О творчестве живописца и графика Сергея Владимировича Бакина

В работах петербургского живописца и графика Сергея Владимировича Бакина наблюдается особая абрисная интенсивность. Он уже в силуэте дает живописность, это такая тонкость, которую нужно заметить и оценить. Изящество модели, которое представляет для художника эстетическую ценность, этой ценностью не исчерпывается. Создается особая «светозарность». Как будто пастельная работа освещена изнутри. А ведь пастель преодолевает «условность» мелка, и когда состоится это преодоление, получается эффект живописности и пастель будто раскрывается, становится больше чем пастель. Тут преодолен материал и он дает больше, чем обычно может дать художнику.
Глубок у Сергея Бакина интерес к балету и интерес к закулисью балета. Это главнейшая из тем Сергея Бакина. Работы этого цикла можно характеризовать стилистически как постимпрессионистические. Предшественник С.Бакина в этой теме в пространстве мирового искусства, Эдгар Дега более реалистичен, и хотя его причисляли к импрессионистам, сам предпочитал себя считать реалистом. По сравнению с ним Бакин оттеночно и по трактовке образов куда более близок импрессионистам. Отметим также, что существует целое объемное теоретическое исследование искусствоведа О.Ю. Кошкиной «Наследие Э.Дега в творчестве С.В.Бакина». И мы согласны с ее утверждением, что: «Опираясь на известное высказывание Дега о том, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией», в данной сдержанной работе (посвященной балету) Бакин предельно последователен заветам великого мастера: он творит создание настоящей живописи малыми средствами, передавая сложную гамму цветовых отношений натуры». И все же, несмотря на прямую преемственность темы, С.Бакин никак не подражатель, а продолжатель европейской живописной и пастельной традиций. Нам кажется верным также высказывание о творчестве художника Александра Семенцова: » В отличие от предшественников, художник избегает использование открытого цвета, натурности в колорите. Создавая, казалось бы, монохромные по колориту холсты, он тонко варьирует множество оттенков светлых тонов, уплотняя рисунком весь холст»; «Образы Бакина исполнены внутренней экспрессии и порой глубокого трагизма». Так сказал А. Семенцов.
Да, его холсты плотно, изящно записаны и калористически сдержанны, психологически емки, порой истинно трагичны…
В отношении балетной темы художник предстает как пристрастный созерцатель, умеющий виртуозно схватить, подхватить из воздуха жест балерины, остановить миг жеста как динамический всплеск движения. Несмотря на необозримую обширность балетных циклов Сергея Бакина, укажем на типологически наиболее характерные с нашей точки зрения, работы. Прежде всего художник, безусловно, певец вечной женственности. Это неотъемлемая черта подавляющего большинства работ. Правда, что его не только интересует у танцовщиц момент хорового единства совместных движений, но и момент усталости, когда тонкая фигура балерины поникает, когда ее силы на исходе. Этот мотив нестандартен для изобразительного искусства, создается впечатление, что наиболее полно он разработан и отмечен именно С. Бакиным, чье мастерство оттачивалось с его ранних лет жизни в средней художественной школе при Академии Художеств и в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. (Своим учителем живописи он считает прежде всего Родиона Гудзенко, художника старшего поколения ленинградского андеграунда).
По признанию художника, он много лет увлеченно работал над темой балета. «В 2001-2007 гг. я имел возможность посещать репетиции и спектакли Мариинского театра, с 2001 г. по 2013 г. — Театра балета им. Л. Якобсона, потом делал наброски, рисовал в детской студии балета А. Аттикова (c 2013 по 2014 гг.). Профессионалы-балетмейстеры могли бы назвать движения группы или отдельных фигур, обликов, силуэтов, их балетными «именами», но не терминологические определения иллюстративно интересны художнику, а особый характер, «динамический ключ» схваченного момента, который под мелком или кистью художника становится истинно изящным, пойманным в своей мгновенной неуловимости… Бакин не каталогизирует движения. Художник-наблюдатель выявляет для зрителя в них экстатический порыв, их красоту. Он улавливает, любуется и глубоко по-своему отражает. Укажем в связи с вышесказанным прежде всего на такие работы, как «Балет» (2019), «Пачка» (2006),»На репетиции» (2017), «Кетеван» (2017), «Поза» (2017), «Танцовщица» (2014). А вот примерами зорко уловленной грациозной женственной усталости, релаксации в балете могут служить, например, «Устала» (2019), «Пуанты» (2023), «Танцовщицы» (2013), «Пауза» (2024), «На репетиции» (2003), «Думы» (2016) и многие, многие другие. Есть и прямо противоположная, хотя и очень сходная по сюжету балетная линия, где балерина напряжена как натянутая струна, она полна юной энергии, готова стремительно вырваться на сцену, она только начинает свой вдохновенный танец. Это такие работы, как целый цикл «За кулисами» (2023), тематически сходны»Балет» (2013), «Танцовщица» (2023), «Танцовщица, надевающая пачку» (2011), «Черная танцовщица. К. Кандаурова» (2001), «Эскиз» (2017).
