О ТВОРЧЕСТВЕ ВЬЕТНАМСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ЧАН ХИ ТХАО ХИЕН

 

Особенным «восточно-европейским» талантом обладает вьетнамская художница ЧАН ТХИ ТХАО ХИЕН. Она родилась в Ханое, но много лет живет в Москве, откуда ездит во Вьетнам, на Восток, на родину.

Все детство Хиен хотела рисовать, даже белый лист бумаги представал чем-то ценным, что нужно не испортить, так как на нем можно изобразить нечто художественное. Начало ее вхождению в мир рисунка положил сентябрь 2007 года, когда она попробовала рисовать в студии при Международном женском клубе Москвы (The International Women’s Club of Moscow). С тех пор ее наставницей стала художница-преподаватель Елена Андреевна Афанасьева, которая и последующие годы занималась с ней, а потом лишь консультировала, утверждая, что она научила уже Хиен тому, что необходимо, и хочет, чтобы у ученицы сохранилась индивидуальность…. Что касается периодизации ученичества художницы, то с 2007 по 2009 годы Хиен осваивала акварель, с 2008 по 2009 работала в акватехнике гуашь, с 2008 начала писать мелками пастели, и с 2009 года вышла на широкую дорогу станковой живописи, используя масляную краску по холсту… Каждое посещение студии рождало у Хиен интенсивное желание рисовать, творить, пробовать создавать…. Она не знала, какую картину станет писать в следующий раз… Творчество Хиен по своей динамической природе экспромтально. У него есть одна определенная особенность – Хиен рисует очень быстро. За два-три часа заканчивает картину. Часто на это уходит всего один сеанс. Самое большее, что было – четыре сеанса. В этом смысле она работает в манере «Аль прима», — в один присест быстрыми, смелыми мазками кисти завершает работу… В процессе создания Хиен очень сосредоточена, она думает, строит композицию, но еще более чувствует цвет!..

 

Очень интересен ряд картин Хиен, посвященный ее Родине, Вьетнаму, он создавался в разные годы. О картине «Золотой урожай» (2010) можно сказать, что она автобиографична, сделана по мотивам детских воспоминаний автора. Мама Хиен была агрономом. В двадцати километрах от центра столицы, Ханоя, в уезде Дан Фыонг она работала на сельскохозяйственном предприятии, где выращивали рис. Рис во Вьетнаме – основа питания страны. Так что еще девочкой, в возрасте до восьми лет Хиен жила во вьетнамской деревне, дружила с крестьянскими детьми. Почти каждый день выходила на рисовое поле… Там она ждала маму после школы, когда занятия заканчивались. Так вот «Золотой урожай» — одна из удачных, выразительных картин, составляющих вьетнамский цикл. Изображено все – как с высоты полета птицы, сверху, и само рисовое поле, где растет в воде рис, и водное пространство близ поля, и одинокое дерево и человеческие малые фигурки. Справа идет человек с двумя корзинами, висящими на своеобразном коромысле, а слева девочка с собакой. Это сама Хиен в детстве!.. В изображении доминируют желтые, солнечные и зеленые, растительные тона. Тут все полно жизнью; краски живут, дышат…

 

А вот «Цветение риса» (2012) — другая по настроению работа. Рис цветет овальными островками, увенчанными желтизною рисового цветения, как это свойственно полям в южном Вьетнаме. Видны сети, закрепленные шестами. И в центре нашего внимания лодка с сидящим в ней вьетнамцем в панаме… В цветовой доминанте – голубой цвет воды. И очень существенна тут, на внимательный взгляд, черта горизонта, создающая особый объем, определяющая композицию картины…

 

Более импрессионистическое впечатление составляет «Рыбная ловля на восходе солнца» (2009), тут краски отражают раннее утро, когда в дымке все заливают солнечные лучи. Четко видна вьетнамская лодка, и сидящий в ней рыбак, явственно взмахивающий удочкой, и второй рыбак, забрасывающий сеть. Это очень выразительная работа, где выразительность достигается минимальными колористическими средствами. Как тонко подано у Хиен отражение рыбачьей лодки в воде!. – синее отражение на освещенной солнцем водной глади…

