О творчестве Кати Дзенис

Катя Дзенис – художник и поэт, фотохудожник. Она состоит в Творческом союзе профессиональных художников, где числится немало прославленных, талантливых живописцев и графиков России и зарубежных стран.

Катя Дзенис выразила себя довольно пространно и емко в изобразительно четких, контрастных по цвету циклах, которые вызывают неизменный интерес у тех, кто смог ознакомиться с ними. Для бóльшего отстранения, для подчеркивания парадоксальности изображенного, Катя, выросшая в России и говорящая по-русски, на своем родном языке, намеренно назвала свои работы на андийском – например, входящее в цикл произведение  названо — Тo be in the saddle – т. е. «Быть в седле». Тут изображен же желтеющий на черном фоне человек, падающий в синюю бездну… Он вроде как выпал из седла…

 

Несмотря на то, что часто техника Кати – акрил на холсте или на картоне, или масляная краска по холсту, произведения её выглядят очень графично из-за цвето-световой определенности, порой даже «витражности» цвета.

 

Работа, названная «Land-locked sea» изображает напряженную фигуру, напоминающую странный тотем. Это женственная фигура с головой, оканчивающейся «улиткой»-закрулением, как будто «вóлютой» ионического ордера. Она готова к прыжку, напряжена, за спиною – красная материя, которая трепещет в отставленных за спину руках… А речь то идет о сопредельности с Морем, которое тут подано совершенно условно – синими, голубыми зигзагами линий… Грань прыжка в условное море – порыв этого символического существа, на котором будто бы античная маска с узким разрезом глаз… Вот такой свободный фантазийный символизм. За созданным, изображенным, чувствуется немалая многомерность образа, уже живущего своей жизнью. Работа, о которой шла речь, входит в цикл «Squared» – т. е. – «Выровненное»…

 

Есть у Кати Дзенис и сходный по графической «выровненности» цикл RED-BLACK-ZERO, название которого автор сама понимает, как восхождение к цветовой первотриаде — черно-белой основе, к которой был божественно присоединен красный огонь жизненной энергии, силы солнечного турбильона… Катя прослеживает этот момент в древних культурах Земли и утверждается в правильности понятой и выраженной цветовой триады…

 

В этом, во многом показательном цикле, есть лирическая работа «Lovely phantom», то есть – «Милый фантом» или «Красивая иллюзия». Две фигуры под зонтом, у оптически измененной лестницы моста… Фигуры поданы нейтрально – где там средь них – он, где – она?.. Но их единение на фоне городских домов — лирично, и оттого не требует дальнейших догадок – тут живет теплота слиянности двух… А воображение дорисует само и их ход на лестницу жизни, и совместный уход по ней… В изгибе лестницы – графически означенный динамизм. Подобная черта свойственна творчеству К. Дзенис – один из элементов изображения у нее часто подвижен, динамичен, на фоне станичных элементов композиции. Однако в этой работе даже окна домов, искривляясь, дают нам как будто видение героев картины. Так что и они динамичны…

 

Очень человечна в этом цикле работа «Misunderstanding»., то есть «Непонимание». Он, она, — их фигуры в помянутой уже триаде цветов – черного, красного, белого, — очень четко выражают разобщенность.. Тут каждый – сам по себе. Одна фигура – статична, спит, другая — вся в себе, в своем жесте, в своем движении.

 

Психологизм, таким образом, – неотъемлемое качество аскетичных по цветовой гамме произведений Дзенис. Не менее выразительна и показательна в этом отношении работа «Domination» – то есть «Доминирование». Тут, по принципу прямой символизпции — одна фигура, тяжелая, женственная доминирует над второй, возможно мужской, трагически склоненной. Руки фигур соединены, что еще раз подчеркивает их психологическую связанность… Тут афористически передана трагедийная суть человеческих взаимоотношений, где один индивидуум неизбежно доминирует над другим. Да, кисть Кати не чуждается трагизма. Она стремится к подобным обобщениям. Не скрывает, что ей ценна смысловая подкладка картины, которая у художников-калористов подчас не важна вообще или уходит на второй план.

 

Цикл Кати «Zero in» – как она объясняет, — в переводе с английского: это –«сосредотачиваться», «концентрироваться». Тут цветовая доминанта становится исключительно черно-белой и еще более проявляется определенная черта некоторых избранных творений молодой  художницы – «пикассизм». Причем «пикассизм», со стороны кажется, уже окончательно графический, а не только графичный. Прежде всего мы имеем в виду «XXI century» и «Woman»… А о работе «Ebony», название которой переводится как «Черное дерево», мы скажем, что она могла бы послужить основой, эскизом для современного татуажа, который, в свою очередь, как известно, отнюдь не чужд как спонтанного, так и традициооного, узнаваемого символизма… Справедливости ради отметим также, что у Кати есть множество работ, в которых «пикассизм» не наблюдается, так что это черта скорее цикла, чем всего творчества.

 

Работы Кати Дзенис рассматривать интересно. Они дают пищу для ума, а не только для глаза. Ее фантазийный символизм. ёмок, он захватывает в свои визуальные ряды, после же рассмотрения наступает «семантизация» увиденного, возникают смысловые трактовки, которые могут приводить и к метафизическим спекуляциям, или к лирическим размышлениям… Символы всегда понимаются строго индивидуально, они имеют способность самонаполнения, в зависимости от того, кто их рассматривает и постигает… Этим они подобны древним теургическим, сакральным текстам…

 

Хочется пожелать художнице Кате Дзенис многомерных путешествий по жизненным дорогам, на которых ей предстоит еще немало творческих находок и обретений.

И желаем ей успеха в организации в родном ей городе Пермь отделения Творческого союза профессиональных художников, которое она может возглавить с присущими ей темпераментом и энергией молодости.

 

Станислав Айдинян,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников,

искусствовед Федерации Акваживописи,

почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов,

член правления Международной ассоциации содействия культуре,

член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины