О творчестве Эллайи

Алина Ксенофонтова, выступающая в современном изобразительном искусстве под творческим псевдонимом Эллайя, обладает прежде всего отменным художественным вкусом. Её мастихин выводит по холсту причудливо создаваемый, насыщенный цветом, объем и созданное художницей сразу и бесповоротно выглядит очень убедительно, поскольку, несмотря на условность, и на некоторую фантастичность, в ее работах доминирует давно обретенное и освоенное чувство Красоты. В фиолетовом пейзаже «Засыпает синий Зурбаган»(2018), в самом названии которого есть отзвук сочинений Александра Грина, нарисован Маяк, башня, похожая на маяк, и рядом профиль башни, на нее, на него похожей, — и Зурбаган становится вымышленной «столицей» желтоватых маяков, созданных воображением Эллайи…

В холсте «Час тигра» (2018) — совсем иная цветовая гамма, это гамма вечернего тона, – глубокий зеленый на синем фоне. Черты пейзажа еле провидятся в абстракции – это дерево? – это крыша? – это лестница? – это дом?.. Художница тут дает нам эстетически оснащенные, корпусным мазком сотворенные вариации на тему – вечера. Это ассоциативное по сути колористическое изображение, близкое к пейзажу…

Удачна и экспромтальная по духу работа «Православие» — там на фоне коричневых и золотых бликов и красочных «стёков» по первозданной синеве, из небытия появляется еле различимый божественный образ, увенчанный нимбом… И тут же некто неясный, но светлый, приникший к его коленям… Синие и золотые тона свойственны старинной иконописи. Применение их к избранной теме, конечно, художественно оправдано.

Отменное, природное чувство цвета дает право Алине Ксенофонтовой – Эллайе называться мастером-колористом. Ее абстракции создаются ею чаще всего в традициях 1980-ых годов, когда на взлёте в Европе и США было абстрактное направление, в ХХI столетии абстрактные полотна полноправно утвердились в мировом искусстве. Это уже не крайний авангард, а просто определенный и признанный критикой способ самовыражения художника. И Эллайя, создавая абстрактные работы, не забывает о перспективе, о необходимости эстетического ядра, создающего цельность реализуемого замысла, без чего невозможно создание настоящего художественного произведения, попадающего в золотые «рамки» изобразительного искусства.

Станислав Айдинян,
искусствовед, заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников по общественным связям, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, главный редактор литературно-художественного журнала «Южное Сияние», член Союза российских писателей