Наталья Межерицкая – интуиция, цвет, чуткий эйдос

 

Портрет другаНаталья Межерицкая – художница, обладающая способностью по-своему оживлять создаваемое живописное пространство. При взгляде на ее разножанровые работы можно сразу догадаться, что она обладает врожденным чувством цвета. Нужно уверенно сказать, что Наталья в световом отношении относится к тем художникам, которые обладают недюжинной интуицией, уверенно идущей по пути обретения мастерства. Особенно показателен небольшой цикл ее натюрмортов, где достигнута цвето-бликовая полнота, особенная гармоничная цельность изображения. Причем наш взгляд намеренно сконцентрирован на фруктовых или овощных «героях» натюрморта, а периферийный фон дан более условно… Он не «выписан» в русской классической традиции, а более «импрессионистичен»… Именно такой чуть импрессионистический по духу подход культивировался, в частности, в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Говорят, Наталья Межерицкая, в Строгановку в свое время успешно поступила, но судьба распорядилась иначе. Ей не пришлось стать выпускницей этого учебного заведения. Ее образовательные пути прошли через Московский государственный открытый университет, далее через Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, а затем и Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики». Став системным семейным психологом-консультантом, Наталья не забыла о своем давнем, с семнадцати лет раскрывшемся увлечении живописью. И ныне, занимаясь профессионально системной семейной психотерапией, эмоционально-фокусированной супружеской терапией, она продолжает погружение в свето-цветовые живописные исследования, начатые в ранней юности. Показательно, что для совершенствования своего творческого мастерства она избрала мастерскую Татьяны Александровны Михайловой. У этого опытного педагога берут не просто уроки обучения живописи и ее приемам, правилам владения кистью, основам перспективы. Т. А. Михайлова дает студийцам более высокое знание, — она приводит своих учеников к духовной платформе творчества. Врожденная одухотворенность, сложность собственного внутреннего мира, провидчивость, обретенная с опытом практикующего психолога вывели ее на учителя, способного не только обучить рисованию, азы которого Наталия познавала и ранее. Видимо возникла потребность направить свой талант и немалую энергию к восхождению. Тем более что в научном плане она разрабатывает тему влияния изобразительного искусства и художественно-изобразительной деятельности на развитие социальной идентичности. На этом пути ее ждут открытия. Ведь именно изобразительное искусство как творческий акт возвышает «эго» до личности, у которой более высокий уровень взаимодействия с миром, со вселенной. Развитость эйдетического восприятия дает небывалое самораскрытие… Эйдос сознания помогает интуитивно стать ближе к тому порогу Логоса, чьи токи колокольно творят миры… Не забудем о том, что такой пронзительно-тонкий психолог, как поэт и прозаик М.Ю. Лермонтов, был талантливейшим художником-живописцем. Умели рисовать и Пушкин и Достоевский. Развитость эйдетического, образного мышления, крайне выраженного у Леонардо да Винчи, — одна из явственных черт его универсализма и гениальности.
Эйдетизм как психологическое явление, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ воспринятого ранее предмета или явления, поддается усовершенствованию и развитию. Во всем сущем под небом живут «мера и вес», которые помогают одухотворенно отразить те учителя, кто видит духовные пути, кто умеет направить к развитию тонкого вкуса, к таинственной «формуле цветка»…
«Портрет друга» Натальи Межерицкой говорит о ней более, чем иные ее работы, как о психологе. Если смотреть на портрет издали, не сразу даже поймешь, что за человек изображен пастельными мелками на рисунке. Но подойдя ближе, приглядевшись внимательно, замечаем, что это мужчина, — его лицо в обрамлении капюшона. Контрапостом, центром рисунка предстают – глаза. Добрый, мягкий, благожелательный взгляд… Подбородок, нижняя часть лица скрыты рукою, держащей меж пальцев сигарету. Все тут естественно, будто прототип позировал художнице. Однако нужно обладать уже хорошей живописной основой, чтобы так выразительно, столь психологически убедительно нарисовать не только сами глаза, но – взгляд!.. В скобках заметим, что и преподаватель Натальи Межерицкой, Татьяна Михайлова – часто проявляет себя как отменный портретист.
Студия Т. Михайловой, ее сеансы, жанрово не представимы без пейзажей. Можно с уверенностью сказать, что в цвето-световом отношении «Закат за Полярным кругом» это одна из лучших работ студии за все время ее существования. В студеном, морозном тоне картины, в заснеженных елях, художнице удалось передать зимнюю завороженность Севера, подобную отблеску северного сияния… Что-то в цветовой подаче тут проявилось от традиций мастерской известного в Российской Империи до революции живописца Клевера… Также выразительно в цветовом отношении небесное свечение в итальянской по теме работе «Рассвет в Тоскане», где наш взгляд совершает целое «оптическое» путешествие по высветляющимся постепенно последовательным планам, — от темного ближнего, первого, до светоносного, светозарного «высшего», верхнего, небесного!..