 

Тема восхода солнца на воде продолжена в картине «Наедине с восходом» (2009). Три лодки, в красном тоне отражаются в золоте водной глади. А на четвертой лодке в рост стоит одиноко человек. Он не держит длинную рукоять речного руля у круто приподнятой кормы. Он заворожен солнцем, залившим все вокруг… Хиен удалось показать, как празднично, широко вдохновенно воспринимает восход душа вьетнамца, слитая с Природой. Красота для него осознается в простых и естественных явлениях его жизни – в лодках, в солнце. Эту красоту умеет увидеть и передать Хиен и здесь, и в других ее работах…

 

Во вьетнамский ряд входит работа пастелью – «Уголок Хой Ан» (2010). Как рассказала Хиен, Хой Ан это старинный город в середине Вьетнама. Она много раз побывала в этом городе и он ей очень понравится, поскольку там сохраняются старые вьетнамские традиции, которые в других местах уже понемногу исчезают… Большинство ее картин вдохновил этот город…

Тут создан образ сидящего на скамье перед своим домом вьетнамца в розовой рубашке, в желтой традиционной конической шляпе, сплетенной из высушенной листвы. Она называется Nón lá. Это уже старый человек, так как раньше такие шляпы носили преимущественно мужчины, теперь их носят больше женщины… Художественными средствами Хиен удалось передать необычайную теплоту впечатления от вьетнамского дома, точнее конфигурации домовых стен с разбросанными по стенам, неравномерными на европейский взгляд окнами… Это очень цельное изображение.

 

Имеется у Хиен и второе изображение на ту же тему, и названо тоже «Уголок Хой Ан» (2012). Оно уже не написано мелками пастели. Это уже холст и масляная краска. Изображение, созданное позже, через два года, подано проще, дом и улица те же, но герой холста сидит уже у корзины, полной красных плодов. Добавлена еще и женщина, сидящая перед корзинами с желтыми плодами. И эти корзины и прохожий старик с тростью существенно дополняют уже ранее опробованный, жизненно правдивый сюжет.

 

И еще одна картинка родом из города Хой Ан. Это изумительно сделанная, яркая реальная акварель – «Фонарики Хой Ан» (2012). На синем фоне городской стены – торжество цветных фонариков, висящих на улице на веревке, сколько в них детской яркости, сколько праздника!..

 

Самая колористическая работа Хиен, посвященная ее стране, это «Возврашение домой на закате» (2012). Тут цвета возвышенно впечатляют!.. Цветом передан закат солнца, последними лучами освещающего, заливающего холмы, деревья, силуэты людей, буйволов, бредущих домой после долгого рабочего дня. И видно как наступает на последние лучи солнца, как сгущается, побеждает темнота… Контраст цвета создал выразительность, силу впечатления, которое производит картина.

 

Говоря о этнически означенных холстах Хиен, нельзя не упомянуть столь живую работу, как «Рыбный рынок» (2010). Это очень оригинальная в композиционном отношении работа передает атмосферу вьетнамского прибрежного рынка. Тут нет суеты, сутолоки,

Женщины спокойно сидят, ждут покупателей для рыбы. Каждая из одиннадцати небольших фигур картины, включая образы детей, композиционно значима. Все они вместе создают сложную схему, которая подчинена овальной линии берега. Этот овал – своеобразный «горизонт» этой картины. Создается визуальный эффект, вроде смотришь налево, вниз… При сдержанных тонах, которыми даны и люди и берег и лодки, картина наглядно тепло и бережно проецирует сцену народного быта…

 