Заметим также, что бесчисленные балерины Бакина предстают не на приволье фантазии — обнаженными, нет. Невольный эротизм художника касается каждой складки их одежд, поданных в нежданных поворотах и мелковых овальных росчерках. В этом авторском смысле чрезвычайно ценен и эстетически совершенен цикл в цикле (что характерно художнику) — «Женщины-бабочки», где символически одежда танцовщиц фантазийно претворяется в летящих, танцующих бабочек. Именно тут максимальная творческая увлеченность, пленённость темой… Нельзя не вспомнить о том, что художник окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной — отделение моделирования одежды. Семь лет работал по специальности в Ленинградском Доме моделей. Возможно отсюда в «женщинах-бабочках» столь утонченно женственно воплощено искусство создания силуэта.
По иному в многочисленных и разнообразных балетных произведениях звучат мужские образы танцовщиков. Такие как «Петрушка» (2024), в облике которого плачет печаль, и явно парные «Фавн» (2024) и «Нуреев»(2024), в которых художник, создавая лепку фигуры, экспериментирует с цветовым пятном, с графически мелком поданной тенью… Тут больше созерцания, а не любования, как то зачастую проявляется при создании девических, женских образов. Создается впечатление, что у Сергея Бакина рисунков и этюдов балетной темы наработано на тысячелетие вперед. И автору все они дороги, в каждом опыте он находит нечто особенное, каждый вызывает воспоминание о пережитом чувстве.

Если в Европе к 1980-ым годам ХХ века стал постепенно угасать интерес к пейзажам, то в России он, расширился, развиваясь. В пейзаже многие художники осуществили себя как мастера. Каждый для узнаваемости должен иметь свою тему, свое направление, свои стилистические особенности. Узнаваемость вообще это решающее качество при оценке самобытности и значения художника.
Сергей Бакин громогласно и основательно проявил себя как творец, воспевший родной ему Петербург. Его городская, урбанистическая серия столь же обширна и многочисленна, как и отданная излюбленной теме, балету. И тут, в рамках серии, художник проявил себя уже как иной мастер. Тут еще прибавился калоризм. Точнее, изящество его палитры на полотнах перешло и в цвет.
У него есть в этой серии панорамные работы, такие как «Баржи на Неве. Белые ночи» (2001). Это холст неяркой, дымно туманной палитры. В нем из тумана проявляются совершенно реально, как видит человеческий глаз, образы серо светлого неба, речных судов, водяных речных бликов. Иная, панорамная урбанистическая работа «Петроградская сторона» (2001). Тут близоруко-размывчато возникает особая, неоимпрессионистическая живописность, где городское пространство, с массивами домов, мостом, фигурками людей, — все они освещены светлеющим (после дождя?) небом. Свет будто бы стекает с неба на местами изумрудные крыши домов. Тут хороши акценты соотношений — зеленого, серого, розового… В целом создается впечатление сходное с тем, которое идет от картин «предимпрессиониста» Джозефа Тёрнера…
Аналогична панорамная картина «Крыши на Синопской набережной» (2007), тут тоже, уже много раз воспетые живописцем, питерские многоэтажные старые дома, только цветовая доминанта клонится в небесно-фиолетовый, грозовой, северный свет…
Сергей Бакин ищет и находит свою живописность и в холсте «Туман на Фонтанке». Фиолетовое свечение вечернего неба над мостом, и над ним желтые, размытые дождем, фонарные огни, данные одним артистически точным мазком. Они отражаются в воде. Палитра неба и воды по сути едины, разница видится лишь в бликах-нюансах…
У Бакина так бывает, что один-два решающих мазка создают доминанту мечтательно туманного настроения. Мазки эти — желтые огни фонарей. Они не нуждаются в «конкретике», реалистической «прописи». Ведь и так убедительно создается настроение, сотканное из сдержанных по самой своей природе тональностей северных света и цвета.
В городской серии есть и иные, «трагические» изображения. Это, например, «Апраксин двор. Ночь» (2013). Трагический настрой наступает при созерцании темных, черных провалов окон, у покинутого в ночи старинного дома. Или он просто выглядит покинутым… Красноватые блики неба только усиливают напряженность общего тона этого сильного, запоминающегося произведения.
В рамках серии можно было бы составить целую выставку С.Бакина, назвав ее «Мосты Петербурга», на столь многих холстах художника появляются и живут разные, не похожие ни по виду, ни по подаче мосты. Тут назовем «Американские мосты. Обводной канал» (2012), «Фонтанка» (2024), «Мост Петра Великого. Ночь (2015), «Последний трамвай» (2007) и ещё другие, где мост предстает деталью более обширного пейзажа.
Еще один большой, ценный цикл аритектурной графики С.В. Бакин посвятил отражению наследия архитектора Сильвио Данини, творившего в эпоху Серебряного века, спроектировавшего масса жилых домов, храмов в Царском Селе, в Петербурге, его окрестностях. В 2022 году в городе Пушкине, в здании кордегардии Московских ворот, прошла персональная большая выставка художника — «Посвящение Данини».

Совершенно особой, магистальной, как и балет, темой творчества Сергея Бакина предстает карнавал. Причем это особый карнавал, грустный, задумчивый, фантасмагоричный. Ведь и в реальности некоторые образы всемирно знаменитого, основного в Европе, Венецианского карнавала, откровенно призрачны и пугающе страшны. В той части серии, которая исполнена на холстах, есть спокойный, неяркий декоративно-живописный настрой. Как «проявляются» из марева приглушенного цвета, четкие, красивые женские лики!.. В их «появлении» на холсте есть нечто врубелевское!..
Иное дело — пастельно графическая часть того же карнавального цикла. Началась она с начала 2000-ых годов. На пастельных листах образы гротескные, сатирические, мы чувствуем «двойное дно» у их клоунадного, площадного, «накладного» веселья.
Мастерство рисовальщика, присущее всем без исключения созданным художником циклам, придает образам особую притягательность. Что то зловещее мелькает в их гротеске. Есть среди них статичные, но больше тех, которые сразу пленяют своей динамичной подвижностью, сложно сопряженной с психологически заложенным в них трагизмом. Все это творчески обретается художником совершенно экспромтально…
Еще один самостоятельный цикл — портреты. По признанию художника, он на этом направлении не так концентрировался, делал их от случая к случаю. Почти все они близки манере al prima, жанру «моментального» портрета, сделанного с натуры за один единственный сеанс. И тут «инстинкт» мастерства опять не подводит Сергея Бакина. Очень совершенен и психологически глубок женский портрет «Катерина» (2005), еще более пленяют мужские «возрастные» портреты, такие как «Рыбак. Герман» (2015), «отец Андрей» (2011), «Н. Благодатов» (2011), «Рыбак» (2014). Очень силен портрет в тоне сепии Н. Белоусова (2016). Нежданно в этот цикл врываются другие портреты, близкие к жанровым, в них уже доминирует ирония — это «Причастие» (2001), где католический священник подает, причащая, облатку: тут двойной портрет. И сюда же можно отнести иронически «заостренные» портреты Р. Гудзенко (1998) и Р. Якушина (1978), которому предшествовал его же карандашный, ранний портрет 1978 года. Отдельным философским опытом смотрится один из детских портретов «Девочка с черепом» (1981), исполненный на картоне маслом. Во всех портретах Бакина наблюдается определенная графичность, что придает чертам образа четкость и выразительность. Цикл портретов расширяется в подраздел, который сам мастер назвал «Жанр», то есть пастельно-графический раздел жанровых произведений. И тут С.Бакин тоже проявил наблюдательность — очень интересна и трогательна серия, изображающая пожилого человека с маленьким ребенком в электричке, изумительно написаны блики на воде, когда нарисованы купальщики…
Несколько в стороне от иных авторских циклов стоит у Бакина его «Интимная жизнь». Этот цикл состоит из женских ню, обликов красивых и некрасивых, реальных, нефантазийных женщин. Некоторые произведения звучат тут эскизно жанрово, особенно там, где автор изображает пары на городских парковых скамейках. Характерны тут также «Соблазнитель» (2021), «Пара» (2024), «Кафе» (1999) и др.
Из психологических черт самого Сергея Владимировича Бакина, каким он предстает в жизни, нам кажется, что в его характеристику можно включить следующие особенности — он человек целеустремленный, самодостаточный, как художник прицельно наблюдательный. В жизни действует смело, решительно, несмотря на ранимость и северную сдержанность. От депрессивных настроений его спасает несущий по жизни талант художника, увлеченность, чувство ответственности, которые соседствуют с такими чертами как неординарность и одаренность. Большая работоспособность определила огромность, обширность наработанного творческого багажа. Этого бы не было, если бы не наличие недюжинного темперамента, толкающего на все новые разнообразные поиски.
Сергей Владимирович Бакин — член Союза художников России. Почетный деятель искусств России. Действительный член и вице-президент Международной академии современных искусств. Член Национального союза пастелистов России. Член Французского общества пастелистов. Лауреат Art du Pastel en France 2003 и 2012 года. . В 1995-1996 – участник аукциона Druo (Франция). Осуществил много персональных и более 200 групповых выставок, в том числе с группой «Митьки» (1988—1989 гг.). Завоеванные им на конкурсах награды и дипломы перечислить вряд ли возможно. Он известен знатокам современного изобразительного искусства как в Петербурге, так и в Москве, где каждый новый его персональный вернисаж прибавляет ему искренних и заинтересованных поклонников.

Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, искусствовед Федерации Акваживопись, заместитель председателя Южнорусского союза писателей.