О ХУДОЖНИЦЕ ЕЛЕНЕ СТАРКОВОЙ

Станислав Айдинян

Художница-абстракционистка Елена Старкова принадлежит к плеяде талантливых современных творцов, смело развивающих абстрактное живописное направление, появившееся и сформировавшееся в XX столетии.
Широта жизненных интересов художницы прямо отразилась в ее биографии. Родилась Елена Старкова в Ростове, под знаком Козерога, 3 января 1980 года. Она – выпускница факультета журналистики Московского государственного университета. Профессиональная журналистка, бывшая в ранней юности нештатным, а потом и штатным корреспондентом влиятельной газеты «Аргументы и Факты». Работала в ИТАР-ТАСС, писала для редакций многих периодических изданий. Такая работа требует немалого темперамента. Надо быть человеком энергичным. И Елена неизменно проявляла эти качества, хотя творческое ее начало в рамках обретенной специальности еще не полно реализовало себя… И тут – новый поворот судьбы, — она решает получить второе образование, стать дизайнером интерьеров. Елена Старкова оканчивает Школу академического дизайна. Дизайн, как явление культуры неотделим от опыта мирового искусства. Дизайн осуществляет преобразование бытового предмета в эстетический образ. По пути освоения дизайна Елена в глубине души постепенно стала становиться художником. Развился ее вкус, стал утончаться и совершенствоваться ее психический мир. И тогда – навстречу развивающимся человеческим качествам пришло само творчество… Этому способствовала встреча с Александром Гудковым, преподавателем академического рисунка в Школе дизайна, где она училась. С ним она занималась около двух лет. Как показывает мировая история живописи, именно в мастерской художника-профессионала ученик обретает основу не только определенных навыков, но чувство рисунка, чувство живописи, чувство пропорций, чувство соотношений цветов, и само чувство свето-цветовой соразмерности будущего произведения. Не менее удачной для творческой судьбы художницы стала и встреча в 2006-ом году с художником Виталием Кубачевым, в мастерской которого она стала осуществлять первые свои масштабные графические и живописные работы. Вместе с ним и с группой Российских художников она выставлялась в Германии, в выставочном зале «Packhof» старинного города Ханн-Мюнден, далее в частной галерее в Геттингене, в Касселе в одной из экспериментальных школ искусства…Выставлялась Елена Старкова и в России, в Москве, в известной арбатской галерее «А3», в государственной галерее «Творчество» на Таганке, где выставка художницы носила название «Свободный полет». Совсем скоро недалеко от галереи «Творчество», в том же 2007-ом году последовал вернисаж «Сказки в сезон дождей» в элитарной галерее «Сэм Брук», при музее В. Высоцкого. Как видим, широко осуществляя выставочную деятельность в последнее время Елена дала возможность многим любителям изобразительного искусства познакомиться с ее произведениями.
Сама художница говорит о плодах своей кисти исключительно важную для нашего понимания вещь: «Я не боюсь использовать яркие цвета. Считаю, что сейчас пришло в современном искусстве время для выражения позитивных эмоций…». Положительное начало жизни, доброта, ненасилие, проявления добра, радости Елена считает основным и необходимым качеством настоящего художника.
Работы именно подобного направления представлены на выставке под названием «Дуализм» в московской галерее «На Солянке». Названия картин говорят о раскрытии личности художницы в круг выражаемых ею корневых понятий Древнего Востока. Так, например, холст «Дхарма» (2007) санскритским названием переносит нас во времена, когда в Древней Индии этим понятием обозначались и само учение Будды и закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Упомянутый холст смешанной техники несет на себе синий, красный, желтый, коричневый тона, поданные, как и во всех почти работах Елены, «витражным» образом, когда каждый цветовой фрагмент несет свою оттеночность сначала сам по себе, а уж потом входит в цветовой диалог с другими, столь же витражно отделенными, фрагментами целой картины.
К работам того же года и той же серии относится холст «Инь-Янь», также исполненный в смешанной технике. Тут изображено вечное соотношение Мужского и Женского начал. Причем художница по-своему выбрала цветовую гамму для выражения процесса, строящего Мир. Произведение это исключительно динамично. В нем, взаимопроникая, клубятся два цветовых облака. Черное, по-видимому, выражает Мужское начало, «плюс», желтое же облако – Женское начало «минус». Это основные «семантические» составляющие холста. Им «аккомпанируют» коричневый и синий цвета. Основное ощущение от «Инь-Янь» — ощущение мощного борения, динамического взаимодействия двух начал. Напомним, что название выставки, на которой представлена работа – «Дуализм», то есть именно двойственность всего сущего с точки зрения философии…
Одна из лучших, возможно, работ Елены Старковой – «Пламя» (2006). В этой работе метафорически сотворен образ пылающего огня. Центральная часть холста – желтого тона, — художница чувствует, что внутренняя составляющая пламени – пуста. Однако, вокруг коронообразные языки пламени! Их много, в нижней части картины они образуют резкую, ломаную, зубчатую «линию огня». Основные цвета здесь: красный, темно синий, светло синий и желтый.
Художница создала целую галерею весьма разнообразных по настроению, содержанию, цветовой гамме и наполнению работ. Назовем среди них: задумчивый холст, в котором видится причудливо исполненный абрис мужского лика; за ним — совершенно лунный по настрою холст «Боль-но» (2007), тонкую, изящную, сиренево-фиолетовую работу «Тебя», странно сдержанную серо желто коричневую картину «Война» и «многогоризонтальную» «Даль»…
О столь многообразных и многокрасочных опытах Елены Старковой можно еще немало написать, поскольку они будят в человеке чувствующем целую гамму разных ассоциаций. И при одном просмотре это могут быть одни ассоциации, при другом – другие. Это свидетельствует о емкости таланта Елены Старковой, чья кисть обещает нам еще много новаций, еще много цветовых и контрфигуративных абстрактных созданий.

Станислав Айдинян, искусствовед,
член правления международной ассоциации содействия культуре,
Лев Сафонкин, журналист.