О творчестве Николая Наумова

 

При вн6имательном взгляде на творчество скульптора Николая Наумова бросается в глаза одна его особенность. Этот творец земных форм не создает образов, оснащенных традиционной, реалистической эстетикой, облеченных классической красотой. Вместо исключительно эстетического подхода мы видим у него иную гармонию, иную соразмерность образов и форм.

Глядя на произведения Н. Наумова со стороны, может показаться, что они порой отражают антропоморфные лики, фигуры и ситуации, а еще и несут в себе и выражают некую всечеловеческую Проблему. Всемирный вопрос – к себе и к Вечности…Проблему над которой годы или минуты размышляет Художник.

Даже в портретных изображениях эта особенность чувствуется. Возьмем, к примеру, серию скульптурных «портретов» Гильгамеша. Это был легендарный герой эпоса, правитель шумерского города Урук пять тысяч лет назад. Гильгамеш тут не столько персонаж истории Земли, сколько условное лицо и это лицо претерпевает в серии «портретов» человеческие чувства – страдания и постижения и иные, которые, в свою очередь, «дробятся» на подробности переживаемых состояний – «Гильгамеш Постигающий» (1, 2), Гильгамеш страждущий (1,2) Он дан без костюма и исторических реалий, Гильгамеш прежде всего – Человек, отраженный в определенных его состояниях…

У Н. Наумова имеются и маски. изображающие определенное чувство – «Страдающий» (1,2) Образы удваиваются, утраиваются. Они намеренно варьированы. Это подтверждает на наш взгляд то, что скульптор-модернист стремится к обобщающему, сущностному началу в своем разнообразном и причудливом творчестве.

В целом о творческой «мастерской» Николая Наумова можно сказать, что почти все, что в ней находится, тотемично.

От древнейших тотемов идет это вещее эпическое чувство, иной раз мрачноватое, другой раз возвышенно светлое, поднимающееся из глубин естества, из глубин подсознания…

И рождаются образы подвижные живые, динамичные.

В деревянной скульптуре эти черты проявлены достаточно наглядно  — «Семья. В ожидании. (Мать и две дочки)». Овальные формы этих женственных образов напоминают юные мечты – нарисовать предмет своей любви, — отразить как умеешь, но воплотить возвышенность, силу чувства!..

Работа «Он – Она. Пробуждение» — отражает уже не эпическое начало, а тревогу зарождения отношения, взаимного чувства. Тут не до красоты, гармонии. Задача иная, иное и воплощение. В этих образах уже видится предощущение Страдания…

Загадочность образной системы Н. Наумова закономерна. Каждый творец создает, творит свою тайну. У Наумова его сотворения чаще всего стараются выразить парадигму взаимоотношений Сознания и Подсознания Человека в его становлении – от простейших чувств до воплощения постигнутых Идей…

У Н. Наумова изредка проявляются христианские образы, — например, в нескольких деревянных скульптурах и их названиях фигурирует Копьё Лонгина, копье воина, пресекшего из сострадания, мучения Христа Спасителя…

Еще более древним предстает «Колесо жизни», где выражен вековечный символ движения. И это опять таки всемирное и всебытийное обобщение…

Психологические состояния наш художник-скульптор передает броско и трагично, как в работе «Он. Внутренне скованный». Тут деревянный образ оплетен цепями и присутствует также закованное, каменное сердце…

Когда Николаю Наумову тесно в рамках одного образа или даже нескольких фигуративных образов, он создает целые комплексные «надстроенные» группы, циклы работ. Это целые башни с видимыми нами «этажами». — «Башня Сознания. Вид 1, рядом с нею Башня Сознания. Вид 2. Эти этажи башенного пространства открыты для широты трактовок, которые даст, согласно своим ассоциациям, зритель.

У Н. Наумова свои взаимоотношения и философские трактовки звуков и музыки, о чем красноречиво свидетельствуют работы – «Слезы Звуков», «Партитура свободной импровизации», «Унисон музыки любви». Наряду с видовыми он создал и звучащие скульптурно-металлические художественные конструкции, как «Звучание мыслей» и «Партитура Колокола Рахманинова».

Автор стремится к реконструкциям. Он хочет художественно, психологически исследовать внутренний мир, мироощущения Адама и Евы!

Он сам объясняет зрителям и знатокам искусства свой подход, сам пишет об этом. Как и о  Феномене  Крестонесения», и о «Морфологии Христа», где с художественной точки зрения стремится передать свое своеобразное понимание этих планетарных, мировых феноменов Христианства.

Объяснения художника, сделанные собственноручно им, делают его авторский альбом «Война с собой» (2020) еще более ценным для тех, кто стремится понять искусство ХХ – ХХI веков, к мейнстриму которого принадлежит полноправно и творчество московского скульптора и художника, акциониста, автора впечатляющих перформансов, Николая Наумова.

Н. Наумов любит сотворенных им существ – и порукой тому его стихотворение, также опубликованное в альбоме. Оно заканчивается так:

 

«… Ты уши растопырил

И нос картошкой…

Я вылеплю тебя,

Мой мальчик…  Мой родной…»

(2003)

Любовью к созданному проникнуты скульптурные творения своеобразного мастера-модерниста Николая Наумова. В этой любви сокрыт «вечный двигатель» его земного, вдумчивого, страстного и трагического таланта!..

Станислав Айдинян,

действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств,  заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президет Российско-итальянской Академии Феррони.