При вн6имательном взгляде на творчество скульптора Николая Наумова бросается в глаза одна его особенность. Этот творец земных форм не создает образов, оснащенных традиционной, реалистической эстетикой, облеченных классической красотой. Вместо исключительно эстетического подхода мы видим у него иную гармонию, иную соразмерность образов и форм.
Глядя на произведения Н. Наумова со стороны, может показаться, что они порой отражают антропоморфные лики, фигуры и ситуации, а еще и несут в себе и выражают некую всечеловеческую Проблему. Всемирный вопрос – к себе и к Вечности…Проблему над которой годы или минуты размышляет Художник.
Даже в портретных изображениях эта особенность чувствуется. Возьмем, к примеру, серию скульптурных «портретов» Гильгамеша. Это был легендарный герой эпоса, правитель шумерского города Урук пять тысяч лет назад. Гильгамеш тут не столько персонаж истории Земли, сколько условное лицо и это лицо претерпевает в серии «портретов» человеческие чувства – страдания и постижения и иные, которые, в свою очередь, «дробятся» на подробности переживаемых состояний – «Гильгамеш Постигающий» (1, 2), Гильгамеш страждущий (1,2) Он дан без костюма и исторических реалий, Гильгамеш прежде всего – Человек, отраженный в определенных его состояниях…
У Н. Наумова имеются и маски. изображающие определенное чувство – «Страдающий» (1,2) Образы удваиваются, утраиваются. Они намеренно варьированы. Это подтверждает на наш взгляд то, что скульптор-модернист стремится к обобщающему, сущностному началу в своем разнообразном и причудливом творчестве.
В целом о творческой «мастерской» Николая Наумова можно сказать, что почти все, что в ней находится, тотемично.
От древнейших тотемов идет это вещее эпическое чувство, иной раз мрачноватое, другой раз возвышенно светлое, поднимающееся из глубин естества, из глубин подсознания…
И рождаются образы подвижные живые, динамичные.
В деревянной скульптуре эти черты проявлены достаточно наглядно — «Семья. В ожидании. (Мать и две дочки)». Овальные формы этих женственных образов напоминают юные мечты – нарисовать предмет своей любви, — отразить как умеешь, но воплотить возвышенность, силу чувства!..
Работа «Он – Она. Пробуждение» — отражает уже не эпическое начало, а тревогу зарождения отношения, взаимного чувства. Тут не до красоты, гармонии. Задача иная, иное и воплощение. В этих образах уже видится предощущение Страдания…
Загадочность образной системы Н. Наумова закономерна. Каждый творец создает, творит свою тайну. У Наумова его сотворения чаще всего стараются выразить парадигму взаимоотношений Сознания и Подсознания Человека в его становлении – от простейших чувств до воплощения постигнутых Идей…
У Н. Наумова изредка проявляются христианские образы, — например, в нескольких деревянных скульптурах и их названиях фигурирует Копьё Лонгина, копье воина, пресекшего из сострадания, мучения Христа Спасителя…
Еще более древним предстает «Колесо жизни», где выражен вековечный символ движения. И это опять таки всемирное и всебытийное обобщение…
Психологические состояния наш художник-скульптор передает броско и трагично, как в работе «Он. Внутренне скованный». Тут деревянный образ оплетен цепями и присутствует также закованное, каменное сердце…
Когда Николаю Наумову тесно в рамках одного образа или даже нескольких фигуративных образов, он создает целые комплексные «надстроенные» группы, циклы работ. Это целые башни с видимыми нами «этажами». — «Башня Сознания. Вид 1, рядом с нею Башня Сознания. Вид 2. Эти этажи башенного пространства открыты для широты трактовок, которые даст, согласно своим ассоциациям, зритель.
У Н. Наумова свои взаимоотношения и философские трактовки звуков и музыки, о чем красноречиво свидетельствуют работы – «Слезы Звуков», «Партитура свободной импровизации», «Унисон музыки любви». Наряду с видовыми он создал и звучащие скульптурно-металлические художественные конструкции, как «Звучание мыслей» и «Партитура Колокола Рахманинова».
Автор стремится к реконструкциям. Он хочет художественно, психологически исследовать внутренний мир, мироощущения Адама и Евы!
Он сам объясняет зрителям и знатокам искусства свой подход, сам пишет об этом. Как и о Феномене Крестонесения», и о «Морфологии Христа», где с художественной точки зрения стремится передать свое своеобразное понимание этих планетарных, мировых феноменов Христианства.
Объяснения художника, сделанные собственноручно им, делают его авторский альбом «Война с собой» (2020) еще более ценным для тех, кто стремится понять искусство ХХ – ХХI веков, к мейнстриму которого принадлежит полноправно и творчество московского скульптора и художника, акциониста, автора впечатляющих перформансов, Николая Наумова.
Н. Наумов любит сотворенных им существ – и порукой тому его стихотворение, также опубликованное в альбоме. Оно заканчивается так:
«… Ты уши растопырил
И нос картошкой…
Я вылеплю тебя,
Мой мальчик… Мой родной…»
(2003)
Любовью к созданному проникнуты скульптурные творения своеобразного мастера-модерниста Николая Наумова. В этой любви сокрыт «вечный двигатель» его земного, вдумчивого, страстного и трагического таланта!..
Станислав Айдинян,
действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств, заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президет Российско-итальянской Академии Феррони.