В пастельной работе «Вьетнамская деревня» (2010). Хиен демонстрирует свое владение мастерством передачи человеческой фигуры. Тут очень убедителен вьетнамец в своей традициооной конической шляпе с палкой. Он гонит домой буйвола. Все просто – и крестьянин, и буйвол и прямоугольный, очень простой дом у озера или реки, и отражения деревьев в воде. Но от нарисованного веет искренним, непосредственным чувством…

 

Так уж устроен мир, что у творца, будь то писатель или художник, лучше всего получается то произведение, которое исполнено им с чувством любви. В этом отношении ярко показательна картина Чан Тхи Тхао Хиен, которая названа «Моя дочь, ее любимые игрушки» (2008). Лицо девочки воссоздано художницей очень реалистично. Покоряют теплота и мягкость черт сидящего ребенка. Близ девочки лежат ее игрушки, но они изображены более условно, часть из них будто нарисованы на стене, на другой стене –линейно, в синих тонах нарисованы силуэты домов. Хиен говорит, что хотела передать детское восприятие города… И мы верим, что так может видеть ребёнок.

 

Второй портрет дочери художницы, названный «Моя дочь – Мой ангел» (2010), подан несколько в другом свете, в другой тональности и в другом психологическом ключе. Девочка нарисована в белом платье, рука ее держит за стебель красную розу, а за плечами — белые кружевные накладные крылья, в волосах — заколка-бабочка… Улыбка сдержанная, выражение лица — детское внимание, завороженность — будто она ждет, чтобы ее сфотографировали или нарисовали. Фон картины — нечто вроде профилей домов. В двух местах видятся графические «галочки» летящих чаек…

 

Художница способна творить и совсем по иному — ее полотно «Любовники» (2008) говорит о том, что она может создавать преимущественно колористические произведения, близкие по стилю к тем работам, которые известны как наследие Арона Буха… В ее «Любовниках» богатые цветом силуэты двух людей — мужчины и женщины сотканы из световых всплесков. Фигуры неравновесно, наклонно парят в пространстве… Руки фигур скрещены. Лиц мы почти не видим, их скрыли цветовые пятна. Но, главное — атмосфера! Темновато мерцающая, динамическая, живая красочная ткань. По цветовой наполненности, по палитре эта работа у Хиен наиболее близка к ее «Ночным цветам» (2009).

 

Имеются у художницы Хиен и очень убедительные по мастерству, чисто живописные работы. Исключительно хорош натюрморт, на котором изображены чайник и две лежащие на боках чашки. Назван он «Чайничек с его чашками»(2008). Из всех натюрмортов художницы этот выглядит наиболее глубоким по светоцветовым нюансам, по благородству мазков… Изображение производит впечатление очень основательное. Предметы здесь выпуклы, объемны, реалистичны. Некоторые натюрморты близкие по времени создания к «Чайничку…» носят более «предварительный» характер. Но большей частью натюрморты Хиен, которые составляют наибольшую часть современного творчества талантливой вьетнамской художницы, вполне стоят того, чтобы их увидели любители изобразительного искусства на персональных и коллективных выставках.

 

Из натюрмортов исключительно характерных для кисти Хиен стоит упомянуть и «Натюрморт с красным стулом» (2012). Этот постановочный натюрморт, на котором видим вазу со скромными белыми цветами, стоящую на красном раскладном стуле. Интересен этот опыт тем, что художница сначала нарисовала его, а потом дополнила выразительным нюансом, которого не было в первоначальном варианте – у подножия стула лежат два опавших с букета зеленых листа, добавляющих щемящую ноту неизбежности увядания. И работа сразу же стала более выразительной!..

