С первого взгляда…

Станислав Айдинян

С первого же взгляда на картины кисти Мари Николь людям, чувствующим искусство, становится явственна и близка какая-то тонкая проникновенность, пронизывающая ее, столь разные по сюжету и жанру, работы…
Это качество пришло в живопись художницы от, собственно, человеческих качеств ее личности, ведь и ей, как и ее картинам, присущи – искренность, солнечность восприятии мира и обаяние женственности – без тени позы, наоборот, от естественности. Последнее качество также присуще сполна картинам Мари…
Возьмем, к примеру, ее холст «Разговор с другом при лунном свете». В закатном свете мы видим фигурки лошади и с нею стоящего человека, он то ли кормит ее с руки, то ли гладит ее теплые губы. Это сердечное общение двух, вечный символ, даже иероглиф Доверия меж конем и человеком, или, точнее, меж Природой и человеческим сердцем. В этом холсте и большое дерево и малые фигурки человека и коня взаимно пространственно соотнесены и соотнесение сгармонизировано и в форме и в сдержанном, но, тем не менее, выразительном цвете…
Еще одна характерная психологическая черта творческого абриса художницы: ее холсты ею создаются утром, при солнечном свете. «Ощущение солнца есть в моих работах, – признается художница. Из окна ко мне приходит луч света и я передаю его…» Что до художественной манеры, то она «камертонно» в каждой работе подчиняет все единой красочной гамме, неяркой, однако насыщенной, как, например, в ее «Ромашках и клевере» (2004). Работы Мари Николь всегда продуманы, и иногда парадоксальны, как, например, когда она рядом изображает ромашки и клевер, то это намеренный парадокс. Ведь ромашки вянут уже в августе, а голубой лист ивы сменяется новым в конце августа… Это единственный зеленый лист в нашей полосе, который рождается в конце лета..
Вообще «садово-парковая» тема объясняется тем, что у художницы есть садовый участок, дача под Сергиевым Посадом, там она отдыхает и пишет картины. Любит она бывать в Абрамцево, где ее восхищает коллекция произведений русских импрессионистов, таких как Фальк, и художники Бубнового Валета…
Говоря о творчестве Мари Николь невозможно не остановиться на влиянии на нее именно импрессионистов. Она изучала любимого ею французского импрессиониста Дега, изучая, копировала, и не только, а развивала его отдельные эскизные мотивы, переводя их авторски в холст, масло. Тогда она подписывала работу так – «Degas – Mari Nicole». «Я не скрываю изначального источника, откуда беру мотив», — поясняет художница. На одной из работ серии с девушками-танцовщицами, Мари изобразила и черный силуэт самого Дега, наблюдающего за своими собственными персонажами. В скобках заметим, что она, Мари Николь, также и отменный копиист, однако это направление она не считает исключительно важным для своего пути в искусстве…
Путь этот начался у нее с самого раннего детства, когда она стала рисовать. Дега рисовал балерин и она когда-то была маленькой балериной, посещала хореографический кружок . В 1988 году окончила Московский педагогический институт, ныне Открытый педагогический университет. Так она получила высшее образование в живописной сфере. Брала и частные уроки у старейшего российского художника, преподавателя Юр. Мих. Рыжика, работы которого имеются и в Третьяковской галерее. Много позже участвовала и побеждала в московских кон конкурсах красоты. Объездила пол мира, бывала в и Африке…Жила и во Франции и в Швейцарии, оттуда ее творческий псевдоним. По словам Марии Никулиной, а именно таково ее настоящее имя, ей более интересны теперь не ее давние поездки по миру, а те, когда она выезжает за рубеж с выставками. Так она выставлялась в Лондоне в составе коллективной выставки «On the wall» – «На стене», там участвовало с российской стороны восемь художников. Ее работа была приобретена… Передо мною лаковый рекламный пригласительный билет «Avantgard Gallary» которая в 2004 году представила в Лондоне полотна шести российских живописцев. Проект этот был назван «Colour, Form, Reflection», — то есть – «Цвет, Форма, Отражение». Среди участников – имя Мари Николь.
И вот снова – вернисаж в известном и уважаемом государственном выставочном зале «Творчество» на Таганке. Возглавляет зал председатель Совета директоров выставочных залов Москвы, Гр. Ник. Гинзбург, человек с огромным экспозиционным опытом и профессионально заостренным вкусом. Нам кажется, что на Мари Николь выбор пал не случайно. Ведь у нее среди разнообразных «прикосновений» к разным темам есть еще и анималистические. Таков ее холст «Семья», на нем изображены мишки коалы, австралийские жители. И в них столько грациозности и уже упомянутой проникновенности, что сразу видишь сколь сердечно наполнена художница, как любит она Природу и братьев наших меньших, впрочем, не забывая, что они звери с очень крепкими когтями… Как реалистически проработана шерстка! Как играет по ней свет!..
Художница сама долго «выстаивает» свои работы. Так и «Семью» она выставила далеко не сразу, а только когда пережила сюжет, и лишь тогда решила показать ее людям… Такова мера ответственности художника и очаровательной, умной женщины, обладающей емким и своеобразным талантом, — Мари Николь…

Станислав АЙДИНЯН,
искусствовед Федерации Акваживописи,
директор культурных программ «Спейс».