О акварельной истории и Акваживописи

Акварель… Акваживопись или живопись водяными красками… Заглядывая во тьму веков, историки искусства стараются разглядеть истоки акварели в древнем Египте, где применялись прозрачные клеевые краски, или в древнем Китае, где писали особой китайской тушью «гохуа». А далее – рукописные фолианты средневековой Европы с красочными аквакрасочными миниатюрами. И следом уже Возрождение, Ренессанс. В 1502 году Альбрехт Дюрер создал акварель «Заяц», которую можно смело считать эталоном мировой анималистической акварели… Далее шли и малые голландцы и Рубенс. Но особое значение для распространения акварели было ее появление в Великобритании. Высказывается предположение, что в Англию акварель завёз великий голландец Антон Ван Дейк (1599-1641), который был придворным живописцем Якова I и Карла I. К XIX веку, к его началу, акварель стала признанным и распространенным жанром европейской живописи. И именно в Англии в 1804 году было основано Общество акварелистов. Инициатором создания Общества был Уильям Фредерик Уэллс (1762-1836), акварелист и гравёр, член Королевской академии художеств, друг Д.Тёрнера, предшественника французских импрессионистов, также отдавшего дань акварели. Уместно упомянуть тут акварелистов-классиков Пола Сэндби, Д. Констэбла и мистичного и даже демоничного порой У. Блейка.
Надо сказать, что венценосными акварелистами стали и английская королева Виктория, и ее супруг, принц Альберт, и их дети. И сегодня, следуя этой традиции, сын Елизаветы Второй английской, принц Чарльз, известен в художественных кругах как акварелист-пейзажист. С 1997 года принц Чарльз заработал на продаже копий своих картин около 3 миллионов долларов. Всю прибыль от продажи копий своих работ он направил в благотворительный фонд, который призван помогать юным художникам. Писала акварели и сама Елизавета Вторая…
В России, где акварель стала получать распространение с конца 18-го, начала 19 века. Существует легенда, что из Лондона акварельные работы привозил Семен Романович Воронцов, императорский посол в Великобритании при Екатерине Великой и Павле Первом. В 1880 год был основан в Петербурге Кружок русских акварелистов, с 1907 года он преобразован в Императорское общество русских акварелистов. Оно просуществовало до 1918 года. Первым председателем общества был академик Альберт Бенуа, при деятельном участии Э. С. Вилье де Лиль-Адана, Н. Н. Каразина, Л. О. Премацци, А. П. Соколова. В дальнейшем общество возглавляли А. С. Егорнов и С. Ф. Александровский, последним председателем до революции был Р.А. Берггольц.
В 1993 году председатель секции живописи Творческого союза художников России, талантливый художник Евгений Молоков предложил Игорю Ивановичу Кочетову создать при ТСХР подсекцию акварели. В сентябре того же года об организации подсекции было объявлено. Кочетов дал новому творческому объединению название – «Акваживопись». Почему именно Акваживопись? Один из первых в царской России теоретиков акварели, П. Марков называл акварель живописью, а не графикой. По этому поводу искусствовед В.С. Погодин пишет в предисловии к переизданию книги Маркова в 2003 году: «В 18-19 веках приемы письма акварелью были такие же, как в масляной живописи. В это время создано много акварельных картин, почти ничем не отличающихся от масляной живописи того времени. Они столь же, а иногда и более выразительны по цвету, сложны по композиции, интересны и разнообразны по сюжетам. Прозрачность красок усиливалась от белизны листа, становившегося выигрышным «экраном» для любого цветового пятна. Мало того, эти акварельные произведения достигали порой размеров до полутора метров, то есть и по этому признаку не уступали возможностям масляной живописи. Никто не думал о специфичности акварели, об обязательной особенности отличий ее приемов от традиционной живописи на холсте»…
Художник и ученый Игорь Иванович Кочетов теоретически создавал творческое содружество преимущественно именно акваживописцев. Он основал в 1993 году Федерацию Акваживопись, а позже, в 2010 году – Международную Федерацию акварелистов. Первоначально Акваживопись как отдельная Федерация не была официально зарегистрирована, что однажды спасло от недружественной попытки «возглавить» ее послушным человеком «со стороны» и отодвинуть от реального руководства тех, кто ее действительно основал.
Среди ныне живущих основателей Федерации Акваживопись должно назвать выдающегося мастера акварели Н.И. Щербакову-Ионову, принявшую в 2002 году на себя должность председателя выставкома, сменив на этом посту погибшего В. Бокарева. Также среди самых первых участников Федерации Акваживописи назовем художников О. Руновскую, Ир. и Вяч. Нестеровых. Во многих вернисажах Федерации принимала участие как художник, акварелист и писала о них как искусствовед-журналист О.М. Науменко, ее акварели, как и многих тут упомянутых творцов, включены в альбом «Федерации Акваживопись – 20 лет» (2013).
Со дня основания Акваживописи ее секретарем была ныне ушедшая от нас Лидия Коган, она проявила себя как деятельный организатор, развивавший направление батика, она была еще и географом и знатоком-испанистом. Из тех, кто помогал организовывать Федерацию не забудем и А.Г. Савельева-Извекова, художника, принявшего на себя руководство большим столичным выставочным залом «Выхино», где стали осуществляться масштабные фестивальные проекты, такие как «Коктебель-Карадаг», начатый И.И. Кочетовым в 1997 году. Был основан конкурс «Акварель года», выставки Акваживописи проходили в галерее «На Песчаной», «На Каширке», где получили известность также ежегодные вернисажи «Цветы, цветы, цветы». Из выдающихся личностей прошлого нельзя также не вспомнить Народного художника России И.И. Смолина; выдающегося живописца А.Г. Майстренко, — участника легендарных выставок на Малой Грузинке. Немало привнесли своей творческой энергии в деятельность Федерации Акваживописи заслуженный художник РФ А.Н. Стасюк, доцент кафедры академического рисунка и живописи МГХПА им. Строганова; А.Е. Родионов, профессор кафедры МАРХИ С.Ю. Каменев, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, художник В.В. Шторм. Неповторимый вклад внес в общее дело многолетний участник вернисажей Федерации Борис Арутюнян, представлявший серии акварельных работ неподражаемой световой тонкости и мастерства, чьи показы высоко вдохновляли зрителей… Исключительного уровня акварельного мастерства достиг также крымский мастер кисти, художник-фантаст Александр Худченко, председатель Крымского республиканского отделения ТСПХ. Мы не можем также не обратить внимание на акварельные работы активнейшего деятеля искусств Москвы, искусствоведа и художника, В.С. Синюковой, они живут своей интенсивной и насыщенной цветовой жизнью, они цельны и в смысле темы и в смысле стиля. Президент Федерации Акваживописи и Международной Федерации акварелистов Елена Олеговна Лаврова – не только жрец открытого, порой фантастичного цвета в акваискусстве, она еще и организатор выставок в галерее «Тушино» и других активно действующих выставочных залах Москвы. Она сегодня также заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников по работе с молодежью и постоянный куратор выставок Союза, который активно был в свое время вовлечен в деятельность Федерации Акваживописи, чей основатель при жизни почетно состоял в составе и круге друзей ТСПХ.

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя по связям с общественностью Творческого союза профессиональных художников, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, действительный член Академии художественной критики, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони