантастические драгоценные камни… И как трогательно выглядит умело вписанный в пейзаж оседланный одинокий ослик, ждущий своего хозяина-путешественника…

Среди пейзажей нас пленяют также городские изображения, объединенные названием «Дома в Тбилиси». В этой серии особенно уютен «Старый дом в Тбилиси», где извилистая старая тифлисская улица на фоне синего неба отражена в палитре художника орнаментально. Почти пуантелистично поблескивают довольно крупные камни мощеной мостовой. И вывески «Вино» – на грузинском и русском языках довершают тифлисский колорит пейзажа!.. В этой работе мы также отмечаем песочно-красные тона, так свойственные армянской живописи. Их же видим на выразительной и четкой по изображению пейзажной картине «Красные крыши Флоренции».

У пейзажей Мгера есть и черты условной живописи – они проявляются тогда, когда он рисует свою, близкую к абстракции черно-красную ветряную «Мельницу». Также коллористически условным выглядит кроваво-черное небо на пейзаже «Зимой». Зимняя тематика менее свойственна художнику. Ведь Мгер Чатинян родился в 1989 в городе Ванадзоре (тогда он назывался Кироваканом), а зима в Армении – редкая гостья, там очень долгая осень и рано приходит весна… Черты условной живописи проявлены и в жанровом холсте «Мальчик с петухом», в картине «Женщины за столом»

Отдельными циклами в творчестве живописца идут произведения, которые принадлежат к распространенному почти во всех странах жанру флористики. В этом направлении Мгер Чатинян проявляет разнообразие, применительно к одной теме. Он пишет «Подсолнухи» на синем фоне, пишет резко, контрастно, цветасто, темпераментно. В его авторской коллекции мы видим одновременно одноименный холст «Подсолнухи» в совершенно другом, цвето-световом минорном настроении, — блеклый фон, настроение осени и конца цветения — неяркие, желтые, свисающие лепестки… Они будто попрощались с солнцем. Таким образом его подсолнухи не относятся к тем, историческим, известным вангоговским подсолнухам, подсолнухи Мгера совершенно индивидуальны…

Мы не можем не сказать о таком выразительном и талантливом направлении творчества Мгера, как целая галерея портретов, где лидируют портрет деда на фоне подсолнухов, и портрет мужчины средних лет с выразительным, глубоким взглядом черных глаз. Очень многотональны женские портреты кисти Мгера, и среди них – очень трогательная лирическая акварель, где тонко изображена юная девушку в синей шляпе. Женские, как и мужские портреты, исполнены с мастерством, которое наглядно демонстрирует профессионализм автора. Недаром, когда за его плечами осталась в 2006 году средняя школа, он поступил в Ванадзорский государственный педагогический институт на факультет живописи и графики, который окончил в 2010 году. Однако в одаренности Мгера не меньшую роль играет его происхождение – и дед и отец его – художники. Так что его красочный, яркий, своеобразный и национально означенный талант глубоко генетически обоснован. Художник немало путешествует. Он регулярно выставляется в галереях и выставочных залах в его родном городе Ванадзоре, в столице Армении – Ереване, был он участником выставки в г. Бойниче, в Словакии, выставлялся в столице России Москве, Участвовал в художественных симпозиумах в Гюмри, и в столице Грузии – Тбилиси. И везде ценители-профессионалы могли убедится в том, что мастерство Мгера заслуживает общественного одобрения и внимания.

 

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературных премий им. Юрия Каплана и «Славянские традиции».