ОБ АКВАЖИВОПИСИ

Станислав Айдинян

В Москве, в Южном округе, в выставочном зале «На Каширке», известном своими яркими вернисажами современного искусства, проходит Традиционная осенняя выставка Федерации Акваживописи России. Ранее выставки этой плеяды назывались «Свет Акварелей». Нынешнее название строже, академичней. Устроители сообщают, что идет особый, «предъюбилейный» вернисаж, знаменующий девятилетие существования Федерации. Следующий год – юбилейный. Выставку можно смело причислить к явлениям международным, так как на ней представлены художники из Украины и из Прибалтики. Количество участников вполне, говоря по-московски, «манежное», их 176…
Бывает так, что на больших выставках хочется сначала обратиться к малым произведениям. Нагибаюсь к витрине, за стеклом – «Свеча и мотылек» Н. Грачевой, присмотрелся внимательнее, на оборотной стороне указание на то, что передо мною светоцветовое посвящение К.Бальмонту, его стихотворению «Пламя» — «…Я только миг люблю и удаляюсь прочь, // Со мной был яркий день, — за мной клубится ночь…» Еще за стеклом – акварельная монотипия, «Зазеркалье» Г. Ураповой, изображен воистину красивый розоватый, небесно клубяшийся вход в инопространство, как эскиз к кадру фантастического фильма или сна… И тут не обошлось без поэзии – пояснение звучит строкой – «Непросто в вечность заглянуть, // нам не открыли этот путь…» Традиция стихотворного «оснащения» акварели в России – от М.Волошина…
В витрине обращает внимание и изящная миниатюра одесского графика А.Мирзина, известного на Украине своими акварельными посвящениями старинным гербариям, тут работа из характерной ему серии, называется «Polsatine Negricans». Свободной, уверенной манерой отличаются выставленные здесь же малые «ню» Л. Уховой.
За пределами витрины – в первом, «концертном», большом зале особенно интересны мистические «сочинения» на тему цвета Ария Радогора – «Встреча», «Путешествия за горизонт», «Волшебная страна».По технике это акрил на ДВП. По непосредственному впечатлению это трансформативные образы на фоне удивительно объемной синевы – ледяные радуги, вплетенные в них фигуры и формы. Свой стиль Радогор именует трансреализмом; возможно в том смысле, что здесь реальность перенесена в запредельность.
Не менее изобретательную, но по-иному изящную работу можно увидеть, если вернуться в «витринный» зал, к исходному «пункту» нашего намеренно произвольного и непосредственного знакомства с выставкой. Там французская по характеру «зарисовка» Е. Строевой, названная «Сосны». Несколько брошенных на белый фон кратких «ударов», штрихов – желтые, красно-алые, зеленые цвета при всем определенном минимализме дают цельное ощущение того, что тут художественно все состоялось… Сходное по законченности впечатление иным образом оставляют и другие работы, хотя они более «спокойны» темой и тональностью.
Как и ожидалось – жанр предполагает традиционные мотивы, — на стенах четырех, больших и малых залов галереи много изображений цветов, сотворенных и в батике и в акварели и в иных акватехниках, то есть тех техниках, где составной частью выступает вода. Напомним, что по признаку присутствия в техниках «аквы», водной основы, этого непременного компонента, «Акваживопись» и принимает в свои многообразные ряды художников…. Невозможно исследовать глубины и волны всего «моря цветов», назовем «Лилии и ирисы» Т. Корневой, «Красные цветы» Е. Шуляк. Цветы Н.Щербаковой-Ионовой в «контексте» нынешнего собрания акварелистов производят на сей раз впечатление более приглушенных в цвете, чем на прошлых вернисажах показывала опытная и темпераментная художница. Какая же самая яркая по буйству цвета работа вернисажа «На Каширке»? Наиячайшего колорита скорее всего «Пионы на красном» кисти Н. Подгорненской …
