Михаил Крюков – опытный врач и художник – в начале пути…

 

Искусство в своих истоках — способ осознания и художественного освоения мира. Не исключением в этом контексте являются и художественные опыты Михаила Крюкова, чья биография была жизненно начата в Москве, в середине ХХ века, в 1966 году. Еще в школе будущего художника увлекала Восточная философия, он пробовал узнавать истины, близкие мудрецам Китая, Индии, Тибета, Японии. Далее судьба привела Михаила Крюкова к медицине, он окончил Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко. Позже стал врачом-иглотерапевтом, опытным специалистом по электропунктуре с двадцатипятилетним стажем, главным врачом медицинского центра в Москве… Медицина и живопись… В первую очередь в этой связи вспоминается великий офтальмолог и специалист-новатор в области тканевой терапии, академик В.П. Филатов, который до конца дней маслом писал этюды, пейзажи, — к сожалению наиболее существенная часть его художественного наследия была после смерти похищена, но другая часть сохранилась в его музее в Одессе…

У Михаила Крюкова, как и у академика Филатова, наблюдаем четко означенную в творчестве пейзажную колею. Исток этого направления закономерен – он прошел путем ученичества под руководством опытного педагога-художника Татьяны Михайловой, имеющей обыкновение направлять своих учеников не только по художественному освоению земной реальности. Она также прививает учащимся у нее духовные основы, которое в высших своих проявлениях немыслимы без взлетов во Вселенную человеческого духа. Она, доктор искусствоведения, делится с учениками и знаниями о мировом Искусстве… И основательно учит структуре и перспективе художественного реалистического пейзажа, композиции натюрморта, психологии и стилистике портрета.

Михаил Крюков немало путешествовал. Побывал на Корфу, в Египете, в Арабских Эмиратах, в Тунисе, Турции, на Крите, на Капри, на Балканах. Города, которые нравятся и вдохновляют его — Вена, Амстердам, Париж, Венеция, Флоренция,

Рим, Неаполь( Помпеи) , Брюссель, Мюнхен, Шильтах, Несебр в Болгарии.

Там он увидел лучшие панорамы: Мировые галереи, которые потрясли: воображение — Лувр, Уфицци, Ватикан. Один краткий список упоминаний о вкусах художника, о местах им душевно прочувствованных, говорит о нем как о человеке не чуждом культурному поиску…

Кисть художника, проходя путями отражения света, цвета и мира, коснулась островов в океане. И картина получилась при сдержанности гаммы цветов живописной. В ней есть настроение. И нет неподвижности, — возможно оттого, что передано колыхание малых волн моря у берега, где явственно изображены три большие хижины с соломенными крышами.

«Облако над морем» — у М. Крюкова есть две работы с похожим названием, но одна из них смотрится подходом к теме воздушной среды, а другая уже осуществлением этой темы, где гордое облако в безветрии плавно и спокойно парит над морской далью, за которой очень естественно «звучит» линия горизонта…

Нам показалось интересным, как Михаил естественно и живо изобразил горный поток. Название картины – «Источник». Но безудержный, с металлическим отливом поток воды, стремящийся в сторону зрителя, мощные горные валуны говорят скорее о горной быстрой речке, чем о беспокойном горном источнике. Это может быть источник, но художественно увеличенный до реки. Исток источника не виден, он скрывается в зелени заднего плана. Главное, что и здесь, как в «Островах в Океане», имеется положительный, правильный подход к задаче цельности изображения.

Михаил не был бы учеником Татьяны Михайловой, если бы не сделал попытку своего отражения света и цвета. В этой работе, названной «Лестница и свет», есть и притемнённость лестничного домового пролёта и контрастность диффузно рассеивающего свет фонаря, висящего на фигурной старинной раме. Представляется нечто таинственное, может быть даже детективное. Вот-вот появится в шляпе и плаще некто и сойдет с лестницы, растворится в фонарном свете… Есть у художника и другая, сходная по тематике работа – «Волшебный фонарь», о котором Татьяна Михайлова образно сказала, что это «пиратский фонарь», — тут стена дома с узким неосвещенным окном; должно быть начинаются сумерки, и в синеве темнеющего неба раскрыла парящие крылья тёмная птица… В центре композиции желтым светом светит фонарь. Таинство света и сюжета возвращают нас к литературному настроению романов Р. Л. Стивенсона…

Что однозначно может понравиться зрителю как хорошая, добротная «штудия», так это «Кувшины» Михаила Крюкова. Тут и цвет глиняной фактуры хорошо передан, и тень, падающая в горлышко – хороший нюанс!.. И грубость камней на полу – погреба? – а быть может крепостной стены?.. Пусть фантазия зрителя сама дополняит недоизображённое… Нам не мешает даже то, что один из кувшинов дан весьма резко в профиль, тогда как другие плавно полуповернуты… Все равно тут, с нашей точки зрения, у начинающего творца обретена удача…

Крюков пробует себя в разных жанрах. Его «Чашка чая» — пуантелизм по методу и исполнению. «Магический кот» — проба анималистического свойства. «Овощи» — натюрморт. «Цветы» — опыт флоризма. «Огонь преображающий» — получился как символизм с элементами постмодернизма, эстетически выверенный композиционно. Причем подчеркнем, что мы не сразу догадаемся, что нарисован именно огонь. Не зная названия, можно и по-иному прочесть эту прихотливую, алую фигуру, поданную на черно-сером- фоне кирпичей. Многозначность даже интересна в данном случае…. Есть у Михаила пробы и в освоении абстрактного искусства.

Из особенно заслуживающих внимания работ М. Крюкова отметим также «Закат в бухте». В этой работе настроение исходит от изображенных — причала, катера, фонаря под прощально алеющим небом, — в стилевом отношении изображение относит нас прямо ко временам, когда в 1960 годы похоже писали приморские и речные пейзажи пейзажисты советского времени.

Завершая обзор ряда произведений художника Михаила Крюкова скажем, что мы не удивляемся тому, что его картина «Берег турецкий» была продана на аукционе – ведь в ней световая плавность и живописность трех парусов, убедительно сливаясь, гармонируют со стихией золотого неба и синего моря…

Пусть стремление к красоте и далее спасает мир и учит малым и великим таинствам Искусства…

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись.