О ТВОРЧЕСТВЕ РЕГИНЫ ЮРЬЕВОЙ

Чрезвычайная цветовая насыщенность, изящная гибкость мазка свойственны произведениям кисти художницы Регины Германовны Юрьевой. Она неустанно, уверенно и увлеченно разрабатывает свой, особый, мечтательный «тронутый небом» реализм, свою цвето-воздушную атмосферу. Регина чувствует, что ее призвание — найти свой путь и развивать традиции, воспринятые от мирового наследия. Ее творческая манера обогащена неомпрессионистическими чертами. При этом она тонка и обаятельно женственна. Что касается истоков развития ее дарования, то во-первых это – музыка. Во вторы, в ее лучших работах – развитый вкус и художественное чутье. Вряд ли Регина достигала бы в картинах такой «ритмической» цельности замысла, если бы не закончила музыкальную школу по классам фортепиано и скрипки. Там же, в Нижнем Новгороде, посещала художественную школу. «Дома было много книг, — рассказывает художница, — с детства часами рассматривала энциклопедии с репродукциями и книги по искусству. Любимой книгой была большая подарочная «Итальянская живопись пятнадцатого – восемнадцатого веков». Среди любимых художников Регина называет – «Мастера света  Вермеера, Ван-Гога, Модильяни, Моне, Пикассо, Дега, Солнечного Ренуара. Микеланджело, безусловно…» Но первым в списке русских художников, наряду с Коровиным, Серовым, она все таки поставила —«гения сумасбродной кисти Николая Фешина». И не случайно. Скорее всего — от него, ученика И.Е. Репина, воспринят ею вихревой, уносящий, «перистый» мазок!.. Регина – профессионал. Она закончила Московский государственный академический институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств. Потому ее картины, ее запечатленные в холстах взгляды на мир, идут порой по грани, они по настойчивому, живому, дышащему красотою изяществу приближаются к салонной живописи, но не падают в неё!.. Кроме «суриковского» базового, высшего образования у Регины Юрьевой за плечами и Международная школа дизайна, она может себя проявить и как умелый декоратор интерьера. Занимается и реставрацией, что дает ей еще больше реального, практического опыта для развития ее музыкального, колористически свободного и стремящегося к новым горизонтам, таланта.

Теперь же пора поговорить о конкретных работах, по которым узнается Регина Юрьева как художник и которые зритель видит на ее многочисленных выставках, среди которых памятны ее вернисажи – в Московской городской Думе, в Гостином дворе, в Образовательном центр «Виктория», на ВДНХ, в Торгово-Промышленной палате и в Управлении делами Президента Российской Федерации.

Многими признано, что линия флористики у художницы особенно мастерски разработана, доведена до особого совершенства. Возьмем холст «Белый шиповник». На нем – крупным планом большой белый цветок шиповника и рядом, на зеленом фоне, два красных бутона. Как Регина оживила это цветок, сделала его динамичным, живым?.. А среди его белых лепестков заметна прилетевшая за пыльцою трудолюбивая пчела. И цветок ожил, появилось движение! Есть у Регины и другой «Шиповник», которому предпослано еще одно название – «Нежности этого города». Действительно, цветы шиповника, некоторые из которых похожи на розы, исключительно нежны, воздушны. И здесь достигнут вихревой эффект «подвижного» фона. Этот эффект художница использует во многих картинах своей флористической серии. Назовем, в первую очередь ее «Розы после дождя», где фон также «аккомпанирует» цветам. И те же мотивы успешно воплощены в ее «Предчувствии любви», в «Пионах». «Цветы, шиповник, часть роз для картин взяты в Марфо-Мариинской обители, где часто бываю» — сообщает Регина. «Я понимаю, что студийная живопись — это одно, но писать нужно прежде всего с натуры. Живое», — довершает она.

Но и, работая «с натуры», все равно художница наслаивает на цветы свое видение! Так  изобразила Регина «Тюльпаны». Тут основа – «манеристическая» вытянутость, намеренная удлиненность ярких, красных, оранжевых, желтых лепестков. Они уверенно, эффектно заявляют о себе!

Имеются у Регины и очень классичные по подаче цветочные натюрморты. Это – «В саду», «Изобилие», — в последнем розы и высокие цветы-дельфиниумы в разных вазах соседствуют на столе с блюдами, на которых и разрезанный арбуз, и дыни, и яблоки, и груши… И на всем этом легкий налет импресионестичности, дымки неконкретности, будто сквозь прищуренный на солнце взгляд. В том же ключе создан и «Натюрморт со стулом».

«Золотые розы» Регины смотрятся как парадный портрет увиденных – с низу в верх – желтых цветов, царственно одетых в золотые «мундиры» торжественности!.. А «Корзина с яблоками» — решена абсолютно пастельными тонами, эта работа, столь простая по сюжету, полна цветовых бликов на рассыпанных на подоконнике яблоках.

Любит Регина также традиционную для истории и современной практики тему плодов земных – гранатов. «Все мои гранаты привезены с Кипра», — говорит Регина. Они у нее на одном холсте свисают с ветви, на другой, они же горизонтально распространенны – так на сходной картине «Гранатовая роща», и апофеозом темы гиперреалистическая, на первый взгляд, работа – «Гранаты на подносе», хитрая композиция которой показывает нам гранаты, отраженные сначала в зеркальной поверхности металлического подноса, на котором они лежат, а потом – их же мы видим уже на заднем плане, нарисованными на холсте, но там их поклевывают два воробья. Скоро мы догадаемся, что эта композиция – фотографическое отображение многопланово постановочного и нарисованного!..

Регина отдала дань и такой вечной в европейской живописи, вангоговской теме как – «Подсолнухи». Причем на одной картине у нее целое поле подсолнухов, а на другой их всего пять, они, кажется, колеблемы ветром…

Свою флористическую тему Регина осуществила и скульптурно, создав из японской глины скульптуры цветов, раскрасив их то нежными, теплыми, то яркими красками.

Теперь скажем о другой, особой линии творчества Регины Юрьевой, – речь пойдет о ее пейзажах. Прежде всего это мечтательный, выразительный холст «Берег». На переднем плане – стоящая на песке рыбачья лодка, с одной стороны она освещена солнцем. На небе – два одиноко летящих, очень убедительно воздушных облака. Но не они – тема картины. Тема картины – ожидание. И выражена она нежным образом юной черноволосой девушки, которая стоя к нам спиной, глядит на море, и на темнеющую в дали линию горизонта. Малая фигура девушки являет собою центр картины. Ей подчинена и синева неба и темнеющее море, и ярко желтый песок, на который она отбрасывает видимую издали тень. Создается впечатление, что тут изображена гриновская Асоль, ждущая свои алые паруса… Регина решила тот же мотив ожидания воплотить еще раз, но сделать это по-другому. Ее «Час ожидания» — уже решен не романтически, а по-земному — женщина на реальном старом причале днем, под старым фонарем, тоже ждет кого-то. Мы видим ее силуэт со спины, она терпеливо кого-то ждет, глядя в белесое полдневное море. Слева от нее на воде – рыбачий простенький баркас,— мастерски передано его отражение на воде. Казалось бы, сходная с «Берегом» картина, но в ней куда больше одиночества и печали.

Что также хорошо удается художнице так это южный пейзаж. Она умеет передать теплые тона неба над городом на холсте «Вечер, Крым», умеет заметить особую «изюменку» в крымском пейзаже и композиционно точно, эффектным ракурсом –  ее передать. Так ею осуществлен ее «Дом-Корабль». Тут длинное строение, выходящее разными стенами – на разные улицы, этакий причудливый симпатичный и ассиметричный  дом-парадокс, полный уюта.

Но Регина, бывает, свой взгляд обращает и на Север. И вот мы внезапно оказываемся в русском пейзаже – деревня, хаты, изгородь, ясный день, в дали по тропинке идет женщина с коромыслом, несет домой в ведрах воду, а на первом плане к нам движутся – живые, естественные, полные достоинства и уверенности, белые гуси. Если бы не изящество фонового мазка, можно было бы сказать что картина эта близка по стилистике и тематике художнику-академику С.И. Химочке, с которым Регина творчески дружна, бывает у старого мастера в его мастерской в подмосковном городе Химки, и в последнее время во многом советуется с этим выдающимся колористом, живущим исключительно интересами высокого искусства.

О Степане Ивановиче Регина рассказывает – «Благодарна Богу, что встретила этого человека. Наши ежедневные «созвоны», обсуждения не сравнить ни с чем. Я постоянно бываю в его мастерской. Мне кажется, я могу неделю там сидеть без движения и не дышать. Смотрю на картины. Переставляю, опять сижу, смотрю. Рассуждаем, думаем, пишем вместе. Он мне дает домашние задания и я их набрасываю, еду к нему в мастерскую через всю Москву… Или он мне говорит: — Ну-ка сделай и привези мне, покажи такой-то этюд. Он меня переводит на пейзажи. И похвалил за последний. Провожая меня до остановки однажды остановился, поворачивается ко мне и говорит: Мне уже много лет и нет здоровья и сил. Я не беру больше учеников, ты — моя последняя ученица. Поэтому слушай все, что я говорю и впитывай. Это все у тебя у тебя потом останется. Степан Иванович- гений. Он приходит на мои мастер классы по живописи, смотрит, как я работаю, дает советы, как направить работу учеников. Мы оба с ним верующие люди, очень много говорим о духовном, это важно и тонко. Я очень верю в учителей, людей, которые приходят в нашу жизнь не случайно, а для того, чтобы чему-то научить нас. И Степан Иваныч в этот пантеон входит абсолютно точно. Он мне дал больше, чем кто-либо из педагогов».

И еще об одном своем учителе поведала художница – «Я увлечена и скульптурой. Учусь у Игоря Пономорева. Он потрясающий светлый необыкновенный человек (А его учителем, кстати, был Бондаренко, сделавший памятник Юрию Гагарину). Бывает, созваниваемся и до ночи обсуждаем материалы. Все работы по живописи тоже направляю ему. Только что закончила писать мужской портрет маслом и я чувствую, как скульптура уплотнила мой рисунок и помогла легче перейти к портретам».

Уместно в заключение упомянуть холст Регины Юрьевой «Балерина», где  все дело в утонченном жесте балерины, которая двумя руками поправляет свою прическу. Нежен овал щеки, видны черные ресницы… Но основное здесь – тонкость схваченного белым платьем девичьего стана. Эта тонкость заставляет нас догадаться, что эта балерина – девушка-цветок! И этот цветок подан на плавности и характерности схваченного жеста. Вот где цветет уловленная характерность, восходящая к жанровой русской живописи…

В заключение скажем, что Регина Юрьева – обладатель своего, все пополняющегося и растущего художественного опыта, который для нее составляет во многом смысл жизни и деятельности. Она учится сама и учит на своих мастер-классах и частных уроках учеников, молодых начинающих художников, для которых она открывает рисунок, открывает дорогу в изобразительное Искусство. Регина несет в мир Солнце, ведь любимые ее сочетания цветов — теплые, солнечные, сливочные тона, солнечные блики… Ее работы уже хранятся в частных коллекциях в России, Украины, Испании, Норвегии, Франции, и география их распространения год от года закономерно расширяется!…

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, член ученого совета Литературно-художественного музея М .и А. Цветаевых.