К «традиционной» акварели с графической основой тяготеют произведения Н.Черниковой, И.Борда, «аква-листы» О.Науменко, ее Италия, — «Венеция, Гранд канале». В больших скобках заметим, что теме Италии весьма талантливо по-иному воспоследовал и И. Хандожко, выставивший малый холст- темперу, — «портрет» малого горного итальянского городка. Есть и «Каналы Венеции» Н. Хвостюка, и «Незабываемая Венеция» И.Нестеровой, где импрессинистический призрак тонущего в сумерках великого города… Или –- «Пляж в Палео-Фалерно» А.Чебановой, по характеру прямо верещагинский… . И из лучших представленных на выставке работ – «Венеция, одинокий гондольер» Бориса Арутюняна, ставшего победителем второго конкурса Федерации Акваживописи. В этой высокого художественного вкуса работе, созданной кропотливо, «во много слоев», есть что-то тернеровское по колориту – из фонового марева выступает выгнувший спину над каналом мостик и на ближнем плане – гондола, гондольер…Тема урбанистическая таким образом совершенно ненамеренно, спонтанно осветилась Италией… Португалию же на выставке по-своему отразил М.Кунашев, — его «Ваза» имеет прототип в Барселоне, в парке Гауди, из вазы растут сукуленты, разновидность кактусов. Испания представлена Иг. Кочетовым, его новой работой, отражающей недавнее впечатление от поездки в Испанию, — «Испанский полдень»… Приятно видеть и «ультрареалистическую» серию «Стрый Таллин» — «Биржевой проход», «Аптекарская улица» В.Лицкевич. Они тематически существенно разнообразят выставку.
Правда, славянских по тематике, по «географии» аквапейзажей значительно больше. Тут «Левитановский мостик» М.Зотовой, «Дорога в Подол» П.Москалева. С.Андреев – «Ферапонтово», «Кирилловский монастырь» — в двух последних – зимний лирический пейзаж. Напротив, летний сезон, летнее настроение, например, в работе – «Красный домик, деревня Солпа» А.Никитина. Ретроакварелью смотрятся две жанровых сценки с купальщицами; одна сценка городская, на ней старинные барышни наполеоновских времен, другая, рисующая ту же эпоху, российская — стародеревенская. Автор – Ю.Козак.
К условно-пейзажной «линии» выставки примыкает работа другого гостя из Украины, Е.Запоточного, давшего к своей акварели развернутое пояснение: «Спуск в долину Днестровского лимана. 50-ый километр от Одессы (2001)». К некоторой условности и даже манере 50-ых – 60-ых годов тяготеют работы «Сретенка» А.Горячкина, «Голубой натюрморт» Е. Сизиковой, а рядом – прыжок в 80-ые годы – почти «казаринский» петух В.Котова и, дальше в современность, – два больших аква-картона В.Щербины – «Берендеевка», «Март»…
Есть на выставке и немало всевозможных натюрмортов, как, к примеру, реалистический натюрморт Т. Андросовой, назван он – «Сельский натюрморт», — крынка так уютно повязана платочком, как деревенская бабушка. С нею луковица, скорлупка от яйца, но художник дополняет изображенное по-своему, прибавляет и серп и на деревенской деревянной стене он вешает еще железные скобы, крюки-запоры для дверей, видна рука хозяина… Скромно, но представлен и портрет, как «Портрет Луизы» И.Куколкиной, — портрет сде6лан в батике! – и передано острейшее внимание тонкой, по-парижски астенической женщины, сидящей в летнее время за бокалом вина в рюмке на длинной, очень длинной ножке…Работа с нервом, с настроением.
Среди опытных, маститых «держателей» акварельной кисти, нежданно —работы школьника К.Соловьева и, надо сказать, они совсем не «выбивается» из ряда, в них есть некоторая даже цветовая торжественность, которую достигает не всякий взрослый – некоторая значительность, что ли…
Нам конечно не подвластна возможность отразить все высокие, да и средние художественные дарования, отобранные к участию в этом объемнейшем собрании, однако в заключение скажу, что выставки Федерации год к году приобретают все большую весомость и они незамненимы в том отношении, что дают представление о целом слое отечественного искусства, о целом букете жанров и поджанров, объединенных водою, льющейся из кастальских источников вдохновения в краски, под кисти акваживописцев…

Станислав АЙДИНЯН,
директор культурных программ «Спейс».