Мы спросили у Натальи Межерицкой, — Каковы наиболее любимые ее сочетания цветов? – Она ответила — Это сложный вопрос. Многое зависит от настроения и самой идеи, которую хочется выразить. Мне нравится, как из цветов получаются формы и образы, характеры и переживания. Ведь сами цвета воспринимаются непосредственно. Они сразу затрагивают что-то внутри. Они — словно ответ на не заданный вопрос.
«Маяк в Олесунде» — норвежский пейзаж видится более штудийным и куда более условным, достаточно указать на то, что в условной манере поданы здания, отражающиеся в воде гавани, блики на воде. Наиболее естественны, уютны, реалистичны здесь – сам маяк и катер, пришвартованный канатом к причалу… А вот «Чайки в Олесунде» — не столько условная, сколько жанровая работа.
Н. Межерицкой и на сей раз не изменяет наблюдательность, ведущая к естественности создаваемого «отражения». Эти пять чаек так живо остановили свое непрестанное суетливое птичье движение… Кажется, вот-вот встрепенутся, задвигаются. Таков динамизм холста, где красно-бордовый фон удачно подчеркивает изображение, композиционно «нюансированное» привязанным к стене «плавным» шнуром… Этой картине, несмотря на камерность сюжета и ближний план, присуща Живописность, отличающая и другие избранные работы нашего автора.
Познавая Искусство, Наталья Межерицкая невольно сверяет свой обретаемый опыт с опытом европейской художественной культуры. Этому способствуют задания – отразить, например, интерьер. Плодом такого художественного поиска стала изящная и по теме и по воплощению работа «Интерьер дома в Париже», где барочный интерьер гостиной освещаемой настенными светильниками, свечными бра, пленяет благородством традиционных форм. Как мягко и ровно распределен свет!.. Нам кажется, повеяло временем последней Французской Империи, когда на троне был Наполеон III… Тематически близко к этой работе стоит и другая работа – «Выход в сад». Известно, что Татьяна Михайлова считает важным задавать ученикам интерьерные задачи.
Творчески ценно то, что не замыкаясь в реалистических формах, Наталья вполне успешно попробовала себя в абстрактном искусстве. У нее есть опыты линейно-калористического плана. Это «афигуративная» абстракция, где линии обретают основополагающее значение. Назовем в этой связи «Соседские окна», где продолжены традиции ХХ века. Жанрово сходна эзотерическая по настрою, сбалансированная и сдержанная по цвету живописная абстрактная композиция «Выход», в ней ядро центра легко голубое, а концентрически расходящаяся периферия материально коричневая, тяжело земная… Близко к абстрактным стоит и иная работа художницы, где за неярким водным пространством у нее таинственные горы, над которыми – дымно-графические всполохи… Это очень минималистичное произведение. К этой же колее естественно примыкает раскованная картина «До свидания, зонтик!» Красный сломанный, прорванный, провисший лохмотьями, старый зонтик перечеркнут красной петляющей линией. Экспромтальность, стремительность этой работы очевидна, как и ее свободная графичность, имеющая еле угадываемые черты японизма…
Особым разделом творчества художницы следует признать ее чисто графические этюдные работы. Тут и напоминающий офорт «Байкал», написанный нитяными линиями, штрихами в 2009 году. И иронический графический лист «Место парковки», где у стены с соответствующей английской надписью не автомобили, а… тачки. И наконец, исключительно удачный графический рисунок «Мотоцикл» (2011). Эта работа заслуживает особой похвалы, ибо когда в России женщины-художницы начинают рисовать технику – машины, мотоциклы, они, как правило, уходят от ясного, соразмерного абриса, чуждаются деталей, редко им удается создать образ «железного друга». У Натальи Межерицкой, напротив, очень реальный старинный – середины прошедшего века модели мотоцикл стоит на улице европейского города и преданно ждет своего хозяина… Графические работы Натальи историей своей восходят к самому раннему периоду.
Мы спросили, каковы были ее первые рисунки. — Первые работы, отвечала она, — появились еще в старших классах школы… В большинстве случаев, это были рисунки в тетрадях. Хотелось выразить свое видение мира, мысли, на которые в этот период жизни вынужден отвечать каждый человек: в чем смысл жизни и где мое место в этом мире. И — как выбрать?..

На вопрос о том, кто для нее наиболее излюбленные художники, она отвечала
— Моне, Шагал, Кандинский…
Ответ на вопрос — какими качествами живописца или графика хотела бы обладать?—звучал тонко психологично, — Хочется с легкостью выражать свои замыслы, но это противоречивая штука. Возможно, от этого они что-то для меня потеряют.
И в заключение были заданы два не менее важных вопроса:
-. Что самое важное для Вас в изобразительном искусстве?
— Мне нравится не только возможность выражать свои идеи, но и сам процесс. Передать словами это сложно.
— Что бы хотелось выразить прежде всего?
— Мне нравится думать о том, куда приводит нас жизнь. Как получается, что мы
такие, какие есть, и как это влияет на то, что еще ждет нас впереди. Но кроме
всего этого мне хочется дарить хоть немного радости в наше беспокойное время.

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись.