Художница Инна Скорик обладает благозвучной, стремительной фамилией. У нее есть и артистический псевдоним – Инесс Арти. Она родилась и выросла в Ростове на Дону, выпускница уважаемого и известного в России Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова.
Настоящий художник начинается с его учителей и в этом плане Инне исключительно повезло. Она ученица утонченного рисовальщика, флориста и анималиста, Народного художника России, профессора Владимира Ивановича Бегмы, замечательного графика, воспитавшего широкую плеяду художников. Не менее она благодарна преподавателю Алиету Аветисовичу Даглдияну, создателю сложных колористически глубоких творений. Она и сама некоторое время преподавала изобразительное искусство в своем родном училище, где ярчайшей средь педагогов личностью, давшей ей основы истории и теории искусств, был искусствовед и художник, коллекционер народного искусства, Александр Павлович Токарев. Это был внимательный к студентам, одновременно требовательный учитель, о котором Инна говорит – Он «гонял меня по периметру», и часто говорил, что я – Ту – 134, — имея в виду турбину самолета, что во мне столько огня!.. Искусство для чего существует? – утверждал, по свидетельству его вдовы, А.П. Токарев, — Чтобы поднять духовную культуру человека!.. Он истинно и мощно заражал любовью к искусству…
И действительно, это качество, огненный, «турбинный» темперамент, художница сохранила, пронеся через годы, несмотря на временный отход от живописи, от творчества, к которому она радостно и полнокровно вернулась.
Есть у Инны Скорик черты, именно ей, ее творческому пути, свойственные. Развиваясь как художник, и как человек, она стала заниматься медитативной практикой. Это дало весомые плоды. Например, она создала, медитативно пережив — «пребывание в настоящем моменте», — обаятельный холст «Закат. Наблюдение», в котором сквозит сама чистота горного воздуха, синева закатных красок, композиция восходит к всегда неповторимо струящимся с неба лучам заходящего солнца…
По мнению опытных ценителей, да и простых посетителей ее выставок, одной из лучших работ современного периода можно, с согласия Инны, назвать ее картину «Зов Кайласа. Дорога в Шамбалу» (2018). Увиденная зрителем, она привлекает сразу своей цельностью, своей притягательностью. Инна говорит – Художник идет через образы. Мы воспринимаем информацию, перерабатываем сознанием, и потом выражаем ее кистью, карандашом. Кайлос это реальная Гора в Тибете, овеянная мистическими легендами, о ней написано в буддийских текстах. — Это было то место, которое меня просто притянуло. Я все время натыкалась на информацию о нем, на фильмы, где показан Кайлос, на информацию о высокогорных экспедициях, читала Е. Блавацкую, Н. Рериха. Я поняла, что хочу посетить это место, увидеть Кайлос своими глазами…
И вот Инна увидела Кайлос кистью, нарисовала его как «краеугольный камень», как кристалл Вечности, над которым горят неугасимые звезды, а на переднем плане – протаявший снег… Это, конечно, духовная по сути своей работа.
Углубляясь далее в созерцание творчества Инны Скорик, мы увидим, что она много творчески, по-своему копировала картины Николая Рериха. Это не самоцель, просто ей близка эта эстетика, близки таинственные образы Николая и Святослава Рерихов, их книги, их тексты. И, конечно, такое проучение дало свои плоды и конкретными картинами, такими как «Город сновидений» (2018). Копировала она и «Вестник от Гималаев. 1940» Н. Рериха, и его « Триратна. 1932» и др. Однако Е.А. Полянская, психолог, пишет, что — «… даже делая копии полотен Рериха, она использует свою неповторимую палитру цветов и красок, вкладывает свои смыслы и восприятие в сюжет». От себя прибавим, что дух картин Рериха, их свето-цветовую палитру художница воспроизводит и с любовью передает. В подобных произведениях она – рерихианка, но это у нее не во всем, и не всегда.
Малую тень манеры Рериха можно уже с трудом различить в холсте «Шаман красных гор» (2018). Вглядевшись внимательнее, увидим, что тут не столько рерихианство, сколько легендарность горного пейзажа, его эстетическая и мистическая наполненность. Изображено, опять таки, конкретное место, «Красная гора», по-английски Red Mountain — это горный кряж в Канаде, в Британской Колумбии. Под горой сидит шаман перед зажженным костром, над ним котел, в котором что-то варится. У него в руках бубен, в волосах перья. Это уже другая, не тибетская, а индейская культура. Только синяя ночь напоминает Тибет…
Всемирность творчеству Инны Скорик придает работа «Долины Тосканы – цветение жизни». Тут перед нами уже Европа, благословенная Италия, ее зеленые холмы. Но в горах на горизонте, возвращением к извечному стилю художницы, мерещится вновь что-то отдаленно тибетское. Так уж устроен мир, что горы во всех странах чем-то друг на друга бывают похожи… Отметим также, что в изображении цветов на этой картине художница применила приемы и стиль примитивизма…
У Инны мы наблюдаем порой работы совершенно надмирные, живущие жизнью иных измерений. Это, например, ее работа, где в фантастическом белом облаке оживают два красивых, светло синих шара, они видятся тенями еще не рожденных планет, нежными призраками их грядущей красоты… И тут уж нет ни капли рерихианских влияний, но есть мистический, эстетический ход кисти…
У нас была возможность не только воочию увидеть картины художницы, но и задать вопросы о ее творчестве.
Вспомните, пожалуйста, что было сюжетом первых работ, что рисовали в детстве?
Ответ: Я рисовала с двух лет, любила мозаику. Самое ранее это — растительный орнамент и море. В школе рисовала по памяти какие то любимые места в Ростове, Кумжинскую рощу и Донец, осваивала народные орнаменты.
2.Просьба описать свое отношение к лучшей своей работе. Ее название.
Ответ: Это «Зов Кайлоса». Ночной пейзаж с вершиной таинственного Кайлоса, что светится и, как маяк, привлекает мое внимание. Кажется, это звёздная обитель Богов и таинственных духовных учителей нашей Планеты, что хранят вековые знания. Я вижу лунную дорожку, указывающую путь к истине. Магнетизм души. Для меня притяжение Кайлоса — символ стремления к познанию и духовному росту. Гармония, спокойствие и мистическое притяжение вершины.
3 Каковы наиболее любимые Ваши сочетания цветов?
Ответ: Ультрамарин, рассеянный в синеве, холодный жёлтый с нежным сиреневато серым или в контраст к синему, фиолетовый с нотами фуксии и искрами белого, розовый переливается в желтоватый и уходит в теплый белый в облаках, бирюзовый с оттенками зелёного или немного голубого, фиолетово розовый в контрасте с насыщенно травяным, зелёным.
4 Кого назовете, как наиболее излюбленных Вами, художников мира/?
Ответ: Мои любимые художники — Борис Валеджио, Ван Гог, Н.К. Рерих и его сын Святослав, Ренуар, Сальвадор Дали, Матисс, Куинджи. Мой педагог Владимир Иванович Бегма, художник-монументалист, создатель прекрасных линогравюр с животными и с пейзажами России. Его работы есть в Третьяковской галерее .Он готовил меня к поступлению в РХУ имени М.Б Грекова, в Ростове на Дону. А завершал обучение, выпускал в училище Александр Аветисович Даглдиян.
- Каково Ваше основное художническое Кредо в Искусстве?
Ответ. Я создаю артефакты будущего и символы, влияющие на изменения моего мира.
- Как бы сами определил свой стиль в изобразительном искусстве?
Ответ. Это постсимволизм и неосимволизм.
- Расскажите, каковы основные периоды в истории Вашего творчества?
Ответ. После Училища имени Грекова я вышла замуж и создавала коллекции эксклюзивной одежды и украшений из бисерного плетения, в 1990-1995 гг. Позднее это было преподавание в студии живописи и передача моему педагогу трёх девушек после пяти лет занятий. Две из них поступили и окончили с отличием Грековку, и одна архитектурный институт с отличием. С 2015г. я вернулась к живописи и теперь понимаю, что это необходимое мне сильное средство выражения восприятия реальности и чувств, мыслей и желаний души.
8.Какая собственная выставка наиболее запомнилась?
Ответ. Эта выставка была моя первая персональная, она яркая и интересная, где было немало творческих людей. И я чувствовала себя открыто и легко, смогла словесно описать свои чувства, когда создавала картины .
- Какое путешествие более художественно запечатлелось?
Ответ. Невероятное путешествие в Египет. Там дети срывали цветы с куста и дарили мне просто так. У меня было чувство, что я там некогда жила, и это моя родина. Там две семьи познакомились и пригласили в гости, — поработать в гостевом доме, столько, сколько нужно; где в отеле мужчина-портье, египтянин, подошёл, пока я пила у бара кофе, стал на колено и спел — «Яблоки на снегу», и были иные чудеса.
10.Когда лучше работается – ночью, или при свете дня?
Ответ. Ночью пишется легко, но иногда я специально пишу днём после медитаций, это даёт четкое видение того, что я хочу выразить в картине.
11.Не дорисовываете ли свои сюжеты во сне?
Ответ. Нет. Но я вижу видения иногда в небе, в облаках и потом это может стать сюжетом работы как, например, мое «Небо славян» (2018).
- Как Вы понимаете слово «талант»?
Ответ. Пожалуй, для меня талант — это способность и трудолюбие, осознание и воплощение образа в действие, создание того, что дарит невероятный новый опыт!..
Вот и завершился наш диалог с Инной Скорик, выставляющейся под псевдонимом — Инесс Арти. В процессе разговора мы убедились, что она – темпераментный, творческий человек, художник, стремящийся к духовным вершинам, постоянно работающий над собой…
Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, член Союза российских писателей.