О творчестве скульптора Александра Храпачева

 

На выставке «Аллегория. Созвучие. Соприкосновение», которая прошла в апреле 2017 года в Чеховском культурном центре в Москве, был представлен среди живописцев один скульптор. Его имя — Александр Храпачев.

Тогда многим зрителям, пришедшим на вернисаж, стало ясно, что перед ними своеобразный творец объемных и малых форм, который  достоин своим мастерством пристального внимания. Оглядев многие его работы «имевшее место» на вернисаже, мы сделали вывод, что Александр Храпачев, какой бы образ он ни создавал, все равно подспудно касается темы Вечной женственности!..

В стилистическом отношении скульптор решил развивать традиции, восходящие к второй половине XX века. Именно тогда в изобразительном искусстве стали наблюдаться тенденции намеренной оптической деформации, которые осуществлялись в определенной развивающейся тогда модернистской эстетике. Подобное явление наблюдалась, например, в грузинской скульптуре начало 1980-ых годов. Однако там вся фигура женщины, все ее формы, были как в увеличительном стекле — преувеличены. У Александра Храпачева мы наблюдаем нечто иное: он оптически изменяет объем бедер, нижнюю часть торса… Руки, ноги, грудь, даже голова, наоборот, даны линейно, аскетично.

Очень ярко подобные черты проявились в изваянной из стали «Дюймовочке». Она, пышноволосая, стоит на лотосообразном постаменте из искусственного камня, точно вырастая из каменного цветка.. Эта мечта скульптора, и она родом из сказки.

Совсем иной выглядит скульптура, названная автором — «Ева». Созданная из того же материала, что и «Дюймовочка», она имеет более обобщенный, иероглифический вид. У нее очень удлиненная шея, а удлиненные груди напоминают африканские скульптурные традиции. Тут женщина не зовет своим обликом, а символизирует древность изначальной женственности.

В работе, названной «Фантазия-1», Александр создал образ, который стал невольной реминисценцией к вечному, античному образу Ники Самофракийской, той самой, которая, мраморно венчает лестницу в парижском Лувре. У той Ники не сохранилось головы. У А. Храпачева женская стальная фигура также крылата. Крылья также воздеты к небу. Каждое из крыл негустым оперением подобно перу, и в этом отличие от луврской Ники. Но здесь, как и у античной Ники, — стремление взмахом крыл — взлететь. Однако торс  тяжел, он не зовет в полет…

«Девушка в шляпе» отлита скульптором из меди, бронзы и стали. Эта работа, можно сказать, открывает собою наиболее декоративный ряд скульптур автора. Тут основной акцент сделан на голове, увенчанной широкополой старинной шляпой. Тонкий профиль, гордо поднятый подбородок. А фигура все в тех же, изначально заданных формах — мощный торс, удлиненные шея, руги и ноги…

А «Русалка», родившаяся из стали, обладает при тех же характерных чертах, максимальной плавностью линий.

Также декоративна оригинальная скульптура «Роза». Женский торс, подобный бокалу, или амфоре, сделан из стали. Тонкость тут в том, что кованая роза дала название сосуду-бокалу, художественно подчиненному все той же идее Вечной женственности, не покидающей автора.

Эта идея исключительно успешно воплощена в сделанной из искусственного камня «Вазе», где женские руки прикрывают соски грудей, а статуарной основой служит округленный торс, где особо выделен смуглый живот с глубоким пупком. И вся работа — это эстетически организованная антропоморфная округлость, закругленность, при совершенно реалистично данных женских руках…

«Поющая» Александра Храпачева сделана из искусственного камня, хотя тонирована под бронзу. Оригинальность в том, что Поющая с закрытыми глазами и открытым ртом сидит в позе, напоминающий йоговскую; колени — почти у плеч девушки, ноги скрещены. Такое впечатление, что в «Поющей» скульптору удалось передать напряжение рождения звука!..

Особенно этапной работой мы можем считать «Силуэт», где скульптор свой выработанный в 2011-12 годах художественный принцип воплотил уже минималистически — изогнутой полосой металла, стали, И он передал, уже по-другому  всю туже Вечную женственность. Им двигало почти то же желание, которое водило рукою Пабло Пикассо, который в графике изобразил сначала быка, а потом в серии рисунков минимизировал это изображение до символического образа, начертанного одной линией. Подобные работы помогают творцу глубже понять собственный творческий метод и найти путь к дальнейшему многообразию собственных произведений…

У скульптора уже состоялся ряд выставок, он принял участие в Российских неделях искусств и, не раз, в выставках, проходивших в Чеховском культурном центре.

Мы надеемся, что Александр Храпачев не только продолжит свою авторскую серию, которая занимала его последние годы, но и попробует себя в дальнейшем многообразии тем, которые щедро подарит ему наша планета.

 

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, член ученого совета Литературно-художественного музея М .и А. Цветаевых.