На подъеме стихии – о творчестве Елены Бурнашевой

 

Если образно подойти к представлению о творчестве Елены Бурнашевой, то оно может показаться подобным морской волне, которая на подъеме стихии идет  ввысь, еще не дойдя до наивысшей точки. В ней еще столько потенциала, естественной природной силы… Ей еще не пришло время приблизиться к берегу…

Так и Елена, которую позвали в Искусство кисти и краски, находится не в определенном, уже устоявшемся стилевом направлении, а по-своему осваивает пространство, по-своему видит и отражает места, лица и время, находясь в творческом восхождении, на подъеме…

С самого начала, еще до того как начала рисовать, Елена, как нам видится, уже обладала ощущением цвета. Оттого цвет и свет у нее имеет столь важное значение, когда ее кисть «гуляет на свободе», не скованная строгостью канонической задачи.

Не случайно на вопрос, что важно для нее в живописи, Елена ответила – «Самым важным для меня в живописи является возможность выразить красоту момента, того неуловимого состояния вдохновения, которое толкает тебя в объятия цвета, красочного пятна природы, людей, абстрактного размышления и т.д. Ко мне вдохновение приходит через цвет моментного состояния красоты в широком ее понимании»…

Да, именно Красота Земли, инспирировала духовно ту энергию, которая подняла, направила ее темперамент, ее душу – в Творчество.

По признанию художницы, первый ее творческий период относится к абстракции.

Елена рассказала, что – «Первый порыв к живописи случился в 2007 году после поездки в маленький болгарский  городок  художников Пловдив, где были приобретены первые в жизни художественные материалы. По возвращению в Москву были написаны две абстрактные работы, одна на стекле, другая на фанере, так сказать, проба пера…»

Из известных нам работ этой колеи назовем «Состояние невесомости», — перед нами несколько статичная абстракция, где некоторый внутренний динамизм создается, как ни удивительно… перспективой. Живущие своей самостоятельной «геометрической жизнью» разноцветные квадраты, треугольники, линии, порой «скрещенные» круги, напоминающие шарики,  — все определенно стремятся к монохромному треугольнику, чей указующий вдаль угол окрашен красным цветом. Эта композиция, издали напоминающая «конкретное» как он сам называл, искусство В. Кандинского, похожа на его графику, подчеркнем — если смотреть издали. Но у нее присутствует и совсем иная по стилю, чисто колористическая абстракция, где, кажется зрителю, что из зеленого вверху и коричневатого внизу красочного слоя, волшебно проступает лес… Такова созданная художницей абстрактная иллюзия, весьма эстетически обоснованная и естественная по своей сути… Еще одним опытом абстракции – «Старый город», где в желто черно красных росчерках дан не сам город а его графически свободно поданная палитра, его «цветонастроение»… Особенно выделим как удачнейшую абстракцию Елены, ее «Морскую фантазию», гармоничную и по сине-песочной, оригинальной палитре и по эстетической цельности и по плавной овальности. Будто она показала – как можно тонко «закруглить» линейно-абстрактные мотивы Кандинского…

Сама художница, как мы упомянули,  называет первоначальным именно свой абстрактный период. Он приближен ко времени, когда она, по ее словам, — «Серьезно подошла к искусству в 2009 году, когда переехала на постоянное место жительство на Кипр, чье ласковое и круглогодичное солнце, легкий бриз Средиземного моря, а также по велению Бога случайная встреча с грузинским художником Михаилом Эбаноидце помогли начать творческий путь…».

Елене повезло с тем учителем, что дал ей «художественный посыл», развил в ней родившийся спонтанно первоимпульс, — она в 2009 году на Кипре поступила в Арт-студию в которой занималась под руководством грузинского художника Михаила Эбаноидзе, вице-президента Грузинского центра культуры и духовного развития в республике Кипр.

Уже через год учебы  в октябре 2010 года состоялась первая персональная выставка Елены Бурнашевой в «L Art Studio» в Лимассоле. Далее последовали и другие успешные вернисажи. В 2011, 2012 и 2013 годах Елена Бурнашева приняла участие в серии выставок Творческого союза профессиональных художников, его кипрского отделения — в фестивале в Лимассоле, посвященном кипрско-российской дружбе, организованном правительством Кипра и группой медиакомпаний «Вестник Кипра».

Руководитель российско-кипрской группы ТСПХ и член оргкомитета фестиваля, самобытный художник-абстракционист Виктор Самокатов очень тепло отзывался о Елене Бурнашевой и ее даровании.

С первого же «фестивального» 2011 года Елена стала членом ТСПХ — Творческого союза профессиональных художников, его Кипрского отделения. Этот союз объединил более трех тысяч творцов изобразительного искусства в России и по всему миру. Вступление в союз было очередной вехой признания достигнутого, того, что было обретено на пути учебы и исканий…

Уже в следующем, 2012 году, Елена стала участницей II международного пленера «Зеленый шум 2012, Россия-Кипр», прошедшего при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, департамента культуры и культурного наследия Ивановской области и Плесского музея-заповедника.

30 сентября 2012 последовало ее участие в совместной выставке по итогам пленера… О том участии, о путешествии к поэтичным левитановским местам Елена сказала – «Пройдя отбор на участие в проекте, для меня было большой честью и радостью представлять Кипр, будучи рожденной в России, на Родине. Это моя первая выставка в России и две моих работы сейчас хранятся в Плесском музее-заповеднике (Музей пейзажа)…».

К русской и «плесской теме» относится незатейливая пейзажная этюдная работа – «Золотые купола», и особенно картина «Вдохновленная Левитаном», или точнее «По мотиву Левитана». Это очень удачная и по цвету и по психологической полноте работа, в которой изображен стоящий на реке старинный русский город Плес, «вневременные», будто старинные речные суда и даже колесный пароходик вдали. Очень убедительны и лодки на речном берегу, и травы, и сама атмосфера пасмурного дня. Тут не только провидится Левитан, а настроение русской «длительности», «равнинности», навевающей задумчивость, печаль…

Весьма интересна и по-своему динамична работа «Навеянное Клевером», своего рода  посвящение памяти другого выдающегося мастера старой императорской России, художника Юлия Клевера. На ней – избушка в осеннем лесу, тропинка. Из трубы идет дым, и резкий изгиб упавшего дерева придает неожиданный трагизм всей по-клеверовски уютной в целом композиции…

Есть у Елены и просто городские пейзажи, к ним относятся такие ее работы, как петербургский «Собор на крови», построенный на месте убийства императора Александра Второго, это «прямой» пейзаж, открытого, яркого цвета, исключительно реалистичный… Но куда большей теплоты ее кисть достигает на юге –  когда она рисует, например, кипрский, видимо дом, название работы «Миг Красоты», и южная яркость смягчается цветом и светом, — одинокое окно, красные цветы и зеленые растения создают очень теплое, сердечное настроение…

То, что художнице весьма удается Юг,  не менее ощущается и в предзакатной по цветовой тональности картине, названной «Берег Гон Конга», картина характеризует положительно Елену и как колориста, и как путешественницу, чьи темы касаются не только Кипра и России… Кстати, в этой связи упомянем и северный пейзаж, написанный на Баренцевом море…

Когда мы поговорили о пейзажном периоде творчества Елены Бурнашовой, на подходе и самый серьезней, самый духовно ответственный период —иконописный, изографический. О нем Елена говорит так – «Летом 2009 г. мой друг и учитель Михаил Эбаноидзе пригласил меня принять участие в росписи алтарной части храма Святых Петра и Павла в одной из самых крупных деревень острова Кипр  — Пелендри, родовой деревни супруги тогдашнего президента Кипра господина Христофиса. Под чутким руководством учителя и особым благословением настоятеля храма  на лесах двухметровой высоты при единственном  естественном источнике освещения (небольшое окошко внизу) с Божьей помощью удалось создать образ Пресвятой Богородицы с младенцем Христом. Участие в росписи сподвигло меня к поступлению в иконописную школу византийской иконописи при Патриархии Лимассола для более скрупулезного изучения аутентичной техники иконописи. Оглядываясь назад, мне становится яснее мой порыв переехать на Богородичный остров Кипр»…

Елена осознала свою провиденциальную миссию, сужденность создания христианского канонического образа Богоматери… К изографическим ее работам относится и «Чудо Св. Георгия о Змее».

До создания образа Богородицы были опыты написания портретов. Это еще один, помимо абстрактного, пейзажного и иконописно-изографического, «портретный» период творчества Елены. К нему относится очень проникновенная работа «Радость познания» — где видим широко открытые в мир, выразительные серые глаза ребенка, маленькой девочки, держащей в кучках гранат. Детские глаза становятся основой сюжета всей картины, в которой  просто воплощена ангельская сущность маленького ребенка….

Спокойной, веселой женственностью веет от женского портрета «Принцесса», где изображена русская девушка, в волосах ее украшение, напоминающее корону, — тут реалистическое изображение тоже, как и в портрете девочки, естественно и психологически обоснованно.

В заключение нашего обзора творчества Елены Бурнашовой скажем о том, о чем еще не было упомянуто, — в начале жизненного пути Елена закончила дизайнерско-оформительское отделение Школы-студии МХАТ.

Когда же встала задача получить и серьезное административное образование,

она в 2006 году с отличием окончила Академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, факультет экономических и социальных наук. Все это позволило не только заниматься изобразительным искусством, не только участвовать в международных творческих форумах, но и уже несколько лет возглавлять «Галерею Елены Бурнашевой» на Кипре…

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя по общественным связям Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член ученого совета Государственного выставочного зала «Творчество» (Москва), почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов,
член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись, главный редактор журнала «Южное Сияние».