О произведениях художницы Екатерины Ленчицкой

 

Произведения Екатерины Ленчицкой эстетически своеобразны, теплы, наполнены чувством. Это, безусловно, колористические картины. Цвет, яркий, насыщенный непременный гость многих акриловых ее творений Краски на холстах будто дышат цветом. Картина с загадочным названием – «Пятый цветок» убедительно подтверждает это качество. Тут натюрморт сконцентрирован исключительно на цветах, красных, полных жизни, детях Земли. Использованы всего только красный, фиолетовый, зеленый цвета на желтом фоне, но работа, тем не менее смотрится очень цельно и убедительно… Это не значит, что у Екатерины Николаевны нет более сдержанных в цвете холстов. Например, очень обаятельный, реальный женский портрет «Осень». Изображена молодая женщина-художница. Почему художница? Да потому, что у нее на груди, на черной тесемке – медальон в форме палитры с кистью. Автор говорит, что образу этому она придала некоторые автобиографические черты, но образ все равно собирательный, обобщенный… Золотистые солнечные мазки, напоминающие цвет желтых листьев, зеленый цвет…Красивый кареглазый женственный облик. Оригинальность в том, что это «молодая», «ранняя» осень… Причем портрет имеет и явственные психологические черты и просто хорошо, женственно-мягко написан… Несколько более прост по подаче, выглядящий немного ученически женский портрет «Молитва», где привлекает более иного искренность, с которой нарисован прототип портрета…

Самым сильным портретом кисти Екатерины Ленчицкой смело можно назвать «Альтиста», это посвящение Ю. Башмету. Несколько инфернальный пышноволосый образ, волосы падают на один глаз, орлиный нос, узкое лицо, живое, реальное, с резкими чертами. Итальянского, южноевропейского типа. Сила этого изображения в том, что, не придавая музыканту-нструменталисту атрибутов музыки, то есть, не рисуя скрипку, художница передает музыку через личность, через лицо музыканта. Этот портрет похож не только на Башмета, но и на великого Паганини, что только повышает потенциальный зрительский интерес к этому интересному и емкому мужскому портрету…

Возвращаясь к флористической теме, которой отдала дань художница, кроме «Пятого цветка», отметим ее «Тюльпаны» и «Салют», также яркие и сочные по цвету, однако в них использован прием, который один из первых использовал одесский, потом голливудский художник Вадим Гринберг, выносивший на раму продолжение изображения, и теоретически основавший «frame-art», так он назвал это направление, в вольном переводе «искусство рамы». Е. Ленчицкой тесно в пределах холста, ее зарисованное поле выходит прямо на раму. И выглядит это художественно убедительно, потому что не нарушается рисунок и «стройность» от этого совсем не страдает.

Совсем другой по сути, жанру и воплощению сюжет Е.Ленчицкая разрабатывает, когда касается нечастой у современных художников, но все же существующей и полноправной шахматной темы. Есть у нашей художницы работа под названием «Русский мат. Игра в шахматы». Эта работа посвящена Чемпионату мира по шахматам в Багио, на Филлипинах в 1978 году. В той партии Карпов победил Корчного и сохранил звание чемпиона мира. Любители и знатоки истории шахмат знают, какие страсти кипели вокруг того поединка. Только автор вместо фигур шахматистов изобразила вокруг шахматной доски нефтяные вышки, придав картине «глобально-энергетический» оттенок и возможно намекая на проходящие в Новом Уренгое Всероссийские соревнования по быстрым шахматам… Хотя, возможно, были и другие, более пространные ассоциации…

Произведения Е.Ленчицкой мы бы, конечно, не назвали академическими, но их можно отнести к лирическому колористическому реализму с элементами наивного изобразительного искусства. Об авторе еще скажем, что Екатерина Николаевна родилась и живёт в Москве. Она член Профессионального союза художников России. Участвовать в выставках начала с января 2015 года. Персональные выставки  прошли в Славянском фонде письменности и культуры в октябре 2017 года и в Центральном доме художника, на Крымском валу в марте 2019 года. Участвовала в Рождественской московской ярмарке в Гостином дворе в январе-феврале 2020 года. Любимые ее художники Рубенс и Клод Моне. Однако Е.Ленчицкая им не подражает, идет своими дорогами в изобразительном искусстве, находя и воссоздавая по-своему образы, сюжеты, цветы…

 

Станислав АЙДИНЯН,

действительный член Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, искусствовед Федерации Акваживопись, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов.