О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА КУЛИКОВА

В каждом жанре изобразительного искусства есть свои коронные «исполнители», признанные мастера. Звания Мастера в своей, избранной им сфере, вполне достоин живущий в Петербурге художник Олег Георгиевич Куликов. Нам представилась прежде всего возможность познакомиться с его работами, созданными мелками пастели.

Олег Георгиевич как то сказал: — Не замудряюсь заумным сюжетом. Природа – гениальный Мастер! Моя задача —  передать настроение». Этот подход в его случае и в характере его художественного таланта, оправдан. Природа – основная тема и основной  «герой» колористически богатых пастельных листов.

Какую бы пастельную работу О. Куликова мы ни возьмем, везде исключительная живость оттенков цвета. Изображение, пейзаж будто проявляется из богатства света, будто из туманного сна становится явью…

Когда Куликов создает свои произведения, они, конечно, по природе своей экспромтальны, но в одномоментности создания, возникает достигнутое порывом души чувство единства, столь ценное как камертон, дающий единое «звучание» многообразнейшим оттенкам, благо сухие пастельные мелки позволяют создать такое богатство. Благодаря абсолютному владению цветом, в листах художника присутствует некая осязаемая глазом ясность, возможно, она появляется от исходной душевной наполненности их творца. Летние пейзажи живут свой травной, воздушной, зеленой жизнью, и очень углубленны. Таинственно снежные — «Зимний лес» (2017), «Январский день в Дибунах» (2017), эти работы рождались в то время, когда художник тяжело болел, перенес инфаркт, операцию на открытом сердце. Но выскажем предположение – может быть, его жизнь продлилась потому, что художник всей сокровенностью своей души устремлен в будущее, в его цвета и краски, и Судьба будто говорит ему – Не уходи, постой, останься, / Всем места хватит, не спеши, / Не обещаю постоянства, / Однако, друг, не уходи!.. / Пусть песней стелются туманы / И темный лес поет вдали, / Заря, как яблоко румяна, / Не уходи, не уходи… — эти стихи вспоминаются навстречу цветным пастельным пейзажам художника. У него есть и листы, близкие к абстракции, но мы уверены, что и за ними стоит непосредственное впечатление, почерпнутое прямо из Природы… В 2021 году создана целая серия листов, пастельно посвященных зимнему лесу, зимнему лесному пейзажу, к этим работам близок и «Мостик через ручей. Дибуны» (2019). И тут один лист лучше другого, что еще раз говорит о том, что художника ждет успех тогда, когда он изображает то, что любит. Вне зависимости от того, в каком он сейчас работает жанре…

Самое время сказать о наиэффектнейшей работе О. Куликова – это речной пейзаж, но не совсем пейзаж. Называется «На реке Вытегра» (2007), — Мы с красной, возможно освещенной кровавым закатом, палубы речного корабля, наблюдаем красную реку, по которой быстро движется, — нос ее поднят, — открытая лодка. Она тоже залита красным светом. Красные интенсивные блики легли на лес, что «сопровождает» речной корабль вдоль берега. Над ними белеет заходящее солнце на закатном, зеленоватом небе. Эта работа имеет ту оптическую особенность, что если смотреть на нее с некоторого расстояния, она представляется еще совершеннее, краски как бы фокусируютя в нашем взгляде, заставляя почувствовать и осознать целое… Есть у художника не только красная, но и фиолетовая река – лист «Закат над Свирью» (2007). Тут желтые блики на фиолетовой речной водой, мерцают под желтым солнцем, освещающим речную рябь. Это своего рода воздушный пастельный гимн солнечному раннему утреннему свету… А есть и вечерняя «Желтая река» (2007), где с небес в темноту вечера неспешно струится лунный свет, оседая золотой рябью на поверхности темной реки…

Есть и другие, постклассические, более спокойного, сдержанно фиолетового тона речные пейзажи. Они явно пастельные, но издали их можно спутать с акварелью… А другая пастельная работа того же периода она могла бы быть названа – «Солнечное марево», так плотно и определенно царствует на нем солнечный свет… В этой серии совершенно восхитительна работа «Белое солнце» (2007), где взрывной, белый «расплеск» солнечных лучей из-за туч над морем, которым «аккомпанируют» розоватые полосы заката, образуют истинную правду передачи самой Природы художественными средствами. Тут слились воедино и русское традиционное искусство и индивидуальное мастерство…

Своего рода вершиной достижений можно назвать лесной пейзаж, названный автором «Начало осени»(2019). Автор пастельными сухими мелками умудрился не только на дальнем и среднем плане правдиво, реалистически, изобразить лес, но он смог через динамическое движение листвы и трав, уловить миг, когда через них будто видим ветер, движение воздуха. Вот еще одна черта произведений Олега Куликова, — они часто динамичны, в них есть так или иначе переданное движение, или его тень… Не менее пленителен «Летний полдень» (2019), где уголок сада с тропинкой, там акварель и белила так тонко художественно подают длинные, острые листья садово-парковых растений. Природа живет и дышит…

Олег Куликов – автор очень большой, если не огромной, авторской галереи натюрмортов. Часто на синем или синеватом, или ином, светлом фоне – ваза с плодами, и далее, по условной скатерти рассыпаны –персики, яблоки, груши сливы. Они поданы не строго композиционно, а рассыпаны естественно, и оттого возникает ощущение, что художник раздвигает пространство пастельного листа, мы ощущаем, что за его пределами – натюрморт будто продолжается… И действительно, в других натюрмортах в подобной же цвето-световой синеватой палитре по-иному, но похоже, варьируется изображение рассыпанных плодов. Зритель на вернисаже не сразу догадается, что выигрывает художник от создания такой серии. А выигрывает он, прежде всего, не столько опыт написания, а выработку своего, узнаваемого стиля!.. Вот я такой! – неслышно говорит нам художник. И, побывав на другой, уже коллективной выставке, мы узнаем его художественную манеру, — да, это Олег Куликов!..

У нас была возможность задать вопросы художнику. Мы спросили, что из детских впечатлений памятно и дорого по сей день? – Он ответил: — Солнечный день. Песчаный берег речки Барнаулки. Мама чистит песком закоптелые на огне кастрюли, а я бегаю по воде, стараясь забрызгать девчонок. Этот день я часто вспоминаю.

Вспомните пожалуйста, что было сюжетом ваших первых работ? — Люди. В основном женские фигуры состоящие из геометрических форм. Треугольные, ромбические формы. Круги. Композиции из прямых и изогнутых линий.

Возможно потому, годы спустя, среди любимых художников Олег Георгиевич называет  — Аршила Горки, Жоана Миро, Пита Мондриана, Джексона Поллока, Пауля Клее.

На вопрос —Что для вас в изобразительном искусстве является индивидуально наиважнейшим? – художник ответил одним словом – Гармония.

Каковы наиболее любимые Вами сочетания цветов? — Особых предпочтений нет. Все от натуры, состояния и моего настроения и задачи. Люблю тёплые, холодные, контрастные сочетания и просто «растяжки».

Что бы Вам хотелось выразить в целом прежде всего? – и на этот вопрос ответ был вполне ожидаемым, так как все творчество Олега Георгиевича будто отвечает устами художника, — Красоту этого мира!..

Мы не можем не упомянуть давно прошедший, но важный в творчестве художника период, когда он работал как модельер. – После окончания в 1963 году средней школы, последовала служба в армии. В 1967-1972 годах было обучение специальности художника-модельера на Кафедре моделирования костюма МТИ им.А.Косыгина. Тогда казалось, желанная цель как бы достигнута. В 1972-1875гг. работал в Ленинградском доме моделей в группе перспективного моделирования мужской одежды, хотя это — не совсем его профиль… Его интерес был куда шире, занимало использование зрительных иллюзий в современном костюме. В 1975-1979 гг. Олег Георгиевич Куликов  — преподаватель композиции костюма на кафедре моделирования одежды ЛВХПУ им. В.И.Мухиной. 1980 г. О.Куликов принят в Ленинградский Союз художников. Членом и постоянным участником выставок которого состоит по сей день. На своем творческом пути он обрел немало почетных наград и званий, среди которых — президент Санкт-Петербургского фонда развития искусств.

Сказанного достаточно, чтобы констатировать, что художник О.Г.Куликов обладает действительным, профессионально многократно подтвержденным талантом и по праву может в дальнейшем получать очередные академические и почетные звания.

 

Станислав Айдинян,

председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони.