О таланте и творчестве Анны Бутаковой

Анна Васильевна Бутакова – живописец с биографией, профессионально устремленной в изобразительное искусство. Рисовала, можно сказать, всю сознательную жизнь. Она портретист традиционного, реалистического направления, достигший в искусстве психологического портрета исключительной высоты. Прямо классическая мощь пластической «лепки» образа кистью свойственна художнице, создавшей за последние пол века целые галереи портретов. Чего стоит один только портрет челябинского писателя, эссеиста, философа Анатолия Федосеевича Арендаря (1996), за который художница получила Диплом Международного конкурса живописного портрета в 2016 году, заняв 1 место. Она создала серию портретов собратьев по кисти, уральских художников, учителей, людей труда, в каждом подчеркнув и избранной манерой и свето-цветовыми средствами его неповторимую индивидуальность. Как настоящий мастер, она исходит из глубины натуры своей модели потому, что по большому счету она любит людей, она не только добра к ним, щедра, но и умеет ухватить то основное, что свойственно личности, отразившейся во внешности, то есть саму суть характера. Упорство, резкость черноволосого мужского образа в тельняшке сменяется женственной мягкостью дамы в ожерелье и с «обширным» декольте. На другом портрете молодой человек в очках «распознается» нами по завиткам волос, упавшим на лоб. И навстречу портретным примерам творчества Анны Васильевны вспоминается слова искусствоведа Анны Андрониковой, дочери знаменитого писателя Ираклия Андроникова, сказанные о Рембрадте — «Он рассказал нам не только о конкретных старых людях, сколько ими рассказал нам о человеке вообще» (М. Андроникова «Об искусстве портрета», М., «Искусство», 1975, с. 165). Вот эта черта – способность к обобщению, к сведению множества уловленных черт воедино, способность к созданию художественного образа человека как в его возможном сходстве с «прототипом», так и живописном, красочном совершенстве, определяют возможности художницы как традиционалиста-творца. А есть ли новаторство в этих портретах? – спросим мы зрителя. Есть, и оно опять таки психологическое. Сколько внимательной и резкой сосредоточенности находим в женском портрете, где черные волосы намеренно «затмевают» левую часть лица, придавая неяркому, почти монохромному женскому образу что-то таинственное, по настроению едва ли не врубелевское… Этот портрет уже по-новому, по иному, по другому неповторим.

Как пейзажист и портретист А.В. Бутакова проявила себя и в Великобритании и в Германии и в Италии, в этом отношении она прочный и разнообразный профессионал. На многих ее выставках взыскательный взгляд зрителя увидит и флористичские работы. Рисует она умело и тонко пастельными мелками. Но с нашей точки зрения наиболее весомый вклад в отечественное изобразительное искусство талантливая художница вносит именно в жанр живописного портрета.

Опираясь на свое мнение и мнение избранных художников-профессионалов, членов МАСИ, мы уверенно и настоятельно рекомендовали Анну Васильевну Бутакову в действительные члены Международной академии современного искусства.

17.03.2022 г. Москва.

Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской академии Феррони, действительный член Академии народной энциклопедии, искусствовед Федерации Акваживопись.