 

Из цельных, хорошо получившихся художественных опытов назовем достаточно оригинальное полотно, названное «Мой натюрморт». (2010). Оригинальность состоит в том, что полотно разделено на шесть пространств, объединенных между собой единой доминантой цветовой палитры. В каждом из разделов — своя «тихая жизнь». В каждом сегменте видится нечто – где кастрюля с крышкой, где молочная крынка, где яблоки, где лимон, где кирпичная кладка, где же просто — абстрактные формы и линии… Психологически эта работа повествует о дробности мира, о разорванности, дробности земного восприятия… Это весьма европейская, не восточная работа…

 

«Воин» (2010), – картина относится к наиболее оригинальным в авторской коллекции Хиен, от автора мы знаем, что она «оживила» кистями и красками негритянского воина, которого увидела изваянным в бронзе. Интересно, что форма носа туземного воина весьма европеоидная, хотя при таких серьгах и копье ожидаешь чисто негроидного типа лица. Сдержанная сила, мускулистая точённость… Это сильная, одновременно гибко изящная фигура темнокожего воителя… Такова основа впечатления от этого удачного полотна.

 

Четыре птицы, четыре голубя – с картины Хиен «Возвращение» (2011). — автор рассказала нам, что имела в виду ту радость, которую она испытывает, когда домой возвращается ее супруг, уезжающий по работе в Ханой, затем возвращающийся в Москву… Белые голуби – это само смятенное чувство радости встречи, нового долгожданного свидания с мужем и отцом, давно не видевшим своих жену и детей. В не очень «громкой» по палитре картины существенно заметить не только птиц, раскрывающих крылья в полете, но кое-где и движение воздуха, переданное то светлыми, то темными красочными мазками…

 

Анализируя разнообразные работы Хиен хочется не пропустить одну ее раннюю работу. Она имеет название «Неизвестная леди» (2008). Это психологический портрет неизвестной женщины, жившей в 1920-ые годы. Фон у портрета светлый. Образ женщины решен почти монохромно. Коричневые тона. На голове платком туго стянуты ниспадающие вниз длинные пышные волосы… Взгляд зовущий, чувственный.. Подбородок достаточно волевой. Выражение лица внимательно спокойное. Интересно, что у вьетнамской художницы получился совершенно по-своему портрет европейской женщины ХХ века. Не светской красавицы, а уверенной в себе горожанки, которая, видно, может постоять за себя… Прообразом же портрета послужила, как оказалось, несколько иная по характеру фотография Жанны Эбютерн, возлюбленной знаменитого художника Модильяни, которая покончила с собой на следующий день после смерти своего избранника. Анна Ахматова в другие, более ранние годы была близка с Модильяни и отрицательно относилась к Жанне за то, что та называла Модильяни «Жемчужным поросенком…»

 

В творчестве Хиен есть такое явление, как небольшие авторские сюжетные серии. Не только этнические, как вьетнамская. Есть у нее серия европейская по звучанию – это столь принятые в российском изобразительном искусстве натюрморты, составленные из бутылок. Отличительным стал фон. Названия говорят сами за себя – «Бутылки на желтом фоне», «Бутылки на красном фоне», «Бутылки на оранжевом фоне». Все три созданы в 2009 году. Работы показывают степень мастерства рисовальщика, понимающего цветовые и композиционные соотношения, рождающие произведение.

Особенно запоминается холст «Он, она и три лимона» (2008), где художница составила из объектов неожиданное их прочное смысловое содружество…

 

Имеется серия более сложная, тоже составленная из натюрмортов, посвященная грушам. Тут еще больше чем в «бутылочной» серии привнесен антропоморфный элемент. Нарисована простая по сюжету работа «Груши на красной тарелке» (2014), где груши на тарелке лежат и тихо дремлют. Но далее от работы к работе психологический смысл усложняется. – и возникает цикл из нескольких картин, объединенных названием – «Грушевая история» (2014). На полотне «Вместе» трогательно прислонились друг к другу две груши – вот вам и любовь, нежность, понимание.. Но следующий холст, где изображены те же груши, иной, — одна из груш упала и лежит невдалеке от первой, звучит, что-то случилось, тесный союз уже разрушен… Такова «Грушевая история 1» (2014). Хиен, продолжая цикл, рисует в желтых тонах другую картину — «Две влюбленные груши» (2014), и снова чувство любви, притяжения явственно побеждает… А есть и «Пять влюбленных груш» (2014), где целых две грушевых «парочки», и всего одна одинокая груша. Тут пример того, как в живопись вводится убедительный лирический звучный камертон.

 

Мы не скажем о художнице Хиен всего существенного, если не упомянем, что у нее в творческом багаже таятся не только традиционные по жанру, но и экспериментальные работы. К ним относится одно из лучших ее произведений, чье имя — «Красное дерево смотрит в окно…» (2014). Это очень тонкая, очень живописная работа. Пастозно, корпусно, объемными мазками подано красное цветущее дерево в апофеозе цветения.

Оно – на фоне желтой стены, в стене – закрытое застекленное окно. Дерево свободно в своем цветении, оно заглядывает в дом человеческий, отражаясь в нем. Холст создавался при участии советчика, друга Хиен, и стал неожиданным для самой его создательницы…

 

Пробует себя Хиен и в чисто абстрактных работах, таких как «После последнего яблока» (2010). Тут разные астрально плывущие цветные формы на песочно-кирпичном фоне даны в коловращении цветовых неравномерных всплесков. Создается впечатление, что на динамические формы вроде как наброшена полупрозрачна белая сеть, придающая этому видению еще большую призрачность. К этому же потоку относится и холст «Абстракция любви» (2010), в нем отражено и то хорошее и то отрицательное, что прожито Хиен за двадцать лет совместной жизни в семье… Отметим также что супругу Хиен нравятся именно ее абстрактные цвето-формовые композиции…

 

Также к чисто цветовым работам относится и полотно «Воспоминание о Джозефе Тернере» (2014), своей палитрой немного напоминающее творения великого британца, предтечи и предшественника импрессионистов. Некоторые черты цветовой «растворенности» несет на себе близкая к абстрактной работа Хиен «Дух Цветов», в палитре которой – что то от палитры литовского классика-художника и композитора М. Чурлёниса. А разве не поет сочной, тяжелой краской почти абстрактный «портрет» Океана, увиденный сверху, как из иллюминатора самолета и названный автором «Восход» (2011).

Есть еще абстрактно поданный пейзаж английской столицы — «GoldenEye. London» (2010), где мы видим исключительно вечернюю цветовую трактовку одного из крупнейших в мире колёс обозрения, расположенного в лондонском районе Ламбет, на южном берегу Темзы.

 

Особо отметим, что мы уже замечаем Хиен как художницу-путешественницу, которая побывала во многих странах. В частности она прекрасно отразила в живописных работах из цикла «In Finland» (2009) свое путешествие в Финляндию, сделала это очень мастеровито, на сей раз реалистически. Два пейзажа финской серии могут составить гордость любого художественного собрания, столь они хороши. Это уже серьезное, основательное свидетельство обретенного в процессе учебы живописного мастерства!..

 

ХИЕН — выпускник Российского государственного геологоразведочного университета, его экономического факультета, но сейчас ее интересы касаются не экономики, а более творческой стороны жизни. Она составила обширную авторскую коллекцию своих работ, многие из удачных ее опытов вывезены ею во Вьетнам.

Хиен в России, в Москве принимала участие во многих коллективных выставках. Удостоена Диплома Международной академии культуры и искусства за высокий профессиональный уровень и участие в Первом Московском международном живописном пленере. Ее участием были отмечены — Международный пленэр МАКИ (2009), юбилейная выставка Творческого объединения «Синтел Радуница» (2010), «Российская неделя искусств» в Москве» (2010), Международный проект «Идентификация» (2012, 2913), она участвовала и в вернисаже Студии Олега Горемыкина в Фонде славянской письменности и культуры от галереи «Ардена» (2014) Все это говорит о упорном и искреннем увлечении искусством, об интенсивном творческом самовыражении. За творческие заслуги Благотворительное общественное движение «Добрые люди мира» наградило Чан Тхи Тхао Хиен медалью «Во имя жизни на земле». В июне 2014 года Хиен стала полноправным членом Творческого союза профессиональных художников.

